Реклама
Как учить детей принятию других (и себя) и почему это важно?
16 ноября 2022 21:15
16 ноября во всем мире отмечают Международный день толерантности. По этому поводу мы собрали рекомендации о том, как учить ребенка быть терпимым к другим (и к себе) и спросили у психолога, почему это важно.

Изучайте разные культуры

ООН определяет толерантность как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Именно поэтому важно рассказывать и показывать детям, насколько разнообразна мировая культура и традиции.

К этому можно подходить с академической точки зрения — изучение иностранных языков, мировой литературы и истории, искусства и культур разных цивилизаций важно для понимания, насколько разнообразен мир. Но и путешествия, и общение с теми, кто живет в разных странах, и мультики, комиксы и книжки о том, как живут взрослые и дети в разных уголках мира, сработают не хуже.

«Это мой дом. Как живут дети от Аляски до Ямала»
673 р.
Издательство «Миф»
«Фермерские рынки мира. Кругосветное путешествие»
1990 р.
Издательство «Самокат»

Выбирайте игрушки с разнообразной внешностью

Несмотря на обилие брендов, производящих игрушки, разнообразие внешности кукол все еще остается серьезной проблемой: чтобы отыскать пупса с небелой кожей, азиатским разрезом глаз или другими особенностями внешности, вам придется приложить усилия. Но они точно окупятся.

«Куклы, представляющие различные этнические группы и культуры, — лучший инструмент, чтобы рассказать детям о разнообразии и толерантности», — считает Минако Судзуки Лоу, создательница бренда игрушек BOKUNO, который специализируется на изготовлении тряпичных кукол с самой разной внешностью.

Ее мнение подкрепляют исследования: игры с куклами с нетипичной внешностью или физическими особенностями помогают детям принимать людей с аналогичными особенностями в реальной жизни и быстрее устанавливать с ними дружеский контакт.

Кукла Мэйли с медвежонком, Paola Reina
4015 р.
Кукла «Друзья мира — азиат», Berjuan
3299 р.
Текстильная кукла «Русалка Селин», Holivin
2990 р.

Обсуждайте «непростые» темы

Одна из причин возникновения нетерпимости к другим — страх перед неизвестным, незнакомым и непонятным. А лучший способ бороться с этим страхом — это навык обсуждать то, что непонятно, пугает или отличается от привычного.

Часто этот же страх объясняет, почему нам сложно говорить с детьми на «неудобные» темы: мы и сами не всегда толком понимаем, что происходит. Почему люди с ментальными или физическими особенностями ведут себя иначе? Стоит ли бояться приезжих, которые выглядят совсем не так, как мы? Как живут семьи, непохожие на мою? Обсуждая все эти вопросы с ребенком вы наверняка найдете важные ответы и для себя.

«Просто о важном. Про Миру и Гошу»
1067 р.
Издательство «МИФ»
«Суперстранные дети»
850 р.
Издательство «Самокат»

Не транслируйте стереотипы

Стереотипы — это неотъемлемая часть нашей жизни. Иногда мы руководствуемся ими, принимая решения, иногда транслируем их неосознанно в виде шуток или цитат из всем известных фильмов или книг. Но дети, в отличие от взрослых, склонны воспринимать всю внешнюю информацию буквально и моментально встраивать ее в собственную картину мира. Именно поэтому нам сложнее всего подвергать сомнению стереотипы, которые берут корни в родительской семье: мы с детства считаем их правдивой информацией о том, как устроена реальность.

Между тем, стереотипы вредны для детей не только потому, что мешают принимать других, но и с точки зрения ограничений возможностей. Стереотип — это барьер, который не дает выйти за рамки заранее известных сценариев, мешает проявлять креативность и находить более релевантные решения в стремительно меняющемся мире.

«Женщины и мужчины»
1027 р.
Издательство «Самокат»
«Понаехали тут»
850 р.
Издательство «Самокат»

Научите ребенка противостоять буллингу и защищать тех, кого травят

Буллинг в детских коллективах — прямое последствие отсутствия внимания к развитию эмпатии и толерантности с самого раннего возраста. Разумеется, буллинг — это комплексная проблема, решать которую должны взрослые. Но понимание о том, что это такое и как стоит вести себя в любой из позиций в ситуации травли, критически необходимо каждому ребенку.

«Больше не дразнись!»
490 р.
Издательство «Альпина.Дети»
«Новенький»
850 р.
Издательство «Самокат»
«Леди Орангутан»
390 р.
Издательство «Альпина.Дети»
Мария Потудина

Психолог, медиатор

Объяснить ребенку, что такое толерантность, можно буквально в одной фразе: «Я вижу, что ты другая или другой; вижу, что ты отличаешься от меня, и принимаю это». Это знание необходимо абсолютно каждому человеку, и уж точно оно важно для детей, которые родились и растут в такой большой, мультинациональной и мультикультурной стране, как Россия. Поэтому объяснять ребенку, что люди разные, и учить принятию других с детства, безусловно, нужно.

И семья здесь играет крайне значимую роль. Способность к эмпатии и принятию других развивается в близких отношениях и закладывается в самом раннем возрасте. Толерантности невозможно научить на уроке в школе — она приходит в мир ребенка вместе с другими ценностями родителей. Если родители сами осознают важность компромисса, договоренностей, сострадания к чужим трудностям, то ребенок легко сможет перенять такие установки. Вам останется только развивать тему, обсуждая культуру разных народов, национальные костюмы и традиции, какие‑то интересные особенности быта.

В таком же ключе можно обсуждать с ребенком любое разнообразие нашего мира: то, что люди различаются по внешности, цвету кожи; что существуют разные состояния здоровья и особенности, которые являются нормой, несмотря на то что могут выглядеть непривычно. Чем больше примеров интеграции разных людей в общество ребенок будет видеть, тем шире будет его или ее спектр принятия.

Недавно была новость, что население Земли достигло 8 миллиардов человек. Разумеется, мы все не можем быть одинаковыми.

Когда мы об этом говорим и показываем ребенку разнообразие нормы, такие разговоры и становятся залогом формирования толерантности.

Нашим детям предстоит довольно долгая жизнь. Хотя бы однажды каждому человеку приходится столкнуться с ситуацией, где он или она отличается от большинства и сам становится ограничен в возможностях: внезапная травма или перелом; внезапный серьезный диагноз — СДВГ, диабет, что‑то еще. Если человек с самого детства готов к тому, что у разных людей может быть разная внешность, физические данные и другие особенности, ему будет намного легче адаптироваться к ситуации, где «другим» становится он сам.

Сейчас есть много хороших книжек и мультфильмов, которые учат детей и родителей принимать и понимать различия и общаться с людьми с особыми потребностями. Нельзя не упомянуть мультфильм и книгу «Про Диму» проекта «Детям о важном», а также невероятно трогательный испанский короткий метр «Струны» о детской чуткости и принятии.

На примере таких мультиков и книг, а также на примере реальных ситуаций об этом всем и стоит говорить с ребенком. У моей дочери непереносимость лактозы, у ее одноклассницы псориаз, а у другой диабет. И это все помогает обсудить то, насколько разными бывают потребности у людей в зависимости от обстоятельств.

Избегать обобщений и стереотипов тоже очень важно. Мы не говорим «все русские такие-то, а все португальцы, американцы, французы и так далее — еще вот какие‑то». Наоборот, стоит рассказать ребенку о том, как важно замечать индивидуальность каждого и в первую очередь видеть в человеке человека, а не набор ярлыков.

расскажите друзьям
теги
ООН
Читайте также
События недели на afisha.ru
Рекомендации партнеров