ЗОЖ

Современным детям все еще нужны дворовые игры. Почему? Объясняет психофизиолог

2 августа 2022 в 13:40
Фото: Getty Images
Дворовые приключения и дружба — синоним счастливого советского детства. Но за последние 30 лет свободные самостоятельные игры во дворе практически исчезли из жизни городских детей. Психофизиолог и педагог Виктория Ефимова уверена, что они и сегодня важны не только для физического, но и для психологического развития.
Виктория Ефимова

Доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз»

Вы наверняка помните по старым книгам и фильмам, каким было самое неприятное наказание для советских детей: конечно же, запрет выходить во двор, где ждут друзья и игры. Сегодняшним родителям уже сложно вспомнить эти времена. А самым страшным дисциплинарным взысканием для современных детей стало отключение домашнего интернета и лишение смартфона или игровой приставки.

Ответственные родители не забывают о пользе движения и активности на улице, особенно когда речь идет о малышах и дошкольниках. Школьников же обычно стремятся отдать в спортивную секцию или найти для них клуб, где можно тренироваться. Однако самостоятельные дворовые игры дают детям намного больше, чем просто физическую нагрузку.

Вот чем они отличаются от занятий, организованных взрослыми
Спонтанность

Игра во дворе возникает из ниоткуда, без повода и плана. «Тай-тай-налетай, кто в прятки играет?» И через две минуты все уже играют. И закончиться она может так же внезапно, если родители позвали ужинать или просто всех увлекло что‑то другое.

Ориентация на процесс, а не на результат

Важно не выиграть, а быть частью игры как можно дольше. Бонусом будет приобретение определенных навыков: двигательных или социальных. Но дети не думают об этом, когда играют. Вероятно, это биологически обусловленный механизм, потому что точно так же поступают и другие детеныши млекопитающих — котята, щенки, волчата. Они играют друг с другом, получая удовольствие не от результата, а от процесса.

Гибкость

Игры, организованные взрослыми, часто отличаются жесткой структурой и четкими правилами, чего нельзя сказать о самостоятельной и спонтанной детской активности. «Чур я в домике» или «Я так не играю» — нормальный ход в игре, которую не регулируют взрослые. При этом реальная жизнь достаточно непредсказуема. Поэтому детскую спонтанную игру можно считать моделью социальных отношений, с которыми ребенок столкнется во взрослой жизни.

Физический контакт

Иногда активные детские игры выглядят грубыми: они бегают с бешеной скоростью, сталкиваясь друг с другом, падают, ссорятся и мирятся. Тревожным родителям может быть сложно это принять, но грубые игры тоже важны: они помогают сформировать в мозге ребенка схему своего тела и ощутить границу между собой и другими.

Отсутствие взрослых

В дворовых играх нет целей, наград и других методов мотивации продолжать процесс, навязанных взрослыми. Кроме того, некому жаловаться, поэтому приходится самим разруливать возникающие ситуации. Это учит детей анализировать свое состояние и справляться с ним самостоятельно.

Какие сложности помогают решить дворовые игры?

Как руководитель неврологической клиники для детей с нарушениями развития я вижу сотни условно здоровых детей, которые не могут благополучно освоить программу начальной школы. Что не так с этими детьми? И как их проблемы могут быть связаны с отсутствием спонтанных игр во дворе?

Трудности с саморегуляцией

Современные родители часто склонны к гиперопеке. В результате их дети привыкают к тому, что за них всегда думают мама и папа. Взрослые каждую минуту регулируют поведение ребенка с помощью напоминаний, комментариев, просьб, окриков… И ожидают, что к школе он каким‑то образом станет самостоятельнее. И тут случается провал: в классе все сидят, а он вскакивает; все записывают задание, а он отвлекся; все молчат, а он что‑то выкрикивает с места. Ребенку без навыка саморегуляции требуется регуляция извне, но в классе слишком много учеников, поэтому учитель не может ему ее обеспечить.

Именно поэтому важно поддерживать в детях стремление к самостоятельности и создавать условия, в которых они будут учиться оценивать свое состояние и регулировать его без участия взрослого. Спонтанная игра во дворе с другими детьми — то, что нужно.

Невнимательность и гиперактивность

Это одна из самых распространенных ситуаций, с которой сталкиваются родители наших пациентов. До школы кажется, что ребенок развивается вполне нормально. Но потом оказывается, что он просто не может высидеть урок.

Я объясняю родителям: чтобы научиться неподвижно сидеть, сначала ребенок должен научиться эффективно двигаться.

Иными словами, сначала нужно отработать навык перемещения в пространстве с учетом цели: поймать мяч, догнать другого ребенка, рассчитать расстояние для прыжка, увернуться от летящего снежка и так далее. Для этого мозг ребенка должен научиться быстро определять положение тела и всех его частей в пространстве в разные моменты времени. Эта работа начинается еще во время внутриутробного периода жизни и продолжается на протяжении всего детства, но особенно интенсивно до 6 лет. Активные дворовые игры — лучшая тренировка для этого процесса. В них дети формируют представления о схеме телаСхема телаКонструируемая мозгом внутренняя модель тела, отражающая его структурную организацию и выполняющая такие функции, как определение границ тела, формирование знаний о нем как о едином целом, восприятие расположения, длин и последовательностей звеньев, а также их диапазонов подвижности и степеней свободы..

Трудности с чтением и письмом

На консультациях я всегда спрашиваю школьников, какой предмет они меньше всего любят. Примерно 90% отвечают, что это русский язык или чтение. Чем не угодил родной язык современным детям? Тем, что он слишком трудно им дается.

Речь, чтение и письмо — это действительно самые сложные виды деятельности, которыми приходится овладевать ребенку. Если с момента зачатия и до школы развитие мозга ребенка проходит через все необходимые этапы, то овладение речью, чтением и письмом происходит достаточно легко. Но часто бывает так, что какой‑то этап развития мозга оказывается пропущен. Иногда это последствия неврологических нарушений, а иногда результат того, что у ребенка не было необходимых условий для прохождения этого этапа. В этом случае диагностика с помощью медицинских приборов может показать, что ствол мозга и вестибулярная система недостаточно развиты.

Ствол мозга отвечает за работоспособность. А еще только через него в кору мозга попадает вся информация от органов чувств. Вестибулярная система участвует в регуляции движений. В том числе в регуляции движений глаз — это тот механизм, без которого невозможно стать успешным в чтении и письме.

Ребенку, который не может научиться писать без ошибок, нанимают репетиторов, а на самом деле нужно начать с игр с мячом на улице.

Это поможет сформировать тот неврологический механизм, который лежит в основе обучения чтению и письму. Игры с мячом, бег, прыжки, качели, карусели, горки и другие быстрые перемещения в пространстве стимулируют и ствол мозга, и вестибулярный аппарат.

Один из сигналов, что ребенку нужно больше гулять и двигаться, — привычка «растекаться» по столу или качаться на стуле. Это доступные рычаги воздействия на вестибулярный аппарат, которые помогают сконцентрироваться и поднять работоспособность. Но 15 минут игры в салки или в прятки в этом случае будут в разы эффективнее.

Существуют два важнейших принципа развития мозга
От простого к сложному

Мозг развивается снизу вверх — от «животных» структур, управляющих движениями, до «думающих», которые отвечают за креативность и абстрактные понятия. Этот процесс продолжается от зачатия примерно до 30 лет.

Используй или потеряешь

Если мы не используем какие‑то внутренние связи в мозге, они разрушаются или берут на себя другие функции.

При чем здесь дворовые игры? Их исчезновения из жизни детей сначала никто не заметил. Но теперь стало ясно, что они опирались на оба этих принципа и обеспечивали подготовку детского мозга к решению более сложных задач по мере взросления. «Казаки-разбойники», игра в резиночку и «классики» помогали детям научиться управлять своим телом до знакомства с абстрактными символами и понятиями, создавая психофизиологический фундамент для обучения.

Можно ли вернуть дворовые игры?

Скорее всего, в своем первозданном виде они уже не вернутся, ведь темп жизни, уровень безопасности и количество потребляемой информации сегодня совсем иные, чем 30–40 лет назад. Но учитывая, какую неоценимую пользу для развития мозга они приносили, важно подумать, как сделать их интересными для детей цифровой эпохи.

Какой выход? Начать играть вместе с детьми в игры, которые нравились бабушкам и дедушкам. Но выступать не в роли учителей, а в роли равноценных партнеров по игре. У меня есть опыт такой работы со школьниками во время съемки документального фильма-исследования о дворовых играх. Уже на второй день играли все, даже те, кого дома было не оторвать от экрана.

Расскажите друзьям