Руководитель математического клуба «Лиса», автор книги «Познаем через сравнения. Методика по развитию познавательных навыков у детей»
Почему дети кажутся нам невнимательными
Детское внимание радикально отличается от взрослого. Жизнь детей подчинена определенной рутине: сходил в школу, вернулся, поел. У детей нет задачи быть постоянно настороже для выживания, ведь за их безопасность (в норме) отвечают родители. Взрослые же живут в гораздо более сложном мире, где все быстро меняется, а чтобы выжить, надо уметь считывать сигналы, анализировать и адаптироваться.
Для многих первоклассников задача сорок пять минут сидеть на одном месте и слушать еще слишком сложна. Обычная история из практики педагога: если долго рассказывать о чем‑то на уроке, а в конце спросить, есть ли у кого‑то вопросы, то обязательно какой‑нибудь ребенок спросит что‑то вроде: «А у вас есть дома котик?» Что‑то в голове ребенка ассоциативно цепляется за слово «котик», и все — внимание переключилось. И в этом нет патологии, просто детям в возресте 6–7 лет очень сложно удерживать внимание, направленное на одного и того же человека, если тот не бегает перед ними с бубном и не танцует. Но они этому учатся и в какой‑то момент научаются.
Играть в эту игру можно по книжкам-виммельбухам, где множество мелких деталей. А еще — на прогулке. Дайте ребенку задание, например: «Я вижу скамейку зеленого цвета, на ней сидит человек в резиновых сапогах. Найди его». Если вы едете в машине, можно предложить подсчитывать вслух все автомобили красного цвета или людей с желтыми рюкзаками.
Задания на поиск отличий часто встречаются в детских сборниках головоломок, а еще их можно найти в обучающих приложениях, но, если их не оказалось под рукой или вы не хотите давать ребенку гаджет, можно поиграть в такую игру: выкладываем на стол несколько предметов, запоминаем, как они лежат. Потом просим ребенка отвернуться, переставляем предметы, убираем или заменяем один из них и спрашиваем: «Что изменилось?» Начните с трех предметов и постепенно усложняйте задачу.
Это обратная версия игры «Найди предмет»: попросите ребенка описать что‑то, что он видит, не называя это, чтобы вы смогли угадать, о чем идет речь. Здесь включается понятийное мышление. В ответ на задание «Это коричневого цвета» вы спрашиваете: «Это забор?» Ребенок начинает внимательно присматриваться к объекту, чтобы дать вам более конкретную информацию, тренируется лучше фокусироваться и доводить игру до конца.
Сейчас широко рекламируются специальные тренинги по развитию внимания и памяти, и в них часто встречаются задания на быстрое чтение. Таких программ точно лучше избегать, пока ребенок учится в младшей школе, — они еще не по возрасту и скорее будут вредны.
Кандидат психологических наук, доцент. Директор центра практической психологии «Отношение».
Стоит ли «прокачивать мышцу внимания» ребенка?
Ребенку, который учится в начальной школе, может быть сложно выполнять сразу несколько задач. В этом возрасте объем внимания еще довольно маленький, наблюдается быстрая утомляемость. Норма для первоклассника — это способность удержать внимание в течение 15–20 минут, а после этого начать искать способ снять напряжение. Именно поэтому дети во время занятия играют с линейками и ручками, ерзают и отвлекаются на разговоры. Еще ребенок может уйти в режим аутотранса — смотреть в окошко и ни о чем не думать. Это как раз состояние, которое позволяет восстановить ресурсы.
Я предлагаю родителям регулярно тренировать внимание ребенка через игру. Можно переставлять привычные предметы и просить указать, что изменилось на столе или в комнате. Многие дети очень любят упражнения типа «Найди отличия». Десяти минут таких занятий в игровой форме в день будет вполне достаточно. Если заставлять или стыдить ребенка, запугивать возможными «проблемами с учебой», вокруг этого вопроса создается негативный фон. Вреда от упражнений в этом случае будет больше, чем пользы.
Самая главная ошибка — внушать ребенку, что если он не освоит какой‑то навык, то в школе «будет сложно». Так вы заранее формируете негативное восприятие будущего. А ребенку при этом крайне важно чувствовать себя успешным и способным справиться с трудностями. Лучше почаще обращайте его внимание на ситуации успеха: он справился, когда учился кататься на велосипеде или самокате, рисовать, танцевать. Да даже есть и ходить самостоятельно! Важно давать понять: если не получится сразу, то в процессе будет поддержка, и ты сможешь всему научиться.
Иногда из‑за собственной тревоги родители перестраховываются и готовят детей к школе излишне упорно: ребенок каждый день исписывает по тетрадке прописей, решает задачки, читает книги по программе на пару классов вперед. А потом приходит в школу и все начинается заново. В этот момент он не понимает: а зачем заниматься, если я и так все знаю? Результат — напрочь пропавшая мотивация. Первые полгода ребенку нравится, что все получается легко, но потом школьный процесс становится скучным, и наступает выгорание. Процесс обучения должен оставаться для ребенка «вкусным»: интересным и в меру сложным. Тогда он будет идти гармонично.
Отечественные психологи используют такое понятие, как «ведущая психическая деятельность». Это такая деятельность, которая определяет весь психический процесс. И у дошкольников это игра. До 7 лет ребенок должен вдоволь наиграться в сюжетно-ролевые игры, такие как путешествия, семья, поход в магазин. Но сегодня во многих детских садах, развивающих центрах и даже дома акцент делается на развитие, занятия, подготовку к школе. В результате дети остаются «недоигранными».
Курсы осознанности или медитации для малышей — тренд или реально работающий метод повышения концентрации?
Игровые формы восприятия свойственны детям вплоть до окончания начальной школы. Движение и игра для этого периода естественнее, чем занятие медитацией или практики осознанности. Они, несомненно, могут быть очень полезны, но ближе к подростковому возрасту. У маленьких детей сильная образная система; они в буквальном смысле «видят мультики в голове». Поэтому, если вам все-таки очень хочется научить ребенка медитировать, лучше использовать практики, которые опираются не на управление вниманием, а на развитие воображения.