Новый Brisket BBQ, открывшийся на месте «Джу Джу», — совместный проект Максима Ливси и Федора Тардатьяна, многолетних соратников в деле продвижения бургеров в гущу столичного люда (а в настоящий момент совладельцев кафе Ferma Burger), и Аркадия Новикова, которого и представлять не надо.
На сей раз участие Новикова почти незаметно: Аркадий Анатольевич настоял на введении в меню всего одного блюда (а именно овощного салата; большое ему за это спасибо) и на том, что хлеб надо печь самим. Весь остальной здешний Техас — дело ума и рук Ливси, Тардатьяна и шеф-повара Алексея Каневского. Идея устроить эдакое специальное барбекю-заведение пришла в голову Федору еще три года назад, однако без новиковской поддержки вряд ли бы осуществилась и сегодня. В общем, Brisket BBQ — новая ступень для всех. Для Новикова, впервые заключившего союз с представителями новейшей ресторанной волны. Для Ливси и Тардатьяна, впервые получивших в свое распоряжение почти 1000 квадратных метров полезной площади. И для нас для всех, потому что прежде такого никто в России не готовил.
Техасское барбекю
Чтобы барбекю считалось техасским, недостаточно простого желания или только территориального фактора. Если, к примеру, разжечь посреди штата Техас мангал, ничего не получится. А если, спросите, привезти какой-нибудь гриль из Техаса в Россию — тогда как? Увы, и тогда нет. Здесь вообще тот самый нередкий случай, когда люди называют одним и тем же словом довольно-таки разные вещи.
В частности, американцы, заводя разговор о барбекю, могут иметь в виду вовсе не семейный праздник с грилем и пивком. Потому что в США существует настоящая барбекю-культура — со своими правилами и стилями, с ресторанами, куда ежедневно выстраиваются приличные очереди, с фестивалями и звездами; в общем, все серьезно. Федор Тардатьян говорит, что стилей такого «большого барбекю» в США насчитывается четыре: Канзас-Сити, Мемфис, Каролина и Техас. В Brisket BBQ культивируется именно техасское барбекю.
Для термообработки используется так называемый смокер. Технически это одновременно коптильня и дровяной гриль; внешне похоже на небольшой паровоз. Главное здесь то, что дрова располагаются очень низко, на большом расстоянии от готовящегося продукта, и температура приготовления держится в районе 70 градусов. В смокере можно приготовить что угодно, но в Техасе предпочитают говяжью грудинку (тот самый упоминаемый на каждом шагу брискет), говяжьи и свиные ребра, свиную лопатку и цыплят. Мясо никак предварительно не маринуют, только приправляют солью и черным перцем. Готовят долго: брискет — 14 часов, свинину — шесть.
Важнейшая и очевидная особенность такого способа — он требует много времени. В Brisket BBQ, как и во всех ресторанах техасского барбекю, готовят ночью, а продают днем. Если что-то закончилось — значит, закончилось; приходите завтра. В этот момент в техасском ресторане Franklin Barbeque (тот самый, из фильма «Повар на колесах»), шеф-повар выходит из кухни и вручает последнему человеку в очереди, которому точно хватит, кусок оберточной бумаги с надписью «Sold out, sorry». Будут ли в Москве очереди за копченой грудинкой, пока непонятно — хотя за бургерами в «Фарше», например, москвичи стоят вполне охотно, а резервы в Brisket BBQ не принимают.
Дизайн
Интерьер сделали сестры Сундуковы (на их счету так же «Воронеж», Fresh, «Одесса-мама», United Kitchen, «Хачапури»), но при самом активном участии основателей проекта. Впрочем, на этот раз решили не возить фрагменты интерьера из США, а просто много и тщательно их фотографировали. В Техасе в BBQ-заведениях вопросами дизайна специально заморачиваться не принято, так что у Сундуковых получилось заведомо красивее: под потолком горят гирлянды из круглых матовых лампочек, вся мебель имеет довольно ободранный вид — словом, напоминает фильм про какое-нибудь придорожное заведение, разве что слишком чистое. На столах стоят бутылки соусов и рулоны бумажных полотенец — это не просто дизайнерская причуда, а закон жанра. В ресторане 150 посадочных мест и три зала — бургерная и пекарня, зал со смокером, бар. Сидеть можно везде, вентиляция хорошая — опять-таки в отличие от Техаса, где любителей копченой грудинки можно отличить по запаху. Обещают, что скоро в ресторане появятся футболки, свитшоты и худи с собственным логотипом — и тогда станет совсем как в Остине или Далласе.
Еда
Приготовленная в техасском смокере говяжья грудинка выглядит не очень нарядно: серая на разрезе, с едва заметной розоватой кромкой вдоль черного края. Сразу ясно — забудьте о степенях прожарки, здесь вам не стейк-хаус. Брискет есть в составе 7 блюд в меню. Во-первых, это грудинка как таковая (550 р.). Затем — она же с картофельным пюре и соусом gravy, то есть с сытной подливкой (420 р.). Еще можно взять гигантское BBQ Trio (620 р.), включающее по пол-порции брискета, техасских колбасок и рваной свинины. Также в меню — фасоль с копченой грудинкой в соусе BBQ (250 р.), техасская похлебка (350 р.), бургер Brisket (430 р.) и копченый «Цезарь» (550 р.), где коптится не только мясо, но и салатный кочан.
В смокере готовят: ребра — свиные (550 р.) и одно большое говяжье (700 р.), техасские колбаски (390 р.) из свинины с говядиной и из курицы с сыром, цыплят (550 р. за целого цыпленка) и свиную лопатку (390 р.). Единственное блюдо, о котором в Техасе знать не знают, — копченая утка (400 р. за четверть), оказавшаяся прямо-таки неприлично вкусной и потому включенная в меню. Ко всем блюдам из смокера по умолчанию приносят маринованные в бурбоне огурцы, маринованный с красным уксусом и свеклой репчатый лук и нарезанный кружками перец халапеньо — получается целый металлический поднос еды, но можно заказать дополнительно гарнир или салат. «Или» — потому, что одолеть и то и другое получится вряд ли.
Салаты в меню Brisket BBQ — не столько салаты, сколько закуски, которые вполне бы могли занять законное место на средне-российском новогоднем столе. Картофельный салат с малосольным огурцом и соусом из сметаны с горчицей (250 р.), коулсло из красной капусты с уксусом (250 р.), упомянутый уже «Цезарь» с копченой говяжьей грудинкой (550 р.), копченая свекла с рикоттой и кедровыми орехами (350 р.) — любой тянет минимум на половину обеда. Исключение — предложенный Новиковым Market Salad из огурцов, помидоров, редиски и т. д. (360 р.), без которого протолкнуть всю эту обильную свинину-говядину в непривычное российское горло было бы непросто.
Копченый «Цезарь», 550 р.
Бургер Brisket, 430 р., и домашний картофель фри с сырным соусом, 200 р.
Говяжья грудинка Brisket BBQ, 550 р., большое говяжье ребро BBQ, 700 р., техасские колбаски, 390 р., четверть копченой утки, 400 р., pulled Pork/рваная свинина, 390 р., картофельный салат, 250 р., салат коулсло, 250 р., фасоль с копченой грудинкой в соусе BBQ, 250 р.
Торт «Красный бархат», 300 р.
Мексиканский торт «Три молока», 350 р.
Американский морковный пирог, 300 р.
Для гостей, настроенных более ортодоксально (хотя непонятно, насколько здесь будет уместно это определение: блюдо ортодоксальней брискета вообразить сложно), в ресторане готовят бургеры — каждому известный «Черный Ferma», American Star, бургер Brisket и Pulled Pork с томленой свиной лопаткой (все по 430 р.), суп гаспачо (350 р.) и картошку фри с сырным соусом (200 р.).
Практика показывает, что до десертов дело дойдет вряд ли, но все-таки — если что, берите копченый банановый пудинг (350 р.) или торт «Три молока» (350 р.), хоть и не похожий совершенно на своих мексиканских собратьев, но куда более легкий. Отдельное внимание уделите соусам. Их три: классический BBQ, кофе-BBQ и халапеньо-джем. Сварены они здесь же, в ресторане, выдаются совершенно бесплатно.
Напитки
Чуть менее четверти барной карты Brisket BBQ занимает список виски и бурбона (от 300 р. за порцию) — это понятно; если не в техасском заведении сопровождать обед виски, то где. Для пущей подлинности можно вдогонку взять пива, его здесь 8 сортов (250–400 р. за 400 мл), включая один гостевой за 250 р. (спросите у официанта) и один бельгийский ламбик в бутылках (350 р. за бутылку). Удивительно, но есть здесь и вино, и даже по демократичным ценам — по 350 р. за бокал и 1750 р. за бутылку, в том числе итальянское игристое и фирменное чилийское мерло с физиономией Тардатьяна на этикетке.
Вердикт
Техасское барбекю — очень вкусная и необычная штука, это факт. И новая для Москвы. Никто ведь еще не открывал заведений, чтобы самое главное блюдо, к тому же обозначенное на вывеске, продавалось в изначально ограниченном объеме. Я уже видел лица людей, которым сообщили, что мясо кончилось: они выглядели так, будто мир если не рухнул, то слегка накренился. Это значит, что потихоньку начали переписываться привычные сценарии: так скоро и капучино прекратят пить после обеда, и завтраки начнут подавать с семи утра, и бесплатная вода появится на столах. Хотя вода, конечно, вряд ли.