Как выглядит
Ресторан находится в здании XVIII века — по всей видимости, в бывшем лабазе. Надо помнить, что стоит этот дом в Суздале, где кирпича нельзя передвинуть без спроса — раз есть какой-то коридор, то он и будет, и дизайнеры вынуждены приспосабливаться к истории. В зале — два больших стола для совместных дегустаций, пять столиков поменьше, контактная барная стойка, переходящая в шефский стол, стеклянный винный шкаф по центру. На одной стене курят-выпивают декадентски изломанные дамы, на другой — стилизованный гончарный круг и крупные куски битой посуды вокруг него. Лампочки Эдисона и светодиодные свечи, горящие через одну, несильно все это освещают. Какого-то нарочитого дизайнерского высказывания нет — как это и принято в приличных, десятилетиями работающих провинциальных ресторанах в любимой Анатолием Анатольевичем Коммом матушке-Европе.
Чем кормят (и поят)
Здесь и далее: блюда из ресторана Anatoly Komm for Raff House, которые так же есть в меню нового ресторана Le bazar. Цены в ресторанах одинаковые, отличается только посуда. На этой фотографии — два вида моркови с черной щучьей икрой и кремом из брокколи, 790, р.
Судак с цуккини, баклажаном и кремом из цветной капусты, 690 р.
Камчатский краб с огурцом и красной икрой, 1 590 р.
Глазированная говяжья щека с перловкой и голубым сыром, 1 290 р.
Утиная грудка с гречкой, утиной печенью, грибами и соусом из белого трюфеля, 1 490 р.
Про еду рассуждать тоже особенно нечего. Готовят, разумеется, отлично — и надо быть идиотом, чтобы ловить Комма на плохой готовке (хотя в прошлом году редактор дружественного сайта Eda.ru Роман Лошманов на «Афише–Город» костерил коммовский ресторан в Москве по чем свет. — Прим. ред.).
Новых блюд в Суздале ровным счетом четыре: жаркое из сморчков со спаржей и перепелиным яйцом (590 р.), ассорти пирожков (690 р.) и два бургера, с говяжьей (890 р.) и с рыбной котлетой (790 р.). Все остальное — точно как в Anatoly Komm for Raff House, и цены тоже. Меню Le bazar, правда, больше раза в полтора — поместилось все лучшее, что повар выдал в Raff House за все время работы. Принцип организации карты — по алкоголю: что лучше подойдет под игристое, или под крепыша, или под красное с белым. Винная карта включает не по-московски доступные позиции, и это невыразимо радует. Шеф здесь — Антон Тихий, проработавший с Коммом пять лет и абсолютно точно воспроизводящий заданную вкусовую палитру. Остальные повара местные, стажировавшиеся на кухне Raff House по шесть месяцев. Некоторые продукты покупают во Владимирской области. В частности, нашли невероятные соленые грибы и сказочно прекрасную владимирскую говядину.
Официанты пока в той или иной степени притормаживают, но заказов не путают. Говорят на правильном русском языке и изо всех сил интересуются своим делом. Единственная проблема — дневная музыка, громкая и агрессивная, какую было принято заводить в люксовом общепите в начале нулевых. Впрочем, к вечеру она сменяется инструментальным хип-хопом и прочими милыми редкостями, существенно добавляя месту уюта.
Вердикт простой: винный бар, изо всех сил стремящийся походить на ресторан. Еда не особенно модная, но очень высокого уровня. Есть недорогое вино. Если держать себя в руках, можно пообедать тысячи на полторы. Если не держать — то на пять-шесть. Окажетесь в Суздале — идите непременно.
Зачем все это нужно
Об этом знает, конечно, только Комм. Я могу строить предположения, и вот три.
Le bazar — ресторан при отеле «Велий», что не афишируется особо, но факт. Принадлежит гостиница ООО «Легенда Проджект Групп», которым владеют Василий Вакуленко, больше известный как Баста и Ноггано, президент Союза охраны психического здоровья Наталья Треушникова, психотерапевт и давний деловой партнер Василия, и актер Виталий Буслаев, в творческой биографии которого всего одна роль, и та в фильме «Газгольдер». Вакуленко зарабатывает лучше всех в российском рэпе, Forbes оценивает его доходы за 2015 год в 3,3 млн долларов (на 1,3 млн больше, чем в 2014-м, — и рост этот не только за счет концертов). Так, суздальский отель «Велий» уже второй в сети. На фоне падения внешнего и роста внутреннего российского турпотока вкладываться в гостиницы на Золотом кольце всего лишь разумно. Не менее разумно привлечь к ним Комма — единственного шефа в стране, чье имя что-то говорит широкой публике.
Всякий знает, что интересное случается, как правило, когда покидаешь зону комфорта, и Le bazar в Суздале на улице Ленина как раз такой выход. Сейчас, когда деревья покрываются свежей листвой, здесь очень красиво. То ли будет в феврале! В общем, у Комма есть примерно полгода — до холодов, чтобы превратить суздальский ресторан в обязательную для посещения городскую институцию, куда будут ходить не только интуристы или приехавшие из Москвы «Стрижом» кулинарные гики, но и жители, допустим, Нижнего Новгорода, Владимира или Иванова. Дороговато, конечно, для Иванова, но статус достопримечательности может оправдать что угодно.
За последнюю пару лет только ленивый не написал, что и устал он, и блюда у него повторяются, и фантазии больше нет. На самом деле проблема не в том, что у Комма не такие рестораны, а в том, что они существуют не по общепринятым правилам. Модные блюда, еда для инстаграма, ободранные стены, фуд-порно — это не про него. Его новые изобретения, как правило, улучшенные версии старых. Был борщ с шаром из сметаны — стал грибной суп с таким же шаром. Анатолий Анатольевич делает свою кухню так, чтобы и через 50 лет было не стыдно вспомнить. Он явно ориентируется на великих французов и не без причин полагает себя равным им. Это достойно уважения, но легкомысленной московской публике такая основательность не близка — в Москве продажи двигает либо мода, либо салат оливье. И Комм решил обратиться к не испорченным еще столичным изобилием жителям России, которые, кажется, готовы услышать его проповеди. К тем, для кого его ресторан станет, так сказать, первым классом (во всех смыслах). Если получится, то это будет буквально вторая молодость Анатолия.