Еда и мир

Мясо из пробирки: что мы будем есть уже завтра?

6 марта 2020 в 13:41
Сегодня люди едят мясо больше, чем когда‑либо за историю человечества. Если ничего не изменится, то к 2050 году ресурсов планеты не хватит для всеобщего насыщения мясом. На Ikra Talks «Афиша Daily» поговорила с философом Куртом Ван Менсвуртом о том, что люди будут есть в ближайшем будущем. Спойлер: стейк из динозавра и тартар из знаменитостей.

Курт Ван Менсвурт — промышленный дизайнер, философ, футуролог, руководитель научной группы Next Nature. Он видит решение протеинового кризиса в invitro meat (мясо в пробирке. — Пер. с англ.), то есть предлагает выращивать мясо в лаборатории. Это не научная фантастика, в 2013 году был приготовлен первый бургер с котлетой из искусственно выращенного мяса, который стоил всего лишь $330 000. Сейчас эти технологии активно развиваются во многом благодаря поддержке философа.

Курт Ван Менсвурт спродюсировал книгу «The Invitro Meat Cook Book» («Поваренная книга для искусственно выращенного мяса». — Пер. с англ.). Другое название нам нравится больше — «45 рецептов, которые вы пока не сможете приготовить». В 2028 году планирует открыть ресторан Bistro Invitro, где будут готовить блюда из искусственно выращенного мяса. К сожалению, все столы уже забронированы почти на два года вперед. Но поговорить с Куртом нам удалось уже сейчас.

Настоятельно рекомендуем к просмотру лекцию Курта Ван Менсвурта об искусственно выращенном мясе

— Готово ли общество к мясу из пробирки?

— Это не просто новый продукт, а новое отношение к мясу. Прежде всего, цена такого мяса должна быть экономически обоснована для потребителей и выгодна производителю. Это очевидно.

Разница между просто любопытством и осмысленной покупкой колоссальна. Если спросить у людей в магазине, готовы ли они купить искусственно выращенное мясо, — вряд ли они согласятся. Но если предложить кусок искусственно выращенного мяса бесплатно и обстоятельно рассказать про лабораторию — это заставит задуматься, люди захотят его попробовать.

Ошибка — думать об этике потребления мяса из пробирки в будущем через нынешние паттерны поведения. Разве запугивание животных на скотобойнях — тот самый радужный мир, в котором каждый из нас хотел бы жить? Верю, что наш проект — не про мясо будущего, а про отношение к мясной промышленности уже сегодня.

— Так как поменять отношение людей к искусственно выращенному мясу?

— Я работал над своим исследованием восемь лет и заметил, что люди стали гораздо более открыты к новым продуктам. Убежден, что искусственно выращенное мясо должно быть представлено в высокой кухне. Сначала такое мясо будет дорогим, не каждый сможет себе его позволить. Но найдутся гурманы, которые захотят его попробовать. Высокая кухня — путь для искусственно выращенного мяса на широкий рынок. Раньше люди в целях экономии заменяли мясо в сосисках различными загустителями и соевым белком. Прошло совсем немного времени, прежде чем мы забыли, из чего сделаны сосиски. Мясо из пробирки — лишь часть культуры потребления новой еды, это все только зарождается.

Футуристичный прототип приготовления мяса в домашних условиях. Прямо как в «Пятом элементе»

— В XIX веке мясо было дорогим продуктом, а овощи, наоборот, стоили дешево. Сейчас все поменялось на рынке. Увеличится ли цена на натуральное мясо?

— Мне сложно предсказать будущее. Но в моих смелых прогнозах, вероятно, органическое мясо будет таким же редким продуктом, как и дикое мясо сегодня. Пару столетий назад люди охотились за мясом в лесу, а не в супермаркете. Очень маленький процент людей охотится сейчас, а дикое мясо — нишевый продукт для гастрономии.

— Для некоторых стран мясная промышленность является важной частью экономики. Закрываем тысячи предприятий?

— На первый взгляд, мясные производители будут вынуждены уйти с рынка, не выдержав конкуренции. Но руководители этих компаний тоже смотрят в будущее. Уверен, они сумеют перестроить свой бизнес. Основная задача мясопроизводителей — не выращивание животных на убой, а снабжение людей протеином.

— Это похоже на то, как Tesla заставила автомобильную промышленность всерьез задуматься о развитии направления электрических машин.

— Отличный пример! Автомобильная индустрия никогда не была связана с развитием электрической энергетики до сегодняшнего дня. Нефтяные компании никогда не были пионерами в солнечной энергетике, а крупные новостные агентства сравнительно недавно оценили потенциал онлайн-публикаций. Инновации придумывают маленькие компании, а за ними начинают подтягиваться большие корпорации. Знаю наверняка, крупные мясопроизводители уже начали инвестировать в научные исследования искусственно выращенного мяса.

— Люди мечтали о межзвездных путешествиях, как только человек впервые покорил космос, но до сих пор нет ни одной космической колонии — хоть и была вера в ее скорейшее создание. Верите ли вы, что будущее искусственного мяса близко?

— Производство искусственно выращенного мяса может занять гораздо больше времени, чем нам кажется. Это вероятный сценарий. Возможно, именно поэтому я запланировал открытие своего ресторана только лишь на 2028 год. (Смеется.)

— Успеете к 2028 году?

— Сейчас ресторан — всего лишь часть красивой истории. Я понимаю, осталось меньше десяти лет. Наверняка я не смогу воплотить в жизнь все рецепты из книги, но оптимистично надеюсь, что смогу приготовить хотя бы часть.

— А как насчет религиозного отношения к мясу — кошерное, халяльное и т. д.?

Могу ошибаться, но в мусульманских святых текстах о свинине написано: «Избегай в употреблении». То есть, возможно, искусственную свинину мусульмане смогут есть. Искусственно выращенное мясо — точно не грязное животное. И, будем честными, решить, является ли мясо халяльным или кошерным, следует духовным лидерам. Здорово, что новый продукт открывает такую дискуссию, побуждает взглянуть на сложный вопрос с другой стороны.

— Сейчас тренды в еде разнообразнее, чем когда‑либо: веганство, оволактовегетарианство, флекситарианство и т. д. Появятся ли новые диеты в скором будущем?

— Конечно появятся. Разнообразие — это же так классно! Выбор из вкусной и полезной еды должен расширяться, к этому нужно стремиться. Выбор из двух-трех вариантов — это анкета, но не разнообразие.

— Расскажите подробнее о мечтах. В каком будущем вам хочется жить? Есть ли что‑то, что точно произойдет в будущем на 100%?

— Все изменится, абсолютно точно. И лучше быть к этому готовым. Напротив, я буду сильно переживать, если ничего не изменится. (Смеется.)

То, что я вижу, — все любят копировать. Бургер с растительным мясом — калька с обычного бургера. Нужно искать идентичность, необходимо глубже задаваться вопросом о том, что может дать нам растительное мясо. И шеф-повара должны стоять у истоков этого обсуждения.

— Представим, что человечество решило все мировые проблемы. Есть ли смысл жить в таком мире? И зачем людям вообще тогда жить?

— Такого не случится. (Смеется.) То, что вы описали, — версия эфемерного рая. Люди всегда в поиске дополнительных сложностей и потрясений. Когда все осознают такую парадигму, то, возможно, перестанут разочаровываться. То, что есть у нас уже сейчас, непременно приведет нас к новым интересным мечтам и желаниям.

— Расскажите о своем самом большом кошмаре и самой радужной мечте в будущем?

— Мой кошмар довольно абстрактный. Люди сейчас срослись с технологиями. Биомир и техномир тесно связаны, но человечество так не планировало изначально.

Технологии, разумеется, стесняют биосферу, притом не только жизнь животных, но и жизнь людей. Гаджеты в какой‑то степени стали естеством человека. Мой кошмар — если технологии превратятся в паразитов цивилизации. То есть человек может превратиться в ресурс для технологий. Так часто происходит в природе.

Моя мечта — сосуществование человека и технологий в той степени, которую человек выберет для своего развития. Технологии должны помогать людям менять мир к лучшему не только для себя, но и для всех видов живых существ на планете.

И, конечно же, у меня в голове полно таких маленьких мечт — о телепатии, например. Кстати, мобильный телефон сейчас — почти что телепатия. Ничто не останавливает нас разрабатывать эти технологии дальше. Единственное, сейчас в моем телефоне так много сообщений — я бы не хотел, чтобы когда‑нибудь весь этот информационный шум поместили мне напрямую в мозг.

Другой проект Курта, посвященный проблемам морских животных

— Зачастую рекламные кампании Greenpeace и WWF слишком эмоциональны, притом тональность в их роликах скорее негативная. Вы же в своих роликах стараетесь показать будущее в теплых тонах. Почему?

— Ха… Спасибо, что заметили, для меня это важно. Я стараюсь быть конструктивным критиком и оптимистом. Надежда — более интересная мотивация, чем страх.

Next Nature — альтернатива большинству экодвижений. Стремление быть в балансе с природой, желание спасти ее — консервативный путь развития. Next Nature хочет быть прогрессивней и взглянуть на мир иначе.

Расскажите друзьям
Читайте также