О работе в «Доме культур»
К команде «Дома культур» я присоединилась в мае прошлого года. Когда‑то я уже работала в ресторанной сфере, но решила оставить индустрию, зарекаясь, что больше никогда в нее не вернусь. Так все и было до звонка Никиты КукушкинаСооснователь «Дома культур», актер. (смеется). Из рассказа Никиты и Игоря ПодстрешногоСооснователь «Дома культур» и сети бургерных Burger Heroes. стало понятно, что «Дом культур» — это не совсем традиционная ресторанно-барная площадка. Я подумала, что мой опыт может пригодиться ребятам для строительства нового для Москвы многофункционального пространства.
Я занимаю должность директора по маркетингу/креативного директора. Моя основная задача — управлять творческой командой: направлять ребят, определять стратегию и вектор развития, основные форматы, в которых мы себя проявляем. Параллельно с этим я представляю международный проект Secret Walls в России. Это большое международное творческое объединение, которое занимается продвижением уличных художников, проводит баттлы среди профессионалов в области визуального искусства.
О «Доме»
«Дом» — это все, что здесь происходит; это платформа, объединяющая кухню и бар, пространство для выставок и живых выступлений, место для встреч. Каждый вкладывает свой смысл в слово «дом», поэтому мы стараемся дать возможность гостю и героям наших событий прочувствовать это самому, создав для этого все необходимые условия. Почти за год своего существования «Дом культур» сделал свое имя живым и настоящим — оно прониклось духом всех сообществ, которые делали вместе с нашей командой мероприятия, мастер-классы, лекции, кинопоказы, концерты, и впитало лучшее. Мы по праву можем себя называть «Домом культур».
Пространство «Дома культур»
Пространство «Дома культур»
Пространство «Дома культур»
Пространство «Дома культур»
«Дом культур» — это пространство всех трех этажей. На первом этаже находится проект «Лобби культур»: авторы идеи и творческие кураторы — Соня Аршинова и Миша Ганнушкин, за музыкальную программу отвечает Миша Политковский. Второй этаж — сердце Дома — ресторан с открытой кухней под управлением шеф-повара Никиты Мальцева, бар под руководством Никиты Доровских, трансформирующееся мультижанровое пространство. Есть третий этаж — скоро там появится новый интересный проект. До этого третий этаж занимала «Свалка», а сейчас в формате поп-ап-проекта у нас закончила гостить «Перемотка» Оли Самодумовой. Вот, собственно, и дом, куда приходят гости.
Наши форматы мероприятий нельзя назвать однозначно либо образовательными, либо развлекательными. Все они преследуют одну цель — объединение. «Дом культур» — это проект, который знакомит и объединяет героев и актуальные сообщества города. Мы являемся местом встречи и с помощью мероприятий, как магнитами, стараемся притягивать сюда тех людей, которыми сами восторгаемся, которых уважаем, с которыми хотим познакомиться. Говоря «мы», я имею в виду всю команду — начиная от основателей и заканчивая поварами.
О команде
Феномен «Дома культур», если о таком можно говорить, заключается в команде. В первую очередь это работа основателей, которые относятся к проекту не просто как к бизнесу, но вкладывают самих себя. Им удалось собрать абсолютно разных людей с экспертизами в разных сферах, создать уникальную эмоциональную атмосферу, дать возможность каждому реализовать свой потенциал и привнести своей тональностью что‑то новое в общую гамму проекта.
Очень банальная мысль, но место создают люди. Гости чувствуют эмоциональное состояние проекта, а эмоциональное состояние проекта — это эмоциональное состояние команды. Когда все в тонусе, с хорошим настроением, когда все понимают, что и когда должны делать, тогда и создается правильная атмосфера.
Слева направо: Никита Мальцев, Маша Вдовина, Игорь Подстрешный, Зоя Калинина
Команда «Дома культур»
Слева направо: Игорь Подстрешный, Зоя Калинина, Маша Вдовина, Никита Мальцев, Никита Кукушкин
Команда «Дома культур» на гостевом брачные в «Болотов-дача»
Команда «Дома культур»
У нас хорошие отношения внутри команды. Мы все подобраны так, что каждый занимает свое место, поэтому у нас редко возникают какие‑то конфликты, а если и возникают, то всегда приводят к какому‑то очень хорошему осознанному решению. Мы, конечно, можем спорить, посыпать голову пеплом, но это все не бывает напрасно. Каждый из нас прекрасно понимает, зачем он здесь и что ему нужно делать, у каждого есть своя долгосрочная цель и задача. Мы все любим «Дом культур» и ассоциируем себя с этим проектом. Тем более когда рядом такие крутые ребята, как Никита Кукушкин и Игорь Подстрешный. Было бы странно с ними делать обычную кафешку или барчик.
О бранчах
Одно из наших важных и сильных направлений — это бранчи. Его курирует Зоя Калинина. Здесь как‑то все сошлось: и пространство, и возможности кухни, и команда, и сама идея. Ведь в целом этот формат совсем не новый для Москвы. Наверное, его магия состоит в том, что бранчи задумывались не для того, чтобы стать классным форматом, — у ребят не было цели сделать лучшие бранчи в Москве, но они хотели сделать что‑то искреннее и для души. Пришли друзья, начали готовить на кухне, и как‑то закрутилось. Конечно, довольно странно говорить в коммерческом учреждении о душе, но мне кажется, что это чувствуется: бранчи создавались в любви.
У нас есть понимание, кого бы мы хотели видеть в качестве хозяев бранча, но в основном сообщества и институции пишут нам сами. И это здорово. Нам хочется видеть не только модные комьюнити, которые диктуют тренды, но и учреждения, которые вкладываются в развитие культуры (музеи, галереи), гастрономические проекты, издания. Нас спрашивают, не боимся ли мы приглашать другие рестораны. Но почему бы не дать проекту раскрыть себя в другом пространстве, погостить, это же объединение и обмен. Ведь так или иначе мы все друзья. Также мы делаем бранчи и с коммерческими партнерами: например, Levi’s, Nike, Maison Margiela, Uggs, Electra, — получается нативный формат интеграции, когда бренд максимально раскрывает себя.
Бранч «Силы ветра»
Японский бранч с рестораном J’pan
Бранч с Пушкинским музеем «В гостях у Щукина»
Калифорнийский бранч с брендом UGG
Бранч с брендом Maison Margiela
Мы создали рабочую механику, на которую уже, как на скелет, наращиваем все остальное: что‑то меняем, докручиваем. Казалось бы, это всего лишь бранч: позвали друзей, разработали с ними пару блюд, ничего сложного. Но в действительности это очень непростой процесс. Мне кажется, наша кухня для поваров сродни армии или подготовке к Олимпийским играм — они невероятно много трудятся. А Никита Мальцев (бренд-шеф) и Никита Доровских (шеф-бармен) — настоящие супергерои.
Сложность в том, чтобы создать с приглашенными людьми профессиональный диалог. Ведь у всех разные уровни организации в силу специфики занятости и так далее. Зоя непрерывно ведет коммуникации с множеством сообществ — и она отлично с этим справляется. В это же время Никита Мальцев обучает свой олимпийский резерв блюдам, которые должны быть не просто интересными, но гастрономическими, это постоянные проработки: нелегко вводить каждые выходные сразу несколько новых блюд. Такая же работа кипит за баром. Еще есть ребята, которые занимаются продакшеном, закупками продуктов, логистикой, расчетами, есть фотограф, эсэмэмщик и так далее. Все мы одинаково важные участники одного процесса.
Берлинский кебаб с трюфельным айоли из меню бранча с проектом Kebab Masters
Коктейль Avocado Pisco Sour из меню бранча с рестораном Avocado Queen
Команда кухни «Дома культур»
Вся кухня «Дома культур» — это кухня сообществ, пропущенная через призму нашего шефа Никиты Мальцева. Звучит странно, но если вы посмотрите в основное меню, то поймете, что почти каждое блюдо было придумано в коллаборациях с людьми и комьюнити. Некоторые из них приходят с четкими представлениями о тех блюдах, которые они хотели бы приготовить, обычно мы не отказываем им в этом. Бывает такое, что герои не могут до конца сформулировать свою идею, тогда они рассказывают про себя и свою деятельность, ребята пропускают через себя эту информацию и реализуют в продукте: Никита Мальцев — в виде блюда, Никита Доровских — в виде напитка.
О выставках
Я считаю, что концерты должны проходить на правильно оборудованных для этого площадках, а выставки должны проходить в галереях. Фишка в том, что надо уважать исполнителей. Если ты побуждаешь человека к какому‑то действию, значит это должно быть сделано максимально круто. Если ты хочешь повесить картины очень классных художников в городское пространство и позвать людей, значит ты должен обеспечить этому художнику такой сервис, который составит конкуренцию профессиональной галерее. Нужно всегда понимать и объективно оценивать свои возможности и уровень экспертизы.
У нас получился хороший кейс с немецкими художниками, братьями Low Bros. Это первая выставка в «ДК», которой я занималась. Мне кажется, в этой истории я была девочкой из фильма «Елки», которая загадала желание, чтобы ее поздравил президент. История такая: в рамках нашего проекта с алкогольным партнером мы решили сделать выставку художников. Поскольку я параллельно занимаюсь проектом Secret Walls, то не могла провести выставку абы как, хотелось сделать что‑то интересное. Один близкий мне человек подсказал обратить внимание на дуэт Low Bros. Только представьте: они выставляются по всему миру — в международно известных галереях, оформляют фасады зданий и делают проекты с принцем Монако. И тут какой‑то «Дом культур», где есть бар и сервировка на столах, предлагает сделать выставку. Возможно, сыграла репутация моей команды Secret Walls, зарекомендовавшей себя на международном уровне, — ребята согласились. Для нас это было большой удачей. Часть холстов была создана в Берлине, а один из них, самый большой, ребята решили создавать уже здесь, в Москве, на глазах у гостей. Low Bros отправили нам эти холсты из Берлина специальной службой, но возникли проблемы с таможней. Нам удалось растаможить эти работы только за два часа до начала мероприятия! Мы подняли на уши всех. Собираются гости, едут художники, и моя коллега везет эти холсты из Внуково в пространство, ну просто как олимпийский огонь. Мы невероятно сильно переживали, а потом так же сильно радовались и плакали от счастья. Это событие очень объединило нас с ребятами: несмотря на все трудности, они сказали, что это была одна из лучших организаций, которую они встречали. Мы до сих пор общаемся, и они дали добро на продолжение экспозиции. Это лучшая похвала.
Берлинский дуэт художников Low Bros
Экспозиция Low Bros в пространстве «Дома культур»
Экспозиция Low Bros в пространстве «Дома культур»
Экспозиция Low Bros в пространстве «Дома культур»
Для нас важно создавать для художников максимально комфортную атмосферу и не диктовать условия, как это часто делают галереи (выводы такие делаю исключительно по рассказам ребят), а давать им свободу, чтобы они не просто привозили свои холсты из архивных коллекций, а создавали новые работы, вдохновляясь архитектурой и дизайном нашего пространства. Мы задали определенную планку, понижать ее никак нельзя. Следующую выставку сделали вместе с Сережей Давыдовом (бренд-менеджер Montana-Cans) с двумя художественными дуэтами братьев-близнецов — из Белграда (Sobekcis) и из Москвы (Peeks & Plus). Важно не только привозить художников и делиться с нашим городом их творчеством, но и поддерживать локальную сцену. Поэтому мы выставляем не только зарубежных художников, но и интересные российские проекты. Конечно, выставки не наше ключевое направление, но оно больше для души и смены визуальных решений в рамках нашего пространства.
Мне приятно замечать, что гости сознательно фотографируют работы, выкладывают в соцсети и отмечают художников, наше место. Когда мы только открываем выставку, есть публика, которая целенаправленно приходит посмотреть на работы.
О ближайших планах
Направление, которое мы хотим развивать более активно и сделать магистральным — это кухня и бар. Также мы будем продолжать проводить «Диалог культур» с Валерием Печейкиным, музыкальные джемы с друзьями проекта, обновлять экспозиции с художниками, вечеринки, бранчи и много всего другого. Утром, днем и вечером — мы ресторан с действительно хорошей кухней, которая заслуживает внимания. Ночью будем делать акцент на более «барную» атмосферу.
О людях
Аудитория «Дома культур» очень разная. На бранчах с культурными институциями музейного формата можно встретить более взрослую и семейную аудиторию. Если прийти на бранч к бренду типа «Волчка» или к другому более прогрессивному комьюнити, то публика будет совсем иная.
Здорово видеть, что люди к нам возвращаются: например, они были у нас ночью и потом решили пойти на бранч. Мы выстраиваем долгосрочные отношения со всеми участниками: гостями, приглашенными художниками или сообществами, которые потом тоже хотят вернуться к нам уже как гости.
Мы создали место для встреч, где каждый будет чувствовать себя сопричастным. Когда я вижу, что за соседним столиком на бранче сидит космонавт, который скоро отправится на МКС, или когда парень, ученый из НАСА, во всей своей амуниции для нас всех поет под гитару песню Дэвида Боуи, тогда я понимаю, ради чего вообще я здесь работаю.