В основе мегатура — исследование тридцати шести городов, где происходит что-то интересное в современном искусстве. Одна из задач проекта — позволить местным экспертам первыми рассказать, какой они видят современность в своих городах: так, например, выглядит появившийся в результате ридер по Томску.
Симпозиум на колесах — это несколько недель поездки на поезде по двенадцати городам России. В поезде, сменяя друг друга, едут команды кураторов со всего мира. В каждой по 20–25 экспертов, в течение трех недель они общаются друг с другом, с художниками и кураторами в городах, где проходят дискуссии, лекции и передвижная выставка.
В каждом из двенадцати городов маршрута все эксперты во главе с Алисой Прудниковой и специалистами из РОСИЗО–ГЦСИ выходят, кураторы читают лекции и проводят дискуссии, но главное и самое интересное — ревю идей, куда художники приносят свои неосуществленные проекты.
Глобальная цель проекта в том, что российские и зарубежные кураторы (в том числе из Индии, Пакистана и ЮАР!) ищут таланты за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы пересобрать российскую карту современного искусства. Для этого они общаются друг с другом и с художниками на местах и обсуждают их нереализованные идеи.
«Большая страна — большие идеи» — это выставка нереализованных проектов, куратором которой стал Саша Буренков. Из более чем шестиста портфолио художников, которые прислали свои работы на открытый конкурс, была собрана передвижная выставка. Она требует монтажа и потому движется в автомобиле по своему расписанию, попадая в города на день раньше экспертов.
В команде кураторов — большие имена мира искусства. Габи Нгкобо — куратор Берлинской биеннале этого года, Амин Гульджи — куратор биеннале в Карачи, Сара Уилсон — историк искусства и профессор лондонского Института искусства Курто, Инке Арнс — директор Ассоциации медиаискусства и центра HMKV в Дортмунде, известная по выставке «Границы» в ММОМА, Надим Самман — куратор Московской биеннале молодого искусства в 2016 году.
Как появилась идея
«Идея возникла в 2007 году — или даже раньше. Это было время, когда современное искусство во многих регионах было скорее маргинальным явлением, а нам хотелось сделать большой общероссийский проект, но инициировать его из Екатеринбурга — мы были Екатеринбургским филиалом ГЦСИ. Тогда же мы придумали слоган для этого проекта: «Москва глазами Немосквы»: нам хотелось поговорить про роль центра в разных региональных ситуациях. Это была важная тема для Екатеринбурга, и мы хотели расширить ее до остальных городов Транссиба.
Как сформировать базу для взаимодействия всех этих точек на карте? Проект Nemoskva как раз о том, что связи между регионами возможны. Это история про локальность, которая интересна всему миру и начинает звучать в глобальном масштабе и контексте.
Слово Nemoskva — это не мое слово, его придумал мой одноклассник Никита Сутырин в десятом классе, когда перед ним стояла дилемма: поступать в Москву или оставаться. Так вот Сутырин написал манифест Nemoskva. Главная идея состояла в том, что за МКАДом есть жизнь и мы будем активно ее развивать».
«Когда мы стали работать над концепцией проекта Nemoskva, то сразу внутри команды решили для себя, что это в первую очередь проект о современности. Что значит быть современным и соответствующим глобальному контексте конкретно в Москве, Улан-Удэ или Владивостоке? Может ли художник, живущий в Сибири посреди тундры, но обладающий дипломом Школы Родченко или хотя бы широкополосным интернетом, быть современным и актуальным художником, находясь не в центре художественного процесса и вдали от столиц?»
Что получилось
«Мы открыли для себя новые имена и проекты — например, серии перформативных акций владивостокского художника Кирилла Крючкова «Расщепление лишнего с помощью звука» или впечатляющее исследование Юрия Гудкова проект «Mine (Майн)», который рассматривает трансформацию понятий «ценность» и «желание» на стыке российской алмазодобывающей промышленности, визуальных коммуникаций и технологий распределенных вычислений.
Нам было важно, чтобы выставка не просто механически переезжала из одного города в другой, а становилась дискуссионной площадкой и местом проведения ревю нереализованных идей художников того или иного региона, обрастая архивами каждого региона на пути своего движения. Посетители выставки в каждом городе могут знакомиться с идеями из других городов, упакованными в специальные шкафчики, похожие на библиотечные. В рамках проекта Nemoskva в ближайшие годы запланировано несколько крупных международных выставочных проектов, и некоторые идеи, отобранные в рамках поездки, будут реализованы в следующем году».
«Каждую неделю в составе группы появлялись новые и новые герои. Так, со второй недели присоединились сотрудник Музея Гуггенхайма и будущий куратор Уральской индустриальной биеннале 2019 года Сяоюй Вэн и Барт Ван дер Хейде, главный куратор Музея Стеделейк. Перечисляя всех участников экспедици, сложно остановить неймдроппинг, но в самом деле: Центр Помпиду, Гуггенхайм, BOZAR, Стеделейк, Тенста-центр в Стокгольме, Para Site в Гонконге, Уитни-музей — это впечатляет даже неспециалистов.
Кураторы высокого полета сродни золотоискателям — они готовы преодолеть тысячи километров, чтобы убедиться: в зонах молчания современного искусства есть прекрасные молодые художники, они ярко мыслят и остро чувствуют, они еще не утомлены столичным потоком гламурной выставочной жизни, убивающим все живое в нашем восприятии».
Как прошла поездка
«Надо понимать что проект реализуется силами региональной дирекции РОСИЗО-ГЦСИ, и, конечно же, самая большая сложность была логистическая — как все рассчитать, продумать, успеть. Оказывается, не к каждому поезду можно прицепить вагоны; в высокие сезоны составы делают длинными и на нас просто может не хватить платформы. Отсюда непредвиденные ограничения в расписании.
Приглашая участников симпозиума, мы ориентировались прежде всего на область их интересов, опыт работы с российскими художниками, интерес к теме децентрализации и включенность в масштабные международные проекты. Так у нас появились кураторы «Документы», Берлинской и Уральской биеннале, крупнейших музеев, Центра Жоржа Помпиду, проекты, работающие с региональными ситуациями, например, Тенста Кунстхалле во главе с Марией Линд.
Романтика Транссиба притягивает огромное количество людей, и такой опыт постижения территории был любопытен многим. Наверное, не стоит говорить, что и финансирование этого проекта — отдельная история, и мы бы не смогли ничего этого сделать без наших партнеров».
«Четырнадцать лет назад я приехал в Россию и с тех пор живу здесь. Искусство здесь хорошее, сильное, нужно, чтобы все об этом знали. Когда я приехал писать диссертацию, мой руководитель сказал, что все знают только Кабакова и Орлова. А если остальные художники неизвестны, то они нехорошие. Он был совершенно не прав. Теперь я знаю, что искусство — это настоящее золото России. Кому нужна нефть?! Искусство — другое дело».
«Я подготовился к поездке со знанием дела: я уже работал с русскими кураторами и институциями. Что касается быта, то взял с собой по рубашке на каждый день так, чтобы не пришлось стирать одежду — просто перекладывать с грязной стороны чемодана на чистую. И еще достаточно носков на две недели.
А если серьезно, перед поездкой я много думал о Александре фон Гумбольдте (немецкий географ, и путешественник, который в 1829 году совершил путешествие от Санкт-Петербурга до Барнаула и обратно. — Прим. ред.) и его последней экспедиции через Россию. Меня очень волновало, что значит на самом деле исследовать культурное пространство. Есть ли связь между открытием естественных феноменов и культурных?
Среди нас есть кураторы из Индии, Пакистана, Европы, Китая — совершенно международная команда. Мы теперь много спорим о том, как строятся сегодня отношения России и Америки, Великобритании. Я встречал кураторов, которые не хотят приезжать в Россию, — но мне это кажется абсолютно безумным».
Что будет дальше
«Проект Nemoskva многосложный и многоэтапный. Но мы выделили четкую структуру результатов: нереализованные идеи художников, которые собирались в ходе симпозиума, будут представлены уже в виде реальных проектов на выставке в Брюссельском центре изящных искусств BOZAR в 2019 году. Также мы планируем показать превью этого проекта на Венецианской биеннале. После BOZAR, который тоже выступил партнером нашего проекта, мы покажем проект в Москве.
А в 2021 году мы вернемся в регионы, это будет путешествующая выставка, но уже не по Транссибу. Она захватит большее число городов, и мы будем два года выстраивать график движения. А в 2022 году мы хотим во всю эту историю включить страны СНГ и БРИКС».