В июле в Тобольске прошел масштабный книжный фестиваль: полсотни издательств, звездные гости, десятки лекций и мастер-классов. Егор Михайлов побывал на «Сибирской Ипокрене» и увидел, как большой фестиваль оживляет тихий маленький город.

У маленького городка Тобольска есть три главных предмета литературной гордости: Павел Ершов (он здесь жил), Достоевский (он здесь сидел в пересыльной тюрьме) и Робинзон Крузо (он здесь зимовал в малоизвестном у нас сиквеле романа Дефо). С недавних пор к ним добавилась обласканная критиками дилогия Алексея Иванова «Тобол». Создатель фестиваля «Сибирская Ипокрена» вознамерились создать еще один тобольско-литературный бренд.

Вообще-то, в маленьких городах книжные фестивали проводятся редко: дело это недешевое и вряд ли прибыльное. Поэтому не обойтись без активных организаторов и спонсора, готового вложиться в культуру. В роли первых здесь выступило трио Куприянов — Мильчин — Фаустов, которые в 2017 году проводили книжный фестиваль в Иркутске, в роли второго — нефтехимический холдинг «СИБУР», без которого в Тобольске не обходится, кажется, ни одно культурное начинание.

Есть и романтичное измерение: именно в Тобольске выпускался первый в Сибири литературный журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», у которого фестиваль позаимствовал название. В результате город, чья слава когда-то померкла из-за более проворной соседней Тюмени, на неделю вновь почувствовал себя центром Тобольской губернии

Тюмень тоже не обошли стороной: в ней прошло эдакое препати «Ипокрены» с участием Галины Юзефович и Дмитрия Глуховского. Но основное веселье — триумфатор «Нацбеста» Алексей Сальников, Майя Кучерская, ST — досталось Тобольску. Там же, у Кремля, расположились книжные палатки. Вместе с издательствами в Тобольск приехали и целые магазины — тюменские «Никто не спит» и Space Cow, московский «Маршак». Все они, сражаясь с жарой, дождем и без пяти минут шквальным ветром, показывали тоболякам книги, которых обычно в городе не увидеть.

И это, в общем, важно. Литературная жизнь Тобольска (как и многих маленьких городов) отдает архивом. Памятники Достоевскому и Крузо, очаровательный Музей печати, библиотеки, фонтан с героями «Конька-горбунка», декорации грядущего сериала «Тобол». А фестиваль напоминает, что литература в XIX веке не закончилась, книги по-прежнему пишутся и читателям они ужасно нужны.

Дмитрий Глуховский
Писатель, журналист

«Для меня лично это редкий шанс встретиться с таким количеством интересных людей, потому что в Москве оказаться с ними в одном пространстве на длительное время, иметь возможность с ними общаться — это редкость. На самом деле ведь нет никакого московского литературного клуба или тусовки. А тут создается такой классный и очень домашний формат, когда ты оказываешься с людьми в одном пространстве. Идут разговоры и о литературном процессе, и о том, что в стране происходит. Это интересный процесс. Тебе кажется, что ты с человеком просто пьешь водку, а потом скажут: под влиянием одного писателя формировалось мнение другого писателя, и появится какой-нибудь кружок петрашевцев. Или вот обэриуты — так же сидели люди, пили и что-то придумывали.

Что касается выноса этой дискуссии за пределы двух больших городов, Москвы и Петербурга, — мне кажется, это сверхполезная штука. Русский писатель должен немножко видать Россию. Выпадение из привычного контекста — это возможность получить и какую-то пищу для ума, и набраться впечатлений, и немножко вообще взглянуть на все, что происходит, с другой перспективы и обсудить это со своими коллегами.

Ну и наконец, это возможность убедиться, что твои кумиры или, наоборот, ненавидимые тобой авторы — просто живые люди. Это чуть менее важно в эпоху интернета и электронных книг, но все равно: вот они сидят, с ними можно поболтать, поспорить, или послушать, или уточнить — это для читателя из небольшого города большой бонус.

И вообще, когда какая-то современная литература, кино, музыка приезжают в город, где не так много чего происходит, жизнь в нем как-то сразу взбадривается. Не так сильно, как хотелось бы нам думать, но реперкуссии этого будут продолжаться еще достаточно долго. Люди будут обсуждать фестиваль, будут друг с другом делиться. Надо максимально включать регионы в этот живой процесс».

Подробности по теме
Глуховский и Диденко беседуют о творчестве, технологиях и товарище майоре
Глуховский и Диденко беседуют о творчестве, технологиях и товарище майоре
Борис Куприянов
Куратор фестиваля «Сибирская Ипокрена»

«За рубежом есть много примеров фестивалей, которые проходят в совсем небольших городках. Но в России это совершенно необыкновенно. И то, сколько народу едет на него из Тюмени, из города Ишим, несколько удивляет. Для стотысячного города удивительно, сколько люди знают про книги, говорят о книгах, разбираются в них.


Я считаю, что сегодня люди, независимо от того где они живут, могут получить то же самое, что и в столице. И события и встречи с авторами здесь должны быть не только онлайн. И мне кажется, это важно — и я благодарен «СИБУРу», который в эту штуку поверил. Это ведь дело недешевое — привезти большое количество людей со всей страны, от Калининграда до Хабаровска. Но вот мы видим, что народу очень много, и книжки покупаются, причем вовсе не самые простые. Это очень интересно и важно, на мой взгляд».

Сергей Карпов
Сооснователь книжного магазина «Маршак»

«Очевидно, что в малые города никто не ездит, потому что это экономически неэффективно; если нет большого донора, то никто ничего и не делает. В стране едва ли не четверть населения живет в сельской черте, и еще какое-то количество — в городах с населением меньше пятиста тысяч. Это что, значит, все, что мы делаем, — только для тех, кто родился в центре или переехал из регионов? Это неправильно.


Для меня важны все начинания с малыми городами, в первую очередь, в области культуры. Если то, что сейчас здесь сделал Боря [Куприянов] с «СИБУРом», будет продолжаться и не умрет, то года через три сюда с большой радостью начнут ездить люди из больших окрестных городов — есть же прекрасный пример великого Канского фестиваля (Международный канский видеофестиваль проводится в городе Канске; население Канска — около 90 тыс. человек. — Прим. ред.).

Для того чтобы начать что-то выращивать, нужно сперва найти землю, где грядку копать. И этот фестиваль — первый выход в поле.

Я прошел вчера по городу и увидел много мест, в которых идеально расположился бы книжный магазин. Это же очень красиво — делать в таких городах маленькие книжные магазины, которые занимаются в том числе интеллектуальной литературой. Я не верю, что из ста тысяч человек не найдется тысячи, которые буду раз в месяц у тебя покупать что-то. Мне кажется, это просто вопрос дурака на месте, который будет готов взять это на себя.


Я просто вижу, как книжные точки становятся полюсами изменений внутри городов. И если организаторы фестиваля хотят, чтобы Тобольск появился на литературной карте страны, тут обязан быть книжный магазин. Без этого сколько фестивалей тут ни проводи, ничего не изменится. Так что мне хотелось бы, чтобы здесь тоже открылся условный «Фаланстер».

Подробности по теме
Сергей Карпов: «Это прикольно, потому что ты ничего не контролируешь»
Сергей Карпов: «Это прикольно, потому что ты ничего не контролируешь»
Артем Фаустов

Соучредитель и совладелец магазина «Все свободны», журналист, музыкант

«Будет очень здорово, если с этого фестиваля начнется движение в сторону фестивалей в маленьких городах. К нам подходят люди, смотрят на книги и восхищаются, потому что они таких книг в своем городе просто не видели, — и прямо об этом говорят. И конечно, здорово видеть этих людей, пусть они даже ничего не купят, их радость от того, что в город привезли книги, считывается».

Галина Юзефович
Литературный критик

«Я довольно много где бывала, а вот Западная Сибирь оставалась слепым пятном на моей карте. И понятное дело, что Тобольск с его колоссальной историей мне всегда казался специальным местом, в которое обязательно надо приехать. Я в очередной раз получила подтверждение того, что благодаря интернету мы все стали довольно одинаковыми. Когда ты разговариваешь с человеком, в чьей жизни чтение играет важную роль, ты совершенно не можешь определить, из какого он города. Мы все читаем одно и то же, мы все оперируем одними понятиями. И для меня возможность приехать в Тобольск — это возможность очередной синхронизации.

Увидеть друг друга, посмотреть друг другу в глаза, сказать что-то голосом, а не буквами — это крайне полезный опыт поддержания единого для всего русского читательского мира контекста. Подобные фестивали крайне важны именно потому, что они позволяют нам всем в очередно раз услышать друг друга и в очередной раз убедиться, что между нами существует некая литературная общность, которая гораздо важнее, чем географическая удаленность».

Подробности по теме
Галина Юзефович: «Нет ни фантастики, ни нефантастики, есть одна большая литература»
Галина Юзефович: «Нет ни фантастики, ни нефантастики, есть одна большая литература»
Ирина Бурбо
Эксперт по поддержке инвестиционной деятельности и социальной политике СИБУРа

«Мы стремимся к тому, чтобы в городах нашей деятельности «СИБУР» вносил весомый вклад в развитие регионов и повышение качества жизни людей. Благотворительная программа компании «Формула хороших дел» направлена на реализацию и поддержку инициатив по шести наиболее важным социальным направлениям: развитие городов, образование и наука, спорт и здоровый образ жизни, охрана окружающей среды, культура и волонтерство.

Что касается просветительских проектов, то мы стараемся охватить различные стороны культурной жизни. До «Сибирской Ипокрены» в Тобольске проходил «Театр наций Fest», в августе запланированы проекты для художников, и это только малая часть наших совместных инициатив с партнерами и органами местной власти. Такие мероприятия позволяют жителям небольших городов чувствовать себя включенными в единый культурный контекст — знакомиться с литературными и театральными новинками, общаться с известными авторами и артистами, посещать выставки современных художников. Мы хотим дать возможность разнообразного досуга для наших сотрудников, их семей и жителей городов, где работают предприятия «СИБУРа». Важно, чтобы культурные инициативы не уступали столичным, и в этих городах хотелось жить, работать, воспитывать детей».

Гоша Елаев
Художник, автор комикса «Тюмэн»

«Я вырос в поселке в подгорной части Тобольска рядом с Иртышом. И когда меня пригласили вести мастер-классы про то, как рисовать комикс о Тобольске, я понял, что это огромная возможность для меня самого научиться. У меня много историй, связанных с Тобольском, не все они приятные и веселые, но они просятся обрести какую-то форму.

И вот в первый день фестиваля мы с волонтерами из Новосибирска отправились в полночь гулять по местам, где я вырос. Я показывал и рассказывал ребятам: вот здесь мы с другом похоронили игрушку, вот здесь мы ловили головастиков, которых пытали током, вот здесь меня чуть не пристрелили за гаражами из самопального пистолета — и параллельно переживал все эти моменты заново, и в этот момент я еще раз понял, что комикс про Тобольск обязательно должен быть, даже если не я его нарисую. Потому что Тобольск — это не менее сильное место, в котором куча историй, куча людей, которые могут эти истории рассказывать. И то, что сюда пришел большой книжный фестиваль, — это очень хорошо, надеюсь, это кого-то сподвигнет на то, чтобы этими историями поделиться. Потому что это хороший город, и о нем нужно и важно рассказывать».