Кому вообще нужны наши данные из поликлиники?
Компании, которые имеет дело с данными пользователей, продают их другим компаниям. Например, Facebook продает интересы, лайки, историю просмотров пользователей рекламодателям, чтобы тем было проще настроить таргетинг. Похожим образом работает продажа медицинских данных. Сеть аптек Walgreens просит клиентов заполнять анкеты, по которым делаются рассылки от производителей лекарств. Компания IMS Health собирает медицинские данные, которые люди оставили в больницах, а потом продает их фармацевтическим компаниям, чтобы помочь им в разработке новых лекарств или быстрее продать уже существующие препараты.
Это огромный рынок. Например, производитель лекарств Pfizer тратит на покупку данных пациентов по 12 миллионов долларов в год. И, скорее всего, пациенты не знают, кто и для чего использовал информацию об их здоровье.
«Каждый человек хранит очень много информации, связанной со здоровьем. Мы переводим информацию о здоровье, включая медицинские данные, в токены и создаем будущую валюту для системы здравоохранения. HIT разработал механизм, который позволяет монетизировать собственное здоровье. Обычно на него приходится тратиться. Потенциальное число пользователей насчитывает 3,8 миллиарда человек — это те, кто не может свободно воспользоваться услугами здравоохранения (по данным Всемирного банка и ВОЗ за конец 2017 года, половина населения планеты не имела доступ к базовой медицинской помощи. — Прим. ред.). Но эти люди могут собирать информацию о себе и получать за это деньги, которые покроют расходы на лечение».
Какие медицинские данные теоретически можно продать?
Ценность имеют даты рождения, номера страховок, коды диагнозов, страховые записи, результаты анализов крови, даты визитов в больницы. В США не запрещено заниматься сбором данных о чужих болезнях, если эти данные обезличены. Этот вопрос регулирует Закон об ответственности и переносе данных о страховании здоровья граждан 1996 года, но считается, что он отстал от времени. Проблема в том, что современные методы обработки без труда свяжут пол, возраст, даты посещения больницы, диагноз и рецепты врача с личностью человека. В 1997 году студентка Массачусетского технологического института Латаня Свини вычислила таким образом губернатора штата.
Медицинские данные можно объединить с информацией, которую собирает фитнес-трекер или Facebook, чтобы получить полный психологический портрет человека.
«Речь идет о метаданных и геоданных: возрасте, весе, месте жительства, вредных или полезных привычках. Эту информацию вы и так предоставляете бесплатно: пишете посты в Facebook, храните в смартфоне количество шагов, пройденных за день. Мы стимулируем пользователей предоставлять более персонифицированные данные с их согласия — например, просим делиться результатами ежедневного мониторинга уровня сахара в крови и даем возможность отследить, кому они отдали эти данные.
Тысячи устройств собирают подобную информацию по всему миру, но у врачей нет к ней свободного доступа. Им приходится просить вас поделиться информацией, а это тормозит процесс анализа данных и, в конечном итоге, поиска лекарств. Конечно, врачи просят пациентов проходить опросы, но они анонимны. Суть в том, чтобы со своего согласия предоставлять свои данные и получать за это справедливое вознаграждение.
Например, если правительство Москвы захочет провести какой-нибудь анализ рисков или сделать точный дальновидный прогноз, понадобятся данные жителей. Их сложно централизованно собрать в большом объеме. Мы же берем эту задачу на себя, и все остаются в выигрыше».
Сколько могут заплатить за данные о здоровье?
Медицинские данные считаются дорогими и ценными. Информация об одном человеке может стоить около 10 долларов — примерно в 10–20 раз дороже украденных номера, CVV-кода и даты его кредитной карты. Поскольку данные дорогие, их воруют хакеры — например, китайские взломщики в 2014 году украли данные 4,5 миллиона клиентов компании Community Health Systems (правда, в них не было ничего о состоянии здоровья). В отличие от данных кредитной карты, которые перестанут быть актуальны, как только ее заблокируют, медицинские данные будут «жить долго». К тому же их пропажу могут заметить не сразу.
3 тысячи баллов конвертируются в 200 швейцарских франков. Если вы спросите людей в Швейцарии, согласны ли они пройти на несколько сотен километров больше, чтобы заработать эти деньги, они ответят «нет». Но люди, которые живут, например, в горах или в деревнях, легко согласятся — система даст им доступ к здравоохранению, которого у них раньше не было.
Необходимо больше шагов и посредников, чтобы ее зафиксировать: врачи, больницы и так далее. Те, кто ищет информацию, платит за нее, а мы устанавливаем динамическую цену.
Подобные wellness-центры могут стать нашими партнерами. Чем больше вы занимаетесь в зале, тем больше токенов за это получаете. И скажем, за 5 тысяч токенов получите месячный абонемент. Таким образом у людей появляется мотивация заниматься, а у спортивного зала расширяется круг посетителей.
Будут ли Facebook и Google платить за наши данные?
После скандала с Cambridge Analytica, которая использовала данные миллионов американцев, чтобы продавать политическую рекламу перед выборами в США, технологические медиа предположили, что компаниям следует платить людям за данные. Их логика была такой: поскольку Google и Facebook зарабатывают на данных людей, продавая рекламу, то было бы логично платить этим людям какой-то процент от дохода.
«Мы все знаем, что наши данные продаются — на прошлой неделе был очередной скандал с Google по этому поводу (Google разрешала сторонним разработчикам читать почту на Gmail для рекламных целей. — Прим. ред.). Кажется, что пользователи бессильны в этом вопросе. Создание технологии, которая позволит следить, что происходит с вашими данными, — значительный шаг вперед.
Мой прогноз — рано или поздно Facebook придется платить за данные пользователей. Люди глубже изучают вопрос конфиденциальности и трепетнее относятся к персональным данным, к праву владеть ими. Не говоря о медицинских данных, которые очень ценны: нельзя продавать их кому попало просто так. Вы должны давать разрешение на то, чтобы делиться вашей информацией».