Кто такой Андрей Стадников
Хмурый 29-летний интеллектуал из Сибири спортивного телосложения. В начале 2010-х дал о себе знать как автор нескольких взрывоопасных пьес («Смерть Андрюши», «Офелия», «Теракты») на границе бешеной исповеди и автописьма, а как режиссер дебютировал с уже легендарным спектаклем «Репетиция оркестра» в юбилейный год в Театре на Таганке. Это был спектакль-скандал, разыгравшийся прямо в зрительном зале, на основе тихих и откровенных монологов работников и обитателей Таганки, переходящий в игру на гитарах посредством шариков для пинг-понга и завершившийся акцией продолжительного «убивания себя об стену» молодыми артистами труппы театра. Потом был хладнокровный поствербатим «СЛОН» с артистами «Мастерской Дмитрия Брусникина» — конструктор из фрагментов культовых киносценариев о несвободе: играли в пустующих кафельных залах завода «Кристалл», а потом еще в нескольких готовящихся к сносу пространствах. Впоследствии едва ли не в каждой рецензии на «СЛОНа» (аббревиатура от «Соловецкий лагерь особого назначения») упоминалось слово «психоз», и не только потому, что в спектакле использовался еще и одноименный посмертный текст иконы британской драматургии Сары Кейн.
Со студентами Школы-студии МХАТ Стадников потом еще работал не раз; этапным стало эпическое полотно под названием «Нация» — результат путешествия нового набора «Мастерской Брусникина» с диктофонами в руках на поезде Москва–Владивосток. Спектакль играли в одном из залов Музея Москвы, гигантском пространстве провиантских складов, — череда монологов в исполнении длиннющей вереницы людей-экспонатов, взрывающаяся в конце концов коллективным воплем до хрипоты. Эпический размах автора проявлялся попутно и в драматургии: Стадников, к примеру, написал инсценировку тысячестраничного романа Леонида Леонова «Пирамида» для уличного иммерсивного ретрофутуристического шоу Юрия Квятковского; сыграли четыре раза в «Музеоне». Да, это объединяющее свойство всех работ одного из главных героев экспериментального российского театра: жизнь его постановок коротка и нестабильна. Суммарно их видели меньше людей, чем вмещает, например, один рядовой показ спектакля в Малом театре.
Как будет выглядеть и о чем спектакль «Родина»?
В большом зале-трансформере ЦИМа будет выстроена огромная пирамида из передвижных зрительских секторов (художник Шифра Каждан). Известно, что главный действующий элемент спектакля — периодически марширующий отряд из 48 блондинок в черном (художник по костюмам Ваня Боуден). Мужчин трое; это Троцкий (Аскар Нигамензянов) и раздвоенный Сталин (Алексей Розин и Сергей Купчичев). О причинах раздвоения Стадников говорит так: «Мне не хотелось делать его уникальным». Первая часть спектакля — про Россию 1990-х; вторая — про противостояние Троцкого и Сталина в 1920-е. Сходство между этими эпохами, по мнению режиссера, в том, что вертикаль власти еще не была выстроена и возможность социализма и демократии не казалась ни в том, ни в другом случае утопией. В первой части использована опубликованная «Новой газетой» стенограмма закрытого заседания исполкома Российского футбольного союза о том, присоединять ли к Союзу клубы Крыма: комичный текст, иллюстрирующий безнадежную оторванность бизнес-элиты от почти мифической верхушки власти. Основа второй части спектакля — не переводившаяся прежде пьеса немецкого драматурга Фолькера Брауна «Смерть Ленина» («Lenins Tod», 1983) о внутрипартийной борьбе в ВКП (б) в исполнении девяти молодых светловолосых актрис. Жанр, по определению автора, — «конспиративный реализм». Это уже история о том, как вертикаль власти, нам хорошо знакомая, только начинала воздвижение. Режиссеру пригодились тьма документов, еще недавно помеченных грифом «Совершенно секретно», черновик пушкинского «Пугачева», документальный диалог мэра Бердска с мафиози, а также фрагменты из романа Этель Войнич «Овод» и экспериментальная музыка композитора Дмитрия Власика.
Кто все эти девушки?
Режиссер утверждает, что кастинга не проводилось. К участию приглашались все желающие, требования только два: пол женский, волосы светлые. В состав роты блондинок «Родины» вошли журналистки, филологи, модели, студентки, маркетологи, супервайзеры, госслужащие и девять актрис с мужскими ролями — Бухарин, Молотов, Зиновьев, Дзержинский и другие участники внутрипартийной борьбы 1920-х годов. Это актрисы из «Мастерской Дмитрия Брусникина», мастерской Константина Райкина в Школе-студии МХАТ, из театра «Около дома Станиславского» и «Современника». Стадников намерен продемонстрировать процесс преобразования образа людской массы в совокупность индивидуальностей, для чего предложил актрисам выбрать себе роли самостоятельно и самостоятельно над ними работать, не ориентируясь на общую эстетику спектакля.
«С 9 до 13 лет я занимался спортом, некоторое время жил в военно-спортивном лагере под Бердском. Там жили только мальчики, утром построение, всех брили наголо, все делали коллективно. Я решил поработать с идеей коллектива, который живет по единым правилам. Но название «Родина» — это на самом деле не только про меня и мое детство; это про семью спектакль. Большевики считали, что они орден, или даже секта, аналог семьи. Родина на одних славянских языках означает «место рождения», на других — «семья». И сама ситуация перехода из неорганизации в организацию, в нейтрализацию различий тоже меня интересует. Когда открывается прежде закрытое, рассекречиваются документы, сливаются в интернет подслушанные разговоры, возникает эффект попадания за кулисы, как в «Игре престолов». Создается иллюзия, что ты понимаешь, почему в мире то или иное происходит, что логика мироустройства тебе становится ясна».
Редакция «Афиши» благодарит Театр Российской армии за помощь в подготовке материала.