В приложении Facebook изменилось много мелких деталей: шрифт выглядит контрастнее, кнопка лайка увеличилась, навигация упростилась. Например, экран с постом вашего друга теперь выглядит как слой, который появляется над лентой новостей. Во время тестов дизайнеры узнали, что лента новостей в Facebook кажется пользователям захламленной, поэтому в новом приложении они постарались дать ответы на вопросы: в чьем посте я нахожусь, где начинаются комментарии и как вернуться назад.
Почему комментарии выглядят так, будто они — сообщения в мессенджере?
Посмотрите на ваши личные сообщения в Instagram, а потом на новые комментарии в Facebook. Они очень похожи: одинаковая структура, круглые аватары, пузыри с ответами. Комментарии легко спутать с мессенджером. В Facebook посчитали, что такой дизайн мотивирует людей писать ответы и вступать в дискуссии. Вторая причина обновления — упрощение: в новых комментариях проще понять, кто и кому ответил, где ответ, а где новый комментарий.
«Новый дизайн комментариев зрительно отделяет их от остального содержимого ленты и позволяет проще ориентироваться в том, что происходит на экране. Схожесть с мессенджерами однозначно показывает, что здесь идет какая‑то дискуссия».
«Facebook идет к унификации пользовательских сообщений. Дешевле и легче поддерживать продукт, в котором сущность, являющаяся проявлением пользовательской информации, представлена в одном и том же виде. Проще и удобнее, когда в системе не десяток разных визуализаций, а одна. Это необходимо для того, чтобы пользователи быстрее вовлекались в общение, чтобы унификация размыла разницу и сообщения везде были сообщениями. Это простое и очевидное решение — унифицировать элементы интерфейса. Унификация — это один из немногих способов поддерживать дизайн-систему, оперировать ею быстрее и дешевле, создавать в ней какие‑то сущности и проводить тесты. Facebook в этом плане давно впереди всей планеты, и качество их тестирования меня безумно радует».
«Комментарии превращаются в формат сообщений, думаю, потому, что у пользователей возникает ассоциация с обычным общением в чате. Обновленный экран просмотра всех комментариев к посту выглядит лучше, чем раньше. Навигация стала проще, нет отвлекающей и съедающей место синей панели сверху. Теперь только контент и комментарии. Создается ощущение единого пространства при переходе к посту из ленты. Интерфейс выглядит чисто.
Комментарии в Facebook давно были похожи на обычные сообщения. Мне нравится, как они привлекают внимание к посту через всплывающее сообщение в блоке комментариев вида «Сергей пишет комментарий…».
«Думаю, тут не получится большой красивой истории. Очевидно, в Facebook просто провели серию A/B-тестов старой версии комментариев против более читаемой версии комментариев и увидели, что во втором случае они получают, скажем, на 15% больше пользовательской активности, а следовательно, возрастает их доход с рекламы. Вторая причина, которая приходит в голову, — они наконец пытаются выровнять пропасть в дизайне интерфейса между Messenger и Facebook. Хотя когда речь заходит об этой компании, я слабо верю в доводы про UX ради UX (user experience, пользовательский опыт, то, как люди воспринимают интерфейсы. — Прим. ред.). Каждое их интерфейсное решение всегда было пронизано мыслями об увеличении краткосрочной прибыли».
Может ли интерфейс заставить нас чаще комментировать?
Facebook уже пыталась сблизить комментарии и личные сообщения. Например, в начале года тестировала всплывающие уведомления о новых ответах в настольной версии социальной сети. Они тоже выглядели так, будто предупреждают о новом сообщении от друга, а не о продолжении беседы. Достаточно оставить один комментарий под постом, чтобы Facebook потом присылал всплывающее уведомление обо всех новых ответах. Беседа в комментариях превратилась в общий чат.
«Функцией «Кто‑то набирает комментарий» вполне можно обмануть человека. На мой взгляд, она даже важнее: листаешь ленту, читаешь новости, мнения других людей, видишь, что кто‑то набирает комментарий, — интересно же, что там! Можно сразу на него отреагировать, получить быстрый отклик, увидеть, что тебе набирают ответ. Схожесть с чатом в данном случае играет на руку — это привычная среда, ты знаешь, чего от нее ожидать. Чат — быстрый, обычные комментарии — медленные».
«Я не сильно верю в то, что будет больше метрик, но как гипотеза это звучит достаточно интересно. Не думаю, что Facebook пытается обмануть пользователей таким образом и мотивировать их чаще комментировать. Они пытаются заменить три решения, которые встречаются в совершенно разных видах, на одно, которое и так уже оттестировано во всех возможных проявлениях (речь о мессенджере. — Прим. ред.). Везде будет использоваться одна и та же более быстрая и динамичная механика, потому что комментарии, как правило, не являются динамичным способом диалога, хотя стараются таковыми представляться. Это правильный ход, который в первую очередь снизит цену разработки и поддержки и даст проверить одну из гипотез».
«Большое количество комментариев выглядит как обычный общий чат. Я думаю, это хорошо стимулирует к общению, особенно когда в комментариях тебя окружают знакомые люди. Это хорошо работает у тех, кто активно использует Messenger, — для них эти элементы интерфейса выглядят знакомыми».
Возможно, комментарии больше не работают?
Комментарии — мощный инструмент. Например, они влияют на содержание вашей ленты. В 2014 году дизайнер Илан Морган на две недели отказалась от лайков в социальной сети. Она посчитала, что алгоритм ленты новостей не понимал психологических нюансов и мог догадаться, почему человек лайкнул один пост, а другой нет. Например, после лайка под видео с котами он мог подумать, что человеку хочется еще больше видео с котами (возможно, с того времени правила изменились). Получалось, что лента новостей искажалась. После отказа от лайков и перехода на комментарии Морган заметила, что в ленте стало происходить больше разговоров.
«Говорить о том, работает ли структура комментариев или не работает, достаточно тяжело. Люди больше тяготеют к более интенсивной и менее обязательной коммуникации. В мессенджере они общаются более свободно, чем в комментариях. Возможно, Facebook пытается решить метрику вовлечения, чтобы комментарии не были просто комментариями, а инициировали диалоги, которые будут продолжаться дальше. Возможно, в Messenger рано или поздно переедут диалоги, которые живут в своих текущих чатах. Возможно, нас ждет перетекание функционала из Facebook в Messenger — и наоборот. И в какой‑то момент они будут выглядеть как две стороны одного и того же. Будет новая среда, где посты появляются в комментариях и перерастают во что‑то новое».
«В дизайне любого продукта важную роль играет аналитика и исследования. Я читал, что в Facebook ставили цель провести редизайн основной ленты в этом году. Они хотели упростить навигацию и интерфейс, повысить количество новых комментариев к постам и акцентировать внимание на контенте. Facebook постоянно проводит много экспериментов, одно и то же приложение выглядит у многих пользователей по-разному. Все изменения дизайна, думаю, также связаны с унификацией дизайна продуктов в компании».