Художник; автор мобильной платформы VR Van, выставлялся на Московской и Уральской биеннале, создал инсталляцию для фестиваля Synthposium; вел курсы по интерактивным медиа в Moscow Coding School и мастер-классы по VR в университетах Нью-Мексико и Невады, читал лекции в университетах ИТМО и СПбГУКиТ.
«Я делаю объекты, перформансы, масштабные инсталляции, в которых в качестве средств выразительности использую современные технологии: программирование, виртуальную реальность, радиоэлектронику. Блокчейн меня интересует в концептуальном смысле: технология позволяет избежать посредников, участия третьей стороны и каким-то новым, утопичным образом выстроить материальные отношения между людьми.
На этой идее построен один из моих последних проектов. Мы — я, парень из Франции, девушка из Польши, ребята из Штатов, Москвы и Питера — собираем модульный синтезатор. Это большой ящик с кучей электроники внутри, который создает звуковые и визуальные образы. Он будет путешествовать между нами, а мы будем его использовать на выставках, перформансах, концертах. Синтезатор будет готов в октябре. Художнику сложно делать проект вместе с кем-то, если в результате получается какая-то одна вещь: не понятно, кто ей обладает, что с ней делать дальше. Мы придумали, что можно написать умный контрактЭто протокол, который автоматически выполняет заранее оговоренные действия после того, как произошло какое-то событие. Например, он покупает торт на день рождения коллег, когда на счету набирается нужная сумма. Контракт, о котором говорит Ильдар, работает на блокчейне., который следит за распределением дохода от синтезатора и графиком его использования. Все полученные гонорары переводятся в криптовалюту, попадают в общий кошелек и делятся между нами. При этом из них сразу вычтутся деньги на логистику — умный контракт следит, чтобы всегда оставались средства на перемещение [синтезатора] к следующему участнику.
Это художественный проект, и мы не рассматриваем его в качестве реального источника дохода, поэтому не лезем в дебри, чтобы вычислять, кто и сколько конкретно потратил и какую процентную долю [имеет]. Мы просто договорились, что все делится поровну.
[Чтобы создать контракт,] можно изучить методы разработки умных контрактов, например на платформе EthereumКриптовалюта, которая поддерживает умные контракты. Например, Bitcoin их не поддерживает., и написать его самому, а можно воспользоваться платформой, которая предоставляет шаблоны контрактов, например, BlockCAT. Мы воспользовались сторонней платформой на Ethereum, но могли бы пригласить к себе разработчика: ему было бы неинтересно пользоваться синтезатором, но тем не менее пока синтезатор существует, он получал бы долю, потому что вложил свой труд и написал для нас умный контракт.
Поскольку я интересуюсь технологией распределенного реестра, мне захотелось владеть криптовалютой, чтобы участвовать в каких-то процессах, новых ICOСбор денег на разработку продуктов и работу стартапов. ICO работает как краудфандинг, только во время него получают не настоящие деньги, а криптовалюту, и не на площадках вроде Kickstarter, а от людей. Во время ICO криптовалюту меняют на токены, условные единицы, за которую люди получают бонусы. Токены могут быть валютой внутри игры, могут торговаться на криптобирже, могут быть долговыми обязательствами. . В середине июля, когда после коммерческого проекта у меня появились свободные деньги, я решил положить их на русскоязычную биржу BTC-E. Это были 2000 долларов. Я поровну разделил их на портфели из трех криптовалют: биткоины, лайткоины и эфиры. Это обычная онлайн-биржа, она ничем не отличается от некриптовалютной: у тебя есть личный кабинет, куда ты вводишь фиатные валютыЛюбые настоящие деньги, стоимость которых гарантируется государством. — доллары, рубли — и конвертируешь [в криптовалюты].
[Коины] можно было хранить на кошельке, но обычно так поступают с крупными суммами. Я думал, что, возможно, буду конвертировать из одной криптовалюты в другую, но потом понял, что мне это неинтересно.
С самого начала мой подход к этим деньгам был такой: я — блокчейн-энтузиаст и не буду переживать по поводу того, если вдруг что-то случится, что вдруг регуляторные органы всех стран жестко запретят [оборот криптовалют] и я просто потеряю эти деньги. Если через год [портфели] вырастут в три раза — здорово, если обесценятся в пять раз — [значит] так и будет.
[Купить криптовалюту] на BTC-E было проще, потому что она не требовала полноценной авторизации. Для меня это означало, что не нужно отправлять скан своих документов юридически заверенным переводом и пройти семь степеней мучений, как на бирже Bitfinex. Соответственно, BTC-E не могла соблюдать правило KYCПравило Know Your Customer («Знай своего клиента»). Набор стандартов для банков и финансовых организаций. Базовое правило — клиент должен предоставить документы, которые подтверждают его личность. и не обладала достоверной информацией о своих пользователях, поэтому подвергалась риску [и вниманию] со стороны регуляторных органов.
Несколько раз в неделю я смотрел курс — он постепенно рос. [Коины лежали] недели две или три, а потом биржу закрыли. Ее структура регистрации пользователей не соответствовала требованиям США по борьбе с отмыванием денег, а это нарушение закона. Кроме этого, по словам американской стороны, на BTC-E вели следы большой суммы денег, которую получили с помощью программ-вымогателей — CryptoLockerПрограмма-вымогатель, которая атаковала компьютеры в 2013–2014 годах. Она шифровала данные на жестком диске и требовала 400 долларов за разблокировку. Атака была такой масштабной, что ей заинтересовались ФБР и Интерпол. За несколько месяцев злоумышленники собрали 41 928 биткоинов (около 27 миллионов долларов по курсу на то время). 95% этой суммы вывели через BTC-E. и других. На BTC-E деньги были отмыты из-за несоблюдения условий по борьбе с отмыванием денег. Администрацию биржи обвинили в отмывании денег.
Для меня это было неожиданно. Я подумал: «Вот она, плата за нежелание пройти более сложную регистрационную процедуру», но решил не переживать и надеяться на лучшее. Сначала были сообщения о технических неполадках, потом были обещания о перезапуске, а где-то через неделю появилась объявление о том, что домен изъят — ждите новостей. Биржа обещала вернуть средства, которые хранились в коинах, — у нее изъяли все фиатные счета, но коины перевели куда-то дальше. Это было хорошим знаком — у меня все хранилось в коинах.
Моя девушка работает в ICOBox, платформе для проведения ICO, поэтому я в курсе, что происходит [на рынке]. Из-за того что деньги зависли, я пропустил несколько классных ICO. Одно из них — Decentraland, проект, который совмещает две интересные мне технологии: блокчейн и виртуальную реальность. Они создают metaverse, виртуальный мир. Это что-то вроде Second Life, только он построен на блокчейне и не имеет главного регулятора. У виртуальной вселенной нет владельца, который может прийти в твой кусочек и сказать: «Слушай, бордели у нас разрешены, а вот однополые бордели — нет». Каждый властен над своим клочком и сам выбирает способы его монетизации. Decentraland предлагал токены, которые соответствовали кускам виртуальной земли. Они собрали 86 206 эфиров26,2 миллиона долларов по курсу на 18 августа, когда закончилось ICO. за час или около того. Второй — BlockCAT. Их токены являются средствами, которые служат оплатой для выполнения умных контрактов в сети Ethereum. Если ты хочешь, чтобы твой контракт выполнялся, тебе нужно заплатить некоторое количество этих токенов. ICO завершились — BlockCAT собрал 23 799 эфиров7,5 миллиона долларов по курсу на 18 августа, когда закончилось ICO..
В сентябре BTC-E действительно открыла сайт и вывод средств. Я решил не выводить. У нее было такое предложение: можете прямо сейчас забрать 55% [своих средств] и отказаться от претензий на оставшиеся 45%, или подождать перезапуска на новой площадке в конце сентября и получить всю сумму. Я думаю, сейчас у них просто не хватает средств, [чтобы вернуть все деньги]. За этот месяц курс выросЗа август эфир подорожал с 207,52 доллара до 288,82 доллара, биткоин — с 2851 доллара до 4657 долларов, лайткоин — с 43 долларов до 64 долларов., и если я просто заберу эти 55%, то получу сумму, которую вложилС середины июля, когда эфир и биткоин стоили дешевле всего за последние три месяца, стоимость криптовалютного портфеля Ильдара увеличилась в два раза: с 2000 до 4000 долларов.. Если у меня с самого начала был энтузиастский подход, я был готов рискнуть этой суммой, то почему сейчас должен менять курс?
[Вывод денег работает,] есть комментарии пользователей, что он состоялся, в моем аккаунте столько же коинов, сколько было. Для меня это показатель, что можно подождать и поверить обещаниям. Если бы [они обманывали], то зачем давать что-то выводить? [Я слышал про крах криптобиржи Mt.Gox]Японская криптобиржа Mt.Gox объявила о банкротстве в 2014 году после того, как потеряла 750 тысяч биткоинов своих пользователей и около 100 тысяч собственных биткоинов. Это около 7% всех добытых биткоинов на тот момент и около 473 миллиона долларов по курсу на то время. Mt.Gox считала, что деньги украли. Позже около 200 тысяч биткоинов нашлось на старых жестких дисках., но есть и другие примеры, когда биржи возвращались и рассчитывались с пользователями. Например, клиенты крупнейшей биржи Bitfinex летом прошлого года подверглись хакерской атакеГонконгская биржа подверглась хакерской атаке и потеряла 119 756 биткоинов (около 70 миллионов долларов по курсу на тот момент). После взлома курс биткоина упал на 20%., а весной им вернули средства.
Как показывает статистика, криптовалюты — неплохой вариант даже для пассивного хранения [денег], потому что в течение последних лет курс стабильно рос. Я категорически не согласен с точкой зрения тех, кто говорит, что это пузырь или финансовая пирамида, которая рано или поздно лопнет. Здесь не присутствуют признаки обычных финансовых пирамид, и все устроено совсем по-другому. Меня больше тревожит, что блокчейн, как и любая технология, не обладает внутренним целеполаганием: есть риск, что применить технологию и повлиять на жизнь людей в глобальном контексте смогут только те, кто обладает ресурсами.