«Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма
14 февраля — 1 июня

Еще недавно термин «русский импрессионизм» вызывал споры среди искусствоведов и зрителей, но сегодня уже стал общепризнанным феноменом. Масштабная выставка познакомит с его ключевыми чертами. Например, покажет, как, экспериментируя с палитрой, русские художники пришли к несвойственной для направления темной гамме с эффектами ночного освещения и петербургской невской водой — куратор предлагает для нее термин «черный импрессионизм». Или как на смену вибрирующим бульварам Парижа пришли улицы уездных русских городов, а вместо актрис на портретах появились молодые крестьянки. Также здесь можно будет увидеть, как мастера заимствовали новаторские композиционные приемы из фотографии и японской гравюры. Всего на трех этажах музея покажут более ста пятидесяти произведений из семидесяти пяти государственных и частных собраний со всей страны — от Калининграда до Хабаровска. А в разделе «Мастерская» зритель сможет попасть в учебные классы Академии художеств и МУЖВЗ.

«Это случилось сегодня» в Art Brut
По 22 февраля

Персональная выставка Аси Мотиной, работающей на грани реализма и сюрреализма, строится по принципу прогулки по знакомому району, где, казалось бы, ничего не происходит. Вот уже целую неделю — вторник. Все те же люди, тот же маршрут, но Ася ощущает нечто таинственное, что скрывается буквально за углом — в городском пруду, в арках между подъездами или в отражениях офисных окон. Свет, пробивающийся сквозь вязы, ржавый замок на двери забытого склада, странное сияние из мусорного бака — каждая деталь прогулки полна скрытых историй, которые могли бы стать началом фантастического рассказа. Работы Аси Мотиной исследуют эти моменты, запечатлевая магию повседневности и создавая новые смыслы из привычных объектов.

«Иван Горшков. Генератор счастливых случайностей» в «ГЭС-2»
До 30 марта

Эта выставка в «ГЭС-2» — результат работы Ивана Горшкова в «Сводах». Свой метод художник называет «полуабстрактным экспрессионизмом». Соединяя в одном объекте различные текстуры, фактуры и предметы, он синтезирует собственный визуальный язык. В представленных на выставке слэбах (широких продольных спилах древесины) Иван словно намекает на фламандские натюрморты, в которых, однако, использует пластиковые муляжи-магнитики, изображающие еду. А плотная шпалерная развеска шелкографических работ напоминает то ли салонные выставки прошлых веков, то ли квартирники советского андеграунда. Пни, слэбы и шелкографию визуально объединяет метод их создания — коллажирование, наложение изображений, в которых Горшкова иронически обыгрывает клише современного искусства.

«Живые алгоритмы» в VS Gallery
До 30 марта

Резидент галереи VS Gallery Данил Карамушкин в своем искусстве исследует глубокую взаимосвязь математики и материальности. На выставке представлены свыше тридцати его новых керамических скульптур, выполненных в стиле модульного конструктивизма. Каждая — результат тщательного планирования и вычислений, которые обретают форму при помощи 3D-печати. Этот процесс открывает новую грань симбиоза программирования и классических методов работы со скульптурой, где холодный расчет, присущий математическим вычислениям, сосуществует с теплотой и природной текстурой керамического материала.

«Жили-были. Школа русской сказки» на «Винзаводе»
До 31 марта

Пространство под сводами Большого винохранилища концептуально разделено на две части: настоящие школьные классы и яркие, захватывающие внимание инсталляции в виде сказочных ландшафтов и интерьеров, знакомых каждому с детства. Помимо интерактивных инсталляций в экспозиции представлены сказочные иллюстрации Ивана Билибина, Георгия Нарбута, Юрия Васнецова, Николая Кочергина, Евгения Мигунова. А также документальные и игровые видео, иммерсивные и световые, арт-объекты и другие артефакты, созданные и отобранные специально для проекта галереей современного искусства «Триумф». Перемещаясь между залами, взрослые смогут воссоединиться со своим внутренним ребенком и культурными кодами из детства. А дети познакомятся с традиционными сказочными образами в понятном для них формате: их ждут класс физкультуры Ильи Муромца, волшебный класс химии с зельеварениями от Бабы-яги и уроки биологии с русалками и лешими.

«Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Третьяковской галерее
По 13 апреля

Ретроспектива ныне живущего классика Франциско Инфанте демонстрирует более чем шестидесятилетний творческий путь автора кинетических объектов и инсталляций. Всего свыше четырехсот произведений из коллекции Третьяковской галереи и собрания мастера, а также отдельные объекты, рисунки и эскизы из московских музеев, фондов и частных коллекций. Впервые в одном пространстве собраны те самые объекты, которые участвовали в съемках важных циклов «Артефактов»: «Треугольник», «Квадрат», «Спирали», «Крест», «Круг» и «Куст». Также на выставке воссоздана инсталляция 1985 года «Фотографическое пространство моей комнаты», фотографии которой хранились в собрании Третьяковки.

«Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы
По 13 апреля

В Прованских складах открылась выставка-ликбез по монументально-декоративному искусству Москвы с 1918 года по 1980-е. В экспозиции собрали более трехсот художественных произведений из музейных фондов, архивов и частных коллекций, редкие документы из ведущих российских архивов, фотографии и кадры кинохроники. Например, на выставке впервые показаны мозаичные пробы для ленинского Мавзолея, созданные под руководством Владимира Фролова, фрески Владимира Фаворского для Музея охраны материнства и младенчества и сохраненные фрагменты мозаики с фасада плавательного бассейна ЦСКА. А еще здесь можно увидеть работы Александра Дейнеки, Евгения Лансере, Элеоноры Жареновой, Андрея Васнецова и других мастеров.

«110 | Российский дизайн 1915–2025» в Третьяковской галерее
До 25 мая

В Западном крыле Новой Третьяковки открылась новая экспозиция, посвященная истории российского дизайна. Отсчет ведется с легендарной «Последней футуристической выставки 0,10», на которой в 1915 году были представлены «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Угловой контррельеф» Владимира Татлина — они стали отправной точкой для супрематизма и конструктивизма, определивших облик российского дизайна. Затем их сменяли ар-деко, космический модернизм и постмодернизм. Разглядывая более семисот объектов, можно будет увидеть, как порой всего за несколько лет полностью обновлялся визуальный язык среды. А также есть множество культовых советских предметов: первый массовый телевизор КВН и пузатый холодильник ЗИЛ, рациональный снегокат «Чук и Гек», сифон «Пингвин» и реплики стеллажа Юрия Случевского, одного из зачинателей принципов советской секционной мебели.
«Making Magic» в арт-пространстве Luminar

Иммерсивная выставка современного цифрового искусства создана совместно с Generative Gallery и объединяет творчество семи авторов. Например, Саша Коджо представит свою генеративную аудиовизуальную работу, где на основе бесконечного массива текстовых данных демонстрирует неограниченные возможности языка в передаче чувств и эмоций. Артем Григоров, работающий под псевдонимом Newnome Beautone, исследует эстетику биологических и математических систем через компьютерную графику и погружает посетителей в заколдованный лес. А студия radugadesign представляет аудиовизуальный перформанс «7», созданный совместно с музыкантом Александром Зариповым, где можно будет почувствовать характер, психологию, настроение цвета и света.