Поп-культура

От доктора Хауса к Теду Лассо: как поп-культура создает образ нового босса

22 июля 2024 в 14:00
Фото: Apple TV+
Образ начальника на экране обычно отрицательный: он не всегда хороший специалист, но всегда высокомерный засранец. Однако в последние годы все чаще появляется новый образ начальника: союзника и даже друга, который помогает коллегам добиваться результатов, обходясь без токсичности. Рассказываем, как поп-культура учит нас здоровым рабочим отношениям.

«Ты начальник — я дурак; я начальник — ты дурак»: это, пожалуй, самая известная поговорка, касающаяся отношений между боссом и подчиненным. Такая токсично-иерархическая структура при своей абсурдности кажется нерушимой. В рабочем коллективе принято в целом относиться к вышестоящим сотрудникам со смесью страха и презрения. Конечно же, до того момента, когда ты сам не попадаешь на руководящую позицию: тогда оказывается, что вчерашние коллеги ничего не понимают в своем деле — иначе это они получили бы повышение, правда?

Эта народная «мудрость» (за неимением лучшего слова), конечно, отражалась и в популярной культуре. Удивительным образом самыми яркими примерами были три сериала о буднях больниц. В «Клинике©ABC» доктор Кокс учил подопечных жизни, выливая на них литры сарказма. Главный герой «Доктора Хауса» напропалую хамил и своей команде, и пациентам, иногда получая за это по шапке, но всегда выходя, прихрамывая, сухим из воды. Наконец, доктор Быков из отечественных «Интернов©ТНТ » попросту соединял все худшие черты этих персонажей с личностью Ивана Охлобыстина: на выходе получался не слишком остроумный, но по-своему эталонный начальник-самодур.

Кадр из сериала «Доктор Хаус»

Причем все трое не были отрицательными персонажами. И Кокс, и Быков, и Хаус — первоклассные специалисты. Просто Кокс, незлой и ранимый в душе человек, считает, что молодых оболтусов нельзя ничему научить, хорошенько на них не наорав. Быков, кажется, тоже, за вычетом скрытой сентиментальности. Хаусу же все сходит с рук потому, что он гений: не зря он отчасти списан с Шерлока Холмса, которого нередко изображают невыносимым собеседником, хотя в книгах Конан Дойла, стоит отметить, Холмс порой ведет себя учтивееВ рассказе «Палец инженера» доктор Ватсон пытается привести в себя взволнованного мужчину на грани истерики криком «Прекратите! Возьмите себя в руки!» Холмс, напротив, кормит гостя, наливает воды с коньяком и предлагает полежать, прежде чем говорить о деле. своего напарника.

Этот стереотип о сумасбродном гении, который не может быть приятным человеком — и которому прощается хамство, — работает и в реальной жизни.

«Я заново изобрел электромобили и собираюсь отправить людей в ракете на Марс — неужто вы ожидали, что я буду обычным спокойным чуваком?» — шутит Илон Маск. Его сотрудники описывают работу под руководством Маска как ад, а он тем временем продолжает богатеть и по-прежнему остается иконой для миллионов техбро, считающих, что обаятельная хамоватость неотделима от успеха. И все же в последние годы ситуация будто бы стала меняться.

В 2006 году Энн Хэтэуэй ворвалась в список звезд первой величины, сыграв главную роль в фильме «Дьявол носит Prada©20th Century Fox», где была ассистенткой деспотичной редакторки глянцевого журнала, списанной с Анны Винтур. Даже из названия фильма ясно, что Миранда Пристли очевидно демонический персонаж, но обаяние Мэрил Стрип передалось и ей. Да, она держит подчиненных в ежовых рукавицах, заставляя их жертвовать жизнью ради работы, но как же иначе руководить медиаимперией? Пожалуй, никак.

Кадр из фильма «Стажер»

Однако не прошло и десяти лет — и вышел фильм «Стажер», который оказался во многом анти-«Дьяволом…». Здесь героиня Энн Хэтэуэй, основательница интернет-магазина, вновь не могла выстроить баланс между работой и жизнью вне ее стен. Она не издевалась над подчиненными и не хамила им, но в принципе не слишком с ними коммуницировала. В итоге компания, как башня в «Дженге», быстро развивалась, но становилась все менее стабильной, а главная героиня все хуже контролировала и рабочую, и личную жизнь. Спасением оказался пожилой помощник (Роберт Де Ниро), который продемонстрировал начальнице, что многие проблемы можно исправить, если просто не избегать коллег, поддерживать их в сложной ситуации и доверять, когда поддержка нужна тебе. Чуть наивный фильм о том, что рабочие отношения не проиграют, если добавить в них немного личного (в этичных пределах, конечно), не сыскал такой славы, как «Дьявол», но стал одним из самых прямых примеров, когда поп-культура заявляла: начальникам и подчиненным не обязательно враждовать, чтобы добиваться общих целей.

По совпадению, за полгода до премьеры «Стажера» завершился последний сезон «Парков и зон отдыха» — возможно, лучшего по сию пору представителя жанра «производственный ситком». В России он обитает в тени своего предшественника, комедии «Офис©NBC», и совершенно незаслуженно. Не только потому, что там собрался мощнейший актерский ансамбль (от Ника Оффермана, Обри Плазы и Адама Скотта никуда не деться уже несколько лет; Эми Полер озвучила главную героиню в самом кассовом фильме года, про Криса Пратта и говорить нечего), но и потому, что именно «Парки» показали почти утопический рабочий коллектив. И неважно, что команда этого провинциального госучреждения состоит из несовместимых на вид людей: идеалистка-бюрократка©NBC, смурной либертарианец©NBC, циничная стажерка-бездельница©NBC. Они смогут всего достигнуть, потому что все хотят сделать что‑то хорошее и на самом деле искренне заботятся друг о друге.

Кадр из сериала «Бруклин 9-9»

Впрочем, это, конечно, почти сказочная история, которая вдохновляет, но вряд ли годится в качестве руководства по тимбилдингу. Но вот другой сериал Майкла Шура, одного из шоураннеров «Парков», выводит разговор на новый уровень. «Бруклин 9-9» микширует общее настроение «Парков» с форматом полицейских процедуралов «одна серия — одно дело». Даже состав персонажей двух сериалов похож, но разница в фигуре начальника. Если в «Парках» даже директор департамента фактически был частью горизонтального рабочего коллектива, то в «Бруклине» руководитель, невозмутимый капитан Холт, на первый взгляд, ведет себя так, как и должен вести начальник: заседает в отдельном кабинете, раздает задания, отвешивает замечания и в целом держится чуть отстраненно. Но соблюдая эту дистанцию, он одновременно не отрывается от команды, досконально зная сильные и слабые стороны каждого подчиненного, относясь к ним разом и профессионально, и по-человечески. Чтобы подчеркнуть эту мысль, сценаристы подкидывают героям других руководителей — от дружелюбно-расслабленного капитана Стенли с повадками лабрадора до Дозермана, жесткого и серьезного как инфаркт (буквально). Никому из них не удается сравниться с Холтом: баланс между рабочей отстраненностью и искренним участием делает его идеальным боссом.

Конечно, одними ситкомами дело не ограничивается. Похожую ситуацию показывает Аарон Соркин в «Службе новостейHBO». Здесь новостной отдел возглавляет Чарли Скиннер — ветеран пехоты и бывший военкор, который явно перенес на гражданку часть своего боевого опыта. Но лишь хорошую: конечно, если сотрудник облажался, Скиннер задаст ему заслуженную трепку, но тут же из кожи вон будет лезть, чтобы помочь исправить ошибку. И главное — стеной встанет на защиту коллектива перед циничной президенткой медиагруппы. И вновь именно это сочетание строгости и солдатской преданности своему батальону позволяет команде достигать вершин и справляться с провалами. Может, Скиннер никогда не станет таким героем мемов, как вечно заведенный редактор Джей Джона Джеймсон из комиксов о Человеке-Пауке, но легко выбрать, с кем из них любой из нас хотел бы поработать.

Кадр из сериала «Тед Лассо»

Понятно, что на каждый пример можно найти массу контрпримеров. Ужасные боссы никуда не исчезнут из кино, сериалов и книг, пока мы не избавимся от них в реальной жизни, то есть никогда. Но с каждым годом поп-культура все яснее понимает, что беспринципный мудак — это не единственный тип хорошего руководителя, а может быть, даже и не лучший. Неслучайно одним из главных хитов последних лет стал «Тед Лассо» — история про то, что добрым словом порой можно добиться многого. И, вопреки афоризму комика Ирвина КориФразу «Добрым словом и пистолетом можно добиться большего, чем одним добрым словом» часто ошибочно приписывают Аль Капоне , пистолет тут не нужен. А если хороших боссов будет больше на экране, может, их станет больше и в жизни.

Расскажите друзьям