Москва
«Это нам приснилось завтра» на «Винзаводе»
По 12 мая
По словам ментора Анны Зайцевой, итоговая выставка десятого сезона Открытых студий «Винзавода», рассказывает о страхе как оборотной стороне надежды, об одиночестве как экзистенциальном испытании и жизни после антиутопии. Свои работы демонстрируют художники сезона: Дарья Арбузова, Юля Диброва, Ульяна Елкина, Маргарита Журавлева, Ольга Михальчук, Аксана Прутцкова, Полина Савина, Елена Холкина, Елена Шарганова, Таисия Камышан. Проекты представлены в самых разных форматах — от серии текстильных коллажей и арт-объектов до телеграм-перформанса, инсталляций и видеоарта.
«Андрей Ковязин. Тихий сад» в masters
По 30 мая
Совместный проект школы masters и галереи ART brut демонстрирует новые картины Андрея Ковязина, созданные специально к выставке. Художник работает на грани импрессионизма с абстракцией и пишет, основываясь на ярких воспоминаниях из детства, проведенного в живописной российской глубинке. Название проекта отсылает к строке из стихотворения Анны Ахматовой: «Твой белый дом и тихий сад». Светлое пространство, детство, лето, густая трава, полевые цветы. Художник воспевает эти образы как символ, содержащий в глубине историю — радостную или печальную.
«Группа „13“. В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма
По 2 июня
Музей русского импрессионизма продолжает знакомить с любопытными и малоизвестными сюжетами отечественного искусства начала XX века. На этот раз в качестве главного героя — группа «13». Так называют объединение московских молодых художников, которое существовало с 1927 по 1932 годы. Все участники были выпускниками «Суриковки», в частности, мастерской Владимира Татлина. А в их работах, посвященных динамичной городской жизни двадцатых-тридцатых годов, отражалось искусство старых мастеров, принципы фовизма и импрессионизма. Эти работы и собрали в новой экспозиции, за выбор отвечала приглашенный куратор Надежда Плунгян. Вошли в экспозицию графика и живопись Владимира Милашевского, Татьяны Мавриной, Александра Древина, Надежды Удальцовой, которые сопроводит рассказ о судьбе независимых советских художников. Впервые эти работы будут показаны в диалоге с произведениями Эдгара Дега и Жана-Франсуа Милле, Мориса Вламинка и Отона Фриеза.
«От цвета к свету» в ГМИИ
По 30 июня
В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков проходит экспозиция к столетию Владимира Вейсберга — художника, занимавшегося изучением законов классического искусства и интересовавшегося эволюцией восприятия цвета, которую можно проследить и в его работах. Здесь хранится самое большое музейное собрание живописи и графики Вейсберга, которое его вдова Галина Ермина в 1997 году передала в дар. Сам художник обожал Пушкинский, ставший для него настоящей школой: чтобы увидеть шедевры дрезденской коллекции на знаменитой выставке 1955 года, Вейсберг устроился в музей разнорабочим и часами изучал здесь полотна. Выставка наглядно демонстрирует, как с годами менялся творческий язык автора. Инстинктивное стремление уйти от чувственно-эмоционального восприятия цвета к интеллектуально-чувственному, «оторваться от предметного» и растворить его привело художника к почти монохромному, насыщенному тональными колебаниями, светящемуся живописному мареву «белого на белом».
«Индекс подобия» в «ГЭС-2»
По 22 сентября
Индекс подобия Земле — показатель, отражающий физическое сходство небесного тела с нашей планетой. Он по сложной формуле помогает оценить вероятность различных сценариев развития жизни на нем, используя Землю в качестве эталона. Взяв за основу этот научный взгляд, на новой международной выставке в «ГЭС-2» предлагают погрузиться в художественный разговор о личной сопричастности к экологическим проблемам и самостоятельно определить степень пригодности земли (и Земли) для жизни человека и других организмов. Здесь представлены видео и инсталляции российских (группа «Нежные бабы», Женя Чайка и Женя Гаврилов) и международных авторов (Лукас Бамбози, Ли Биньюан, Ана Вас, Ольга Гротова, Харис Эпаминонда и другие). В центре внимания видеоработы американской художницы Деборы Стратман — геобиосфера как пространство, где эволюция может происходить помимо человека и даже после его исчезновения. В оформлении использованы вторичные материалы и конструкции из предыдущих проектов «ГЭС-2». Параллельно в Доме культуры открылось еще два новых проекта: выставка про киноязык режиссера Динары Асановой, а также ее умение превращать актеров в полноценных соавторов, и про представления о судьбе в мировой культуре.
«Эрик Булатов: Живу дальше. Лаборатория художника» в МАММ
По 15 июля
В наконец открывшемся после реставрации Мультимедиа-арт-музее сейчас проходит сразу восемь новых выставок, но отдельного внимания заслуживает экспозиция к 90-летию классика современного искусства Эрика Булатова. На выставке представлено более ста работ, из них только семь — картины, а остальное — рисунки. В таком объеме графика Булатова будет показана впервые. Эти работы демонстрируют, как зарождается и развивается художественный замысел автора, а иногда работы «мучают» художника десятилетиями, пока наконец не найдется одно-единственное решение. В фокусе внимания — рисунки, в которых Эрик Булатов работает со словом. Он пользуется советскими шрифтами, берущими свое начало от русского авангарда, но в пространстве картин и рисунков Булатова эти шрифты семантически работают по-другому. Слова приобретают многозначность, смысловую поливалентность: например, «живу и вижу» поэта Всеволода Некрасова превращается у Булатова в пластическую метафору «живу — вижу».
«Всегда Зоя. Выставочный роман» в Центре Вознесенского
По 28 июля
К 100-летию писательницы Зои Богуславской, которая ко всему прочему была музой поэта Андрея Вознесенского и идейным вдохновителем центра его имени, открылась масштабная экспозиция. В обратном хронологическом порядке здесь рассказывают о ее пути: от последних проектов к ее браку с Вознесенским, международным поездкам, работе в Советском Союзе, юношеству и детству. Из интересных сюжетов — создание премии «Триумф», труд на «Мосфильме», служба медсестрой в передвижном военном госпитале, литературная деятельность и многочисленные путешествия супругов, в том числе в Америку, дружба с семьей Кеннеди и многими другими выдающимися личностями эпохи, от Шагала до Любимова и Барышникова.
«Москвичка. Женщина советской столицы 1920–1930-х годов» в Музее Москвы
По 25 августа
Главный проект Музея Москвы в 2024 году — экспозиция о том, как менялись жизнь и образ горожанки в первые десятилетия советской власти. Работница и революционерка, актриса и летчица, парашютистка и нэпманша, метростроевка и художница, пролетарская писательница и жена инженера — этот многогранный образ москвички будет представлен не только живописными портретами, но и скульптурой, графикой, плакатами и монументальными панно. Кураторы — искусствоведы Ксения Гусева и Надежда Плунгян — отобрали около двух тысяч экспонатов более чем из тридцати российских музеев и частных коллекций, включая произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Надежды Кашиной, Александра Лабаса, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других выдающихся художников прошлого столетия.
Сайт
«Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в Третьяковской галерее
С 23 мая по 4 ноября
Масштабная выставка-блокбастер о разностороннем творчестве художественной династии Васнецовых. На ней покажут более двухсот картин, рисунков и театральных эскизов из собрания галереи, а также четырнадцати российских музеев и шести частных коллекций. В экспозицию войдут лучшие произведения Виктора Васнецова и его младшего брата Аполлинария, которые впервые в русском искусстве начали живописно реконструировать архитектуру и быт Древней Руси, обратившись к новейшим археологическим открытиям своего времени. Третий участник — основатель сурового стиля Андрей Васнецов, знаковая фигура культурной жизни страны второй половины ХХ века. Хотя творчество каждого из них строго индивидуально и не имеет стилистического родства, этих художников, помимо фамилии, объединяло стремление к универсализму и синтезу искусств.
Петербург
«Город-герой Ленинград» в Манеже
По 12 мая
Однозначно стоит успеть увидеть большой проект к восьмидесятилетию освобождения Ленинграда в петербургском Манеже. Это выставка о людях, которые смогли сохранить город и его историческое наследие, а еще продолжали учить детей и совершать научные открытия в самый страшный период блокады Ленинграда — 1941–1942 годы. Посетителей в то время перенесет аудиоспектакль, составленный на основе дневников и воспоминаний ленинградцев — женщин, детей, представителей творческой интеллигенции и ученых и всех тех, кто не мог покинуть город. Героев озвучили актеры Нина Усатова, Тихон Жизневский, Сергей Мардарь, Евгения Фадеева и Ярослав Гребельный. В экспозиции более шестисот исторических предметов и произведений искусства из полусотни собраний. В их числе около двухсот картин и графических рисунков, среди которых работы Татьяны Глебовой, Ярослава Николаева, Владимира Серова, Елены Мартилла, Якова Рубанчика и многих других.
«В королевстве кривых зеркал» в MYTH Gallery
По 24 мая
Людмила Баронина иронизирует над человеческими пороками, конструируя альтернативные миры с собственной мифологией современности. В этом проекте
она приглашает зрителя стать полноправным участником: переживая случайные ситуации, пройти по коридору оценочных действий и реакций. В качестве них предстанут работы художницы — графика и расшитые панно с разнообразной текстурой тканей, в основу которых легли сюжеты недавних событий, чьи образы были переработаны и теперь рассказывают собственную художественную историю. Эти разрозненные фрагменты из «королевства кривых зеркал» словно соберутся в одну картину и расскажут новое о нас самих.
«Бульон для слепых» в Marina Gisich Gallery
По 25 мая
На двух площадках Marina Gisich Gallery проходит двусоставная ретроспектива Юрия Никифорова. Эта выставка под кураторством Александра Дашевского — попытка переоткрыть художника, не получившего должного внимания на российской арт-сцене при жизни. Помимо общественной деятельности, Никифоров, которого часто называют последним модернистом ленинградского андеграунда, создал множество крупномасштабных брутальных панно, картин, объектов, в которых воедино сплавлены природные и промышленные материалы: стекло, железо, песок, земля, гудрон, хлеб, арматура. Именно на брутальный экспрессионизм Никифорова предлагают взглянуть в основных залах галереи, рассматривая его язык как сложное социально-критическое высказывание. А в Marina Gisich Projects можно увидеть редко экспонировавшиеся рисунки и картины восьмидесятых и девяностых годов и проследить основные сюжеты в его творчестве.
Сайт
«Песочница и облака» в пространстве «Третье место»
По 26 мая
В особняке Гурьевых-Нарышкиных предлагают отправиться исследовать границы между материальным и цифровым. Это итог второго потока арт-резиденции для мультимедийных художников из разных регионов. В этот раз экспертный совет отобрал семь авторов и одно творческое объединение: Екатерина Богатова, Татьяна Яковлева, Елена Мухаметова, Татьяна Мист, Валерия Рыбакова, Павел Бережной, Григорий Федосеев и группа EVPRAXIS. Им предложили задуматься над тем, как технологии и материалы могут послужить мостом между прошлым и будущим, детскими мечтами и их воплощением во взрослой жизни. Получилось девять масштабных инсталляций, выполненных с помощью новейших технологий: лазерных проекций, генеративной и алгоритмической графики, видеоарта, дополненной реальности, 3D и аудиовизуального интерактива.
«К 150-летию Первой выставки импрессионистов» в Главном штабе Эрмитажа
По 21 июля
Выставка небольшая, но зато какое событие. 15 апреля исполнилось 150 лет со дня открытия легендарной выставки «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Хотя она вошла в историю как Первая выставка импрессионистов, из двух сотен представленных тогда картин лишь немногие можно отнести к подлинной импрессионистской живописи, а две трети ее участников сейчас полностью забыты. Однако показанные там картины Эдгара Дега, Клода Моне, Камиля Писсарро, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Поля Сезанна, безусловно, признаны шедеврами. На территории России находятся всего две картины, участвовавшие в этой выставке. К круглой дате их объединят в Главном штабе. Это «Городской парк в Понтуазе» Камиля Писсарро из эрмитажного собрания и «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне, которую специально привезли из Пушкинского музея. Последняя, кстати, играла особую роль, ведь написана она была из фотоателье Надара, где проходила выставка. Эдгар Дега даже предлагал назвать объединение La Capucine, но, как мы знаем, товарищи идею не поддержали.
«Живописных дел мастер…» в Русском музее
По 1 июля
В Михайловском замке открылась выставка к 325-летию со дня рождения Ивана Вишнякова — одного из знаковых российских художников XVIII века, который знаменит как мастер светского портрета в стиле рококо, а также иконописец, монументалист, реставратор и педагог. Он руководил живописными работами в Петербурге, Москве и в загородных резиденциях двора. Участвовал в оформлении Зимнего, Летнего и многих других царских дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов. К сожалению, сохранилось немногое, однако на выставке показывают 11 портретов из Русского музея, Третьяковки, Музея Тропинина и региональных собраний. А еще 17 реставрированных образов из иконостаса Троицкой соборной церкви, написанного им в 1755 году, — уникального примера монументальной живописи XVIII века, который дошел до наших дней.
Истра
«Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в «Новом Иерусалиме»
По 28 июля
На майских праздниках можно доехать в подмосковный «Новый Иерусалим», где к 180-летию Ильи Репина открылся большой межмузейный проект: полотна привезли из двадцати российских музеев и четырех частных коллекций. Причем это не классическая ретроспектива. Оставив за скобками хрестоматийные работы Репина, создатели делают фокус на творческих поисках мастера — исследовании анатомии и окружающего мира, а также на его взаимоотношениях с младшими коллегами. Более сотни репинских работ разных лет в экспозиции переплетутся с разнообразным по манере творчеством его воспитанников: Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Филиппа Малявина, Исаака Бродского, Константина Сомова, Зинаиды Серебряковой и других. Основываясь на ключевых заветах Репина, выставка будет состоять из трех разделов: «Тело так тело», «Учитесь у природы» и «Идите своим собственным путем».