Из‑за тиктока молодежь стала меньше читать? (Спойлер: все ровно наоборот)

21 февраля 2024 в 13:08
Фото: Alina Rudya/Bell Collective/Getty Images
Часто считается, будто поколение двадцатилетних перестало читать: виной тому и гаджеты, и вообще то, что молодежь всегда немного не та. Смотрим на статистику и выясняем, что этот стереотип бесконечно далек от реальности.

Есть много вещей, которые не меняются на протяжении столетий, и одна из них — это убежденность в том, что молодежь глупеет, становится все более несносной и, конечно, почти не читает, в отличие от поколения своих родителей, с которого вообще-то нужно брать пример. А в начале двадцать первого века к проблеме добавился еще один фактор: технологии. Вместо того чтобы читать, молодые люди в лучшем случае играют в видеоигры, а в худшем — просиживают часы в ютубе и тиктоке. Последние времена, как и было предсказано.

Есть только одна маленькая деталь: все ровно наоборот.

Молодые люди читают больше взрослых

Со статистикой чтения в России все не очень хорошо, но вот данные издательской группы «Эксмо-АСТ», которая выпускает большую часть художественных книг на русском языке. По словам президента группы Олега Новикова, самые активные группы покупателей книг в 2023 году — люди не среднего возраста, а от 16 до 24 лет и от 55 до 64 лет. Важный нюанс: при общем снижении интереса к чтению среди всех групп у молодежи он стабильно растет.

Схожие данные показывают и исследования в других странах. Например, недавний опрос в США показал, что доля людей, которые за последний год не прочитали ни одной книги, выше всего среди респондентов 35–64 лет.

Выходит, что в разных странах график самых читающих людей по возрастам имеет форму буквы U: пиковые значения среди молодежи и пожилых людей, провис посередине. Почему так? Как минимум одна причина интуитивно ясна: у пожилых людей есть достаточно времени для чтения, молодые читают в том числе и по учебе, а людям среднего возраста не до того — им бы заработать, какие уж тут книги.

Это косвенно подтверждает статистика: если посмотреть на исследования прошлых лет, картина будет очень похожей. Десять лет назад Pew Research выяснили, что 88% американцев моложе тридцати читают хотя бы одну книгу в год — по сравнению с 79% американцев старше тридцати. При этом старшие подростки (16–17 лет) читали больше всех остальных возрастных групп.

Другое их исследование сравнивало читательские привычки людей 16–29 лет и людей старше 30.

Оказалось, что молодые люди чаще взрослых читают раз в неделю или каждый день. Доля респондентов, которые вообще не читают, среди людей старше тридцати оказалась вдвое выше.

Так что дело не в том, что зумеры внезапно обратились к книгам: паттерн повторяется в каждом поколении. Впрочем, у сегодняшних двадцатилетних появился еще один козырь — технологии.

За последние десятилетия слово «книга» наконец перестало означать «бумажная книга». Уже упомянутый опрос американского сайта testprepinsight.com показывает, что респонденты 18–24 лет читают не только больше почти всех остальных возрастных групп, но и разнообразнее: именно они чаще всего оказываются потребителями электронных книг и аудиокниг (да и по печатным на втором месте после респондентов 65+). Аналогичных данных по российской аудитории найти не удалось, но можно предположить, что и здесь данные будут схожи, особенно с учетом того, что цены на бумажные книги стремительно растут и один недорогой том стоит столько же, сколько месячная подписка на сервис вроде «Букмейта» или «Строк».

Но самый важный фактор, влияющий на чтение молодежи, — это тот самый тикток, который консерваторы винят во всех грехах, включая то, что «подростки больше не читают книг». Точнее, тот его сегмент, который буквально посвящен книгам и стал настолько популярен, что теперь сам влияет на книжную индустрию.

#BookTok

В тиктоке по хештегу #BookTok больше 29 миллионов видео (для сравнения: у хештега #TaylorSwift —12 миллионов). В этих видеороликах пользователи делятся эмоциями от прочитанного, обсуждают любимых персонажей, общаются, но прежде всего — советуют друг другу понравившиеся книги. По оценке австралийской исследовательницы Маргарет Мерга, на рекомендации приходится 40,5% всех видеороликов буктока. Большая часть авторов этих роликов (по крайней мере, те, чей возраст известен) — молодые читательницы и читатели 16–21 года.

Выходит, что молодые люди много читают, делятся прочитанным друг с другом и прислушиваются к этим советам. В конечном счете именно молодые пользователи тиктока, к которому часто презрительно относятся консерваторы, начинают активно влиять на книжную индустрию. В любом большом англоязычном книжном магазине найдется несколько полок с самыми популярными в тиктоке книгами. Авторов средней известности #BookTok делает звездами первой величины. А в прошлом году прошла первая церемония TikTok Book Awards — с номинациями вроде «Книжный магазин года», «Лучшая книга, которую хотелось бы снова прочитать впервые» и «Лучшая книга, возрожденная BookTok». В последней номинации, кстати, победила Джейн Остин с романом «Гордость и предубеждение».

Выходит, молодежь не просто читает, а читает больше всех. Технологии не только не убили книги, но и повысили их доступность. И даже тикток, который должен был окончательно закопать книги под горой видео с котиками, возрождает интерес к классической литературе и создает новых звезд. Так что за падение интеллектуального уровня молодежи можно не беспокоиться: все у них в порядке.

Расскажите друзьям