Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр

На какие выставки сходить в августе 2023 года

2 августа 2023 в 12:52
Рассказываем о самых интересных выставках, которые работают в Москве и Петербурге.

Москва

«Вознесенский. Еще» в Центре Вознесенского

До 15 августа

К девяностолетию Андрея Вознесенского в центре его имени предлагают впервые посмотреть на поэта-шестидесятника как на художника поп-арта. В основе выставки — визуальная поэзия Вознесенского, созданная им в течение девяностых годов — такого же важного для его творчества периода, как и шестидесятые. Впервые зритель сможет посмотреть на эскизы к знаменитым видеомам и многочисленные рисунки поэта, впоследствии ставшие иллюстрациями к его публикациям. А также редкие документы и экспонаты из личного архива семьи, которые до сих пор никогда не показывали публике.

«После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С.Пушкина

До 24 сентября

Проект о том, как развивалось искусство после финальной выставки импрессионистов в 1886 году, изначально задумывался как совместная выставка ГМИИ с Лондонской национальной галереей. Ее готовили с 2019 года и по очереди должны были показать в обоих музеях, но после февральских событий превратили в два самостоятельных проекта. В Пушкинском рассказывают, как русские художники, знакомясь с современным им искусством Франции, от подражания перешли к созданию новых авангардных течений. Особое внимание уделено пуантилизму, с помощью которого молодые Гончарова, Малевич и Фальк открывали для себя импрессионизм. Также в экспозиции можно проследить переклички между Сислеем и Серовым, Матиссом и Петровым-Водкиным, Сезанном и Машковым. Для этого в трехэтажную постоянную экспозицию Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков встроили русскую живопись из собраний ГМИИ, Русского музея, Третьяковки и региональных музеев.

«Владимир Маяковский: Я — рекламист» в «Зарядье»

До 27 августа

К 130-летию Владимира Маяковского в «Зарядье» открылась выставка, раскрывающая поэта со стороны, о которой не так широко известно, — как автора слоганов и рекламиста. Начинал он с политической рекламы, создавая в годы Первой мировой сатирические антивоенные журналы в традиционной лубочной стилистике. Он работал в издательстве «Сегодняшний лубок» в сотрудничестве со многими художниками, в том числе с Аристархом Лентуловым и Казимиром Малевичем. Затем трудился над социальными и политическими плакатами для «Окон РОСТА» и их проектом-преемником «Окна Главполитпросвета». Также в экспозиции представлены коммерческие проекты, созданные в тандеме с Александром Родченко. В двадцатые годы они открыли рекламное агентство и, по сути, стояли у истоков развития этой индустрии в России.

«Евгений Музалевский» в Alina Pinsky Gallery

До 1 сентября

В Alina Pinsky Gallery открылась персоналка Евгения Музалевского — двадцатисемилетнего художника, который в 2021 году был удостоен первой Премии Анатолия Зверева. Сейчас он переехал в Германию и учится в Университете искусства и дизайна в Оффенбахе. В экспозиции представлено более тридцати работ немецкого периода. Написанные в непростые 2022–2023 годы эти холсты сильно отличаются от предыдущих работ и кажутся более структурированными и отрефлексированными. Они открывают новую главу художественного исследования Музалевского — своего рода «архивации действительности». Он говорит: «Мне было сложно рефлексировать настоящее, поэтому я стал копаться в прошлом, в 1920–1940-х годах. Много читал про обэриутов. Думая про тюрьму, смотря на архитектуру „Крестов“, фотографии культурных деятелей того времени, читая их биографии, я попытался упаковать все это в некую галерею, в жестко структурированное пространство, которое напоминает заточение и какой‑то архив».

«Вова Перкин. Перкуссия. Живопись ХХI века из Майкопа» в ММОМА на Гоголевском

До 17 сентября

В ММОМА на Гоголевском бульваре проходит ретроспектива Вовы Перкина. Она демонстрирует все основные живописные серии художника — более 160 произведений из частных и музейных коллекций, созданных с 2016 по 2023 год. За это время художник перешел от муралов к живописи на холстах, но, используя акриловые краски и маркеры, баллончики и темперу, переводит эту архаичную технику на новый уровень. В экспозиции можно проследить процесс формирования и апогей уникального авторского стиля — перкинизма. Название выставки отсылает к образу вымышленной утки Перкуссии, задающей ритм полета всей стае, устремленной за арт-впечатлениями из Майкопа в Москву.

«Воображаемый музей Михаила Шемякина. Лестница в искусстве» в Новой Третьяковке

До 17 сентября

«Воображаемый музей Михаила Шемякина» — исследовательский метапроект, над которым художник работает более 60 лет. Выявляя множество параллелей и сквозных тем в искусстве, он осмысляет историю культуры, от древности до наших дней. На примере 54 произведений Ларионова, Кустодиева, Поленова и других авторов из собрания Третьяковки выставка показывает, как работает этот проект. По поиску на заданную тему он помогает обнаружить неожиданные артефакты в наследии известных художников и увидеть, как в процессе собрания и анализа общих мотивов выявляются другие архетипы и новые темы. Проект демонстрирует, что практически все, что создается сегодня, связано с тем, что было создано в прошлом.

«Как живые!» Портреты XVIII–XXI веков из частной коллекции в Фонде In Artibus

До 24 сентября

In Artibus Foundation проводит ретроспективу российского портрета — своего рода путешествие во времени, где каждое произведение отражает его эпоху. Согласно свободной концепции летних выставок фонда, кураторы предлагают зрителям самим проследить сходства и различия между прошлым и настоящим. Среди 50 экспонатов здесь — каноничные работы Венецианова и Репина, авангардные портреты Машкова, Кончаловского и Фалька, полотна нонконформистов Вейсберга и Зверева. А современную живопись представляют работы петербуржца Владислава Разгулина и московских художников Виктора Разгулина и Бориса Касаткина.

«Невероятная Индия. Взгляд из России» в «Царицыно»

До 22 октября

В Большом дворце «Царицыно» открылась выставка о том, как в России формировалось представление об экзотической и загадочной Индии, начиная с «Хождения за три моря» Афанасия Никитина в XV веке и заканчивая дружескими связями с этой страной в советские годы. В экспозиции представлено более 400 редких экспонатов: картины, изделия декоративного искусства, книги и даже фрагменты индийских фильмов 1950–1960-х годов, невероятно популярных в СССР. Особенно любопытно поразглядывать средневековые книжные иллюстрации с вымышленными обитателями индийской фауны, образы которых художники придумывали, вдохновляясь рассказами путешественников. Многие предметы, представленные в экспозиции, были сохранены российскими коллекционерами Петром Щукиным и Дмитрием Бурылиным, а сегодня распределены по собраниям.

Петербург

«Африка в русском искусстве» в Русском музее

До 14 августа

В Корпусе Бенуа Русский музей знакомит с лучшими образцами из своего собрания пера отечественных художников XIX–XX веков, посвященных Африке. В основном это живописные этюды, созданные во время путешествий. Например, на выставке представлены египетские акварели братьев Никанора и Григория Чернецовых, а также картина Константина Маковского «Перенесение священного ковра в Каире» — одно из самых ярких проявлений ориентализма в русском искусстве 1870-х годов. На рубеже XIX–XX веков география расширяется: художники, в частности, Ян Ционглинский, Кузьма Петров-Водкин, Зинаида Серебрякова также посещают Марокко, Алжир и Тунис. Помимо них, на выставке можно увидеть уникальную серию портретов членов первого марокканского посольства в России, исполненную Степаном Александровским в 1902 году, — она экспонируется впервые.

«Cамиздат. Музыка времен запрета» в K Gallery

До 27 августа

В K Gallery проходит выставка о феноменальном явлении подпольной звукозаписи в советские годы — музыкальном самиздате, существовавшем на протяжении 50 лет. Рисованные обложки винила, коллажированные упаковки бобинных кассет, плакаты, открытки и рентгеновские снимки — все это народное творчество советских неформалов представлено на выставке. В основном это экспонаты из частного собрания Сергея Чубраева. Например, впервые публике показывают оригинальную демозапись альбома «Группа крови» с рукописным текстом Виктора Цоя, выполненную на студии Алексея Вишни, а также созданный вручную макет конверта к альбому «Начальник Камчатки».

«Я всегда знал, что мы встретимся» в арт-пространстве Third Place

До 31 августа

В выставочном пространстве Third Place, расположившемся в атмосферном особняке XIX века, проходит кураторский проект Алексея Масляева. Выставка тематизирует понятие «встреча»: человека с другим человеком, животным, иной самостью, с искусством, местом, природой и самим собой. Работы Дмитрия Курляндского, Алексея Корси, Евгения Гранильщикова, NONSNS делают зрителей полноправными участниками художественного процесса. И напоминают, что произведение как материальный объект не является самоценным, а наиболее волнующим нас обстоятельством встречи с искусством выступает скрытый за ним человек.

«По волнам киномузыки Исаака Шварца» на киностудии «Ленфильм»

До 31 августа

Главная петербургская киностудия, где уже чествовали режиссеров Динару Асанову и Александра Сокурова, продолжает серию выставок-байопиков легенд «Ленфильма». На этот раз кураторы и художники арт-группы Doping Pong Дмитрий Мишенин и Анна Маугли предлагают погрузиться в творчество кинокомпозитора Исаака Шварца, чья музыка звучит более чем в 120 советских картинах. Среди них — «Дикая собака Динго», «Женя, Женечка и „катюша“», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья».

Шварц тонко чувствовал гармонию и глубоко проникал в драматургию каждой истории, за музыкальное оформление которой брался. И умел задавать настроение фильмам самых разных жанров: от эпичных исторических картин и музыкальных комедий до детективов и русской классики. Совмещая показ личных вещей героя и мультимедийные элементы, выставка устроена как речная прогулка по каналам летнего Петербурга, что добавляет к ностальгическим воспоминаниям, вызванным советскими фильмами, еще больше романтики.

«Перевернутое сафари. Современное искусство Африки» в Манеже

До 3 сентября

Петербургский Манеж совместно с галереей «Триумф» и Центром визуальной культуры Béton проводит первую масштабную выставку современного африканского искусства в России, знакомя с его основными художественными течениями последних 60 лет. Среди более чем 300 экспонатов — живопись, скульптура, фотография, в том числе девять видеоработ и три масштабные инсталляции, созданные специально для этого проекта. Кроме того, для контекста показывают подлинные артефакты из коллекции бразильского фотографа Эдди Новарро, переданной в 2003 году в собрание Музея-заповедника В.Д.Поленова, а также работы современных российских художников, которые иллюстрируют меняющееся восприятие Африки в нашей стране.

«Цари и рыцари. Роман со Средневековьем» в Эрмитаже

До 22 октября

В Эрмитаже открылась большая выставка о рыцарской культуре, мода на которую началась при русском императорском дворе в 1820–1840-х годах. А во второй половины XIX столетия Средними веками заинтересовались уже коллекционеры. Соединяя вместе образы этой эпохи и сложившиеся представления о ней в России и Европе, в экспозиции собрали более 380 произведений из коллекции музея. Среди них — картины Кранаха и Босха, гравюры Дюрера, рукописная книга XV века с иллюстрациями «Роман о Розе», а также доспехи, оружие, церковная утварь, ткани, витражи, мебель и предметы быта. Экспозицию дополняет реконструкция одного из главных символов эпохи Средневековья — конного турнира, для проведения которого Николай I создал знаменитый царскосельский Арсенал.

Расскажите друзьям