«Городские полярники»: что нужно знать о современном норильском искусстве

24 июля 2023 в 16:08
До 10 августа в большом выставочном зале Cube. Moscow проходит выставка норильских художников «Городские полярники» — новый взгляд на один из самых северных городов мира. Архитектор выставки и руководитель бюро PS Culture Юлия Наполова рассказывает об особенностях норильской арт-сцены и работах в экспозиции, на которые стоит обратить внимание.
Юлия Наполова

Руководитель бюро PS Culture

Норильск располагается в трехстах километрах к северу от полярного круга: зима здесь длится девять месяцев, а в течение восьмидесяти суток жители не видят на небе солнечного диска. Люди перманентно живут ожиданием солнца, и его появление — большое событие для всех. Конечно, солнце — жизнеобразующая величина в любой точке земного шара, но в Норильске это ощущается особенно остро: здесь проявляется удивительное осознание того, что люди начинают ценить то, чего у них нет. Эту одну из важнейших тем для норильских художников подчеркивает и сценография выставки. Экспозиция построена на двух пересекающихся осях: большая ось — это путь навстречу солнцу, малая ось — это сам город. Театрального драматизма добавляет специальный свет, имитирующий солнечное сияние в различных его ипостасях.

Особенности норильской арт-среды

В Норильске география и климат принципиально определяют культурную повестку. Дело не только в условиях жизни, но и в событийной насыщенности: в Норильске нет такого разнообразия мероприятий, как в Москве, Санкт-Петербурге или даже в Нижнем Новгороде. В больших городах культурная жизнь настолько активна, что их жители чаще всего не успевают посмотреть все спектакли и выставки, ощущение важности этих культурных мероприятий и проектов смазывается. А в маленьких городах, в том числе и в Норильске, каждая выставка, каждый художник, каждая работа приобретают совершенно иную значимость. Люди с большим вниманием относятся к выставкам, которые посещают, и тратят больше времени на то, чтобы погрузиться в работы художников.

Важная линия в искусстве норильчан — работа с коллективной памятью. Норильск — молодой город, в этом году ему исполняется всего семьдесят лет.

Часто люди, которые сюда приезжают, стремятся скорее уехать, но, как правило, задерживаются надолго: у многих успевают родиться и вырасти дети. Ощущение временности и нахождения как бы в пути создает специфическое восприятие памяти.

Современные норильские художники много рефлексируют на эту тему и переосмысляют историческую память как социальное явление — своего рода ДНК, формирующую культурный код человека. В основе их художественной философии лежит попытка осознать свои корни, собрать и выстроить в новом месте что‑то родное, отражающее идентичность людей.

Проект «Городские полярники» отражает еще одну особенность норильской арт-сцены — сосуществование в рамках художественного процесса как профессиональных художников, так и непрофессиональных авторов. Однако все они ничуть не отстают от глобальных тенденций. Например, от тренда к внедрению цифровых технологий в искусство: на выставке можно увидеть несколько работ, в которых задействованы достижения диджитал-арта. И в то же время местные авторы умеют выражать и преподносить большие идеи, используя простые выразительные средства. В этих работах много искренности, которой часто нам всем не хватает в жизни.

«Фантазийные видеозарисовки»

Елена Белалова

Мультимедийная инсталляция фотографа и художницы Елены Белаловой — визуальное размышление о необычных свойствах неба города в зоне вечной мерзлоты. Белалова предлагает добавить еще больше магии в небо, которое периодически раскрашивается в удивительные цвета северного сияния. Видеозарисовки, фиксирующие обыденные моменты из жизни норильчан, наполняются мистикой: теперь над головами горожан проплывают киты и огромные небесные тела из открытого космоса. Это размышление о скрытой в привычном окружении красоте, которую мы порой не замечаем из‑за фиксации на рутинных проблемах. Но ее можно увидеть, если захотеть повнимательнее присмотреться к миру вокруг.

«Гигантская балаклава»

Эльвира Лачинова

У объекта есть дополнительное название — «Защита от адского холода». На мой взгляд, это самый сумасшедший и притягательный экспонат выставки: просто огромная балаклава, связанная из разноцветных ниток вперемешку со строительными тросами, а просвечивающий каркас полностью обклеен городскими газетами, которые издаются в Норильске.

Весь объект выполнен в так называемых цветах города, где доминируют насыщенные желтые оттенки: дома в северных регионах делают яркими, чтобы их было хорошо видно во время снежных ураганов.

Серых и белых цветов в окружающей среде достаточно, и «Гигантская балаклава» прекрасно отражает стремление норильчан к яркости. Но главное — она создает ощущение мягкости, защищенности и нежности. В нее можно укутаться целиком, чтобы согреться и почувствовать тепло жизни.

«От солнца до солнца за 80 дней»

Карина Андреева, Дмитрий Темников

Видеодневник-календарь — это рассказ в формате восьмидесяти коротких разговоров-зарисовок художницы и куратора выставки Карины Андреевой о течении полярной ночи и ожидании солнца. Полярная ночь — период полной темноты — начинается в Норильске 30 ноября и заканчивается 13 января: на протяжении этого времени самая важная для всего живого на Земле звезда совсем не показывается из‑за горизонта. Увидеть солнечный свет норильчане могут только вдали от дома, за пределами города. Диалоги Карины Андреевой с солнцем, которое она приманивает мандаринами, могут показаться наивными, но в них заключена огромная трогательная искренность, а это одна из главных особенностей норильских художников.

«Первый дом. Пересброка»

Александр Горбарчук

В центре фотопроекта художника Александра Горбарчука — самый первый дом Норильска, который был построен первой геологоразведочной экспедицией Николая Урванцева летом 1921 года. В нем геологическая партия и провела свою первую зимовку. Сегодня здесь располагается краеведческий музей, сам дом не раз менял местонахождение в городе. И подобно тому, как его разбирали при каждом переезде, автор пересобирает свою работу, размещая фотографии фрагментов дома в отдельных маленьких рамах. Художник задается вопросом, важно ли сохранять документальный объект в первозданном виде или смысл дома — в его истории.

На самом деле эта фотоинсталляция поднимает и еще один важный вопрос, который стоит перед музеями всего мира: что важнее в искусстве — объект или идея?

Ведь в современном искусстве существуют различные нематериальные формы творчества. Например, перформансы, которые происходят в определенное время в определенном месте, а затем их можно увидеть только на фото или видео. Как выявить оригинальность того, что мы не можем физически потрогать и увидеть в полной мере? Этот вопрос до сих пор остается открытым для искусствоведов. И пересобранный дом 1921 года в фотоколлаже Горбарчука изящно и оригинально задает его зрителям.

«Воспоминания о солнце»

Влад Поляков, Павел Фурсов

Медиа-арт-инсталляция, которая логически завершает экспозицию, — это проекция появляющегося солнца, подключенного с помощью проводов к манекену. Прямая физическая связь со светилом через воспоминания о нем. Авторы этой работы рефлексируют о природе и течении времени, а также о свойствах памяти: каким образом время стирает границы наших воспоминаний и изменяет наше отношение к прошедшим событиям.

Каждый год в жизни норильчан происходит уникальный опыт встречи с солнцем после полярной ночи: этого события все очень ждут, его невозможно пропустить или не заметить на Крайнем Севере. Такая философия жизни противопоставляется суете повседневности в больших городах, где доминирует желание везде успеть, подогреваемое социальными сетями. Работа «Воспоминания о солнце» напоминает про идею «здесь и сейчас» — остановиться и осознать, что происходит в текущем моменте, ощутить его важность и уникальность.

Расскажите друзьям