Искусство

Выставки, которые стоит увидеть в июле 2023 года

30 июня 2023 в 12:29
Советуем самые интересные выставки Москвы и Петербурга, которые стоит увидеть этим летом.

Москва

«Девятый вал» в ГУМ-Red-Line

С 5 июля по 31 августа

Фарид Богдалов. Арбуз без косточек

На своей первой за долгое время персональной выставке экс-участник арт-группы «Боли» Фарид Богдалов представляет более сорока новых работ из живописных и графических серий, созданных с 2017 по 2023 год. Одна из самых ярких — цикл «Золотая рыбка», в котором Богдалов помещает рыбок в перевернутые стаканы, как бы задаваясь вопросом, можно ли поймать удачу, не расплескав воды.

Продолжая тему воды, он переосмысляет знаменитую картину Айвазовского «Девятый вал» и изображает мгновение, предшествующее катастрофе. В манере, сочетающей русский романтизм и визуальный стиль американского поп-арта, Богдалов создает целую серию работ «за секунду до потопа». Еще один сквозной сюжет художника — осмысление идеального мира рекламы, где сочное пирожное, словно снятое для обложки модного журнала, уже подъедает муха, а аппетитный на первый взгляд бургер при ближайшем рассмотрении тоже оказывается не вполне съедобным.

Предаукционная выставка «Art & Design» во Vladey

С 7 по 15 июля

Thymus. Тарас Желтышев

В новом пространстве Vladey на Неглинной проходит предаукционная выставка «Art & Design». В экспозицию вошли лучшие произведения отечественных художников и дизайнеров, среди которых Тарас Желтышев (Yoomoota), Дарья Куприянова, Виктор Алимпиев, Катя Емельянова и другие. Работы охватывают широкий спектр предметов интерьера: от объектов, скульптуры и живописи до уникальной мебели. Многие из них выполнены с использованием сложных авторских или старинных техник. Проект под кураторством дизайнера Надежды Ананьевой, оформлявшей интерьеры Дома Наркомфина, предлагает проследить в произведениях синтез искусства, дизайна, эстетики и концептуальных идей.

«Себе на уме» в ГЭС-2

До 23 июля

В ГЭС-2 завершается выставка о Костроме и ее жителях, придуманная и сделанная костромскими кураторами вместе с командой Дома культуры. История локального современного искусства раскрывается здесь в работах художников «оттепели» Николая Шувалова и Владимира Муравьева, а также авторов рубежа восьмидесятых-девяностых и их более молодых коллег, работающих в городе сегодня.

Еще один сюжет — практика уличных фестивалей: в частности на выставке воссоздают атмосферу «Дня равнодействия», который 24 сентября 2022 года объединил художников, ремесленников, музыкантов и перформеров города. Экспозиция построена как игра, которую можно пройти пятью разными маршрутами с одним из проводников, придуманных драматургом Алиной Журиной по мотивам интервью с костромичами.

«Александр Юликов. Пространственные альтернативы» в Новой Третьяковке

До 30 июля

В Новой Третьяковке проходит первая персональная выставка Александра Юликова, которого в середине семидесятых называли единственным русским минималистом. В экспозиции представлено более пятидесяти произведений, созданных за полвека. В них прослеживается приверженность художника к простым геометрическим формам, созданию однородных композиций из повторяющихся знаков, работе с закрашенными одним цветом квадратными плоскостями и серийности, а также отсылки к супрематизму Малевича. А среди главных открытий Юликова — эксперименты с «разорванными», разложенными на сегменты или принимающими нестандартные конфигурации холстами.

«Логос: голос конструктивизма» в центре «Зотов»

До 6 августа

Выставка посвящена влиянию конструктивизма двадцатых годов на формирование визуального языка СССР. Изменения тогда коснулись самых разных сфер: от дизайна книг, журналов или киноафиш до приемов создания рекламы и фирменного стиля, которые остаются актуальными и сегодня. Кураторы собрали более 350 экспонатов из тридцати музеев, среди них — как работы Родченко, Маяковского и Лисицкого, так и менее известных авторов. Зрители увидят типографическое оборудование, агитпоезда, первые репортажи и реконструированный радиооратор Густава Клуциса и избу-читальню Антона Лавинского, «живые газеты» и интертитры новаторских кинолент. А инсталляции современных художников Платона Инфанте и Владимира Абиха наглядно покажут актуальность наследия конструктивистов в сегодняшнем дизайне.

«„Салоны“ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина

До 1 октября

В Главном здании Пушкинского музея открылся масштабный проект об истории выставок современного искусства, которые проводила Королевская академия живописи и скульптуры в Париже XVIII века, — знаменитых «Салонов». В экспозиции собрали популярную живопись, скульптуру и графику того времени, а также воссоздали характерную многоярусную развеску по жанрам. Большой раздел посвящен «Салонам» Дени Дидро — критическим обзорам выставок в Лувре, затрагивающим вопросы не только истории искусства, но и эстетики и философии. Публиковались они в рукописном журнале «Литературная корреспонденция», который по подписке два раза в месяц рассылался европейским монархам, в том числе Екатерине II.

Благодаря таким тесным русско-французским культурным связям в XVIII веке сегодня проект удалось организовать силами российских институций: более ста пятидесяти работ из собраний ГМИИ, Эрмитажа, Исторического музея, Тверской картинной галереи, «Архангельского», «Павловска» и «Кусково».

«Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма

До 24 сентября

В Музее русского импрессионизма рассказывают об одной из первых российских галеристок — Надежде Добычиной. В начале XX века она поддерживала многих отечественных художников-новаторов и сформировала собственную коллекцию искусства, в которую входили работы Александра Бенуа, Константина Сомова, Ольги Розановой, Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна и других художников. А в 1910-е годы в своем Художественном бюро в Санкт-Петербурге провела персоналку Натальи Гончаровой и «Последнюю футуристическую выставку картин „0,10“», на которой публика впервые увидела «Черный квадрат» Малевича. Помимо работ из личного собрания Добычиной, в экспозиции есть и картины с этих легендарных выставок.

«Игорь Вулох. Поля-двойники» в фонде Ruarts

До 12 ноября

Свежая выставка в фонде Ruarts — это ретроспектива нонконформиста Игоря Вулоха, занявшая все три этажа пространства. Ее название связано с одноименной книгой друга и единомышленника художника — Геннадия Айги, чей поэтический язык оказался органически взаимосвязан с визуальным мышлением Вулоха. А наименования стихотворных циклов Айги ­— «Начала полян», «Холмы-двойники», «Время оврагов» — метафорично перекликаются с основные линиями в экспозиции: тесное сотрудничество с миром литературы, история любви с Натальей Охотой и период болезненного хаоса в творчестве художника.

Помимо абстрактной живописи и графики Вулоха их раскрывают интервью с семьей Вулоха и работы других авторов из коллекции фонда Ruarts — Владимира Яковлева, Франциско Инфанте-Арана, Айдан Салаховой. Точечно внедряясь в «поле» Вулоха в виде визуальных или смысловых цитат, они создают ассоциативную связь между искусством ушедшего художника и современностью.

Петербург

«Фокус. Графика» в MYTH Gallery

До 15 августа

MYTH Gallery объявила, что теперь каждое лето хочет проводить групповые выставки, посвященные разным художественным медиумам. Дебютная выставка объединяет семь художников и арт-групп, в творчестве которых графика занимает важное место наравне с живописью, скульптурой и инсталляцией. Например, Людмила Баронина представляет новые акварели, вдохновленные утопией Уильяма Морриса, а работы Петра Кирюши созданы с помощью нового для него рисования непрерывной линией. Акварельная серия арт-группы «МишМаш» посвящена проживанию тревожных моментов, а Лиза Бобкова фиксирует на кальке переход в состояние информационного шума, намекая на обилие новостных сводок.

«Я всегда знал, что мы встретимся» в Third Place

До 31 августа

В выставочном пространстве «Третье место», расположившемся в атмосферном особняке XIX века, проходит кураторский проект Алексея Масляева. Выставка тематизирует понятие «встреча»: человека с другим человеком, животным, иной самостью, с искусством, местом, природой и самим собой. Работы Дмитрия Курляндского, Алексея Корси, Евгения Гранильщикова, NONSNS представляют собой ситуации и опыт, которые вовлекают зрителей в качестве полноправных участников художественного процесса. А также согласуются с идеей, что произведение как материальный объект не является самоценным, и наиболее волнующим нас обстоятельством встречи с искусством выступает скрытый за ним человек.

«По волнам киномузыки Исаака Шварца» на киностудии «Ленфильм»

До 31 августа

Главная петербургская киностудия, где уже чествовали режиссеров Динару Асанову и Александра Сокурова, продолжает серию выставок-байопиков легенд «Ленфильма». На этот раз кураторы и художники арт-группы Doping Pong Дмитрий Мишенин и Анна Маугли предлагают погрузиться в творчество кинокомпозитора Исаака Шварца, чья музыка звучит в более чем ста двадцати советских картинах. Среди них — «Дикая собака Динго», «Женя, Женечка и „катюша“», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья».

Шварц тонко чувствовал гармонию и глубоко проникал в драматургию каждой истории, за музыкальное оформление которой брался. И умел задавать настроение фильмам самых разных жанров: от эпичных исторических картин и музыкальных комедий до детективов и русской классики. Выставка совмещает показ личных вещей героя с мультимедийными элементами и устроена как речная прогулка по каналам летнего Петербурга, что добавляет к ностальгическим воспоминаниям советских фильмов еще больше романтики.

«Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России» в Русском музее

До 11 сентября

Валентин Серов. Похищение Европы

В Русском музее открылся летний блокбастер, посвященный неоклассицизму — крупнейшему в начале XX века направлению наряду с авангардом. Состав экспозиции впечатляет: в ней из коллекции музея собрали живопись, графику и скульптуру Валентина Серова, Льва Бакста, Константина Сомова, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Кузьмы Петрова-Водкина, Сергея Коненкова и других. Все они так или иначе переосмысляют традиции античности, Ренессанса и классицизма.

Обычно таким искусством украшали дворянские усадьбы и особняки, на строительство которых как раз случился бум в конце 1900-х — начале 1910-х годов. Также значимым монументальным образцом неоклассицизма стал Казанский вокзал в Москве, роспись которого заказали художникам из объединения «Мир искусства». Из‑за революции задуманные интерьеры так и не были реализованы, однако в экспозиции можно увидеть несколько монументальных композиций, предназначавшихся для этого проекта.

«Гравюры и рисунки: диалог искусств. От Дюрера до Гойи» в Эрмитаже

До 1 октября

В Зимнем дворце открывается новое экспозиционное пространство — Галерея графики, где раз в четыре месяца будут сменяться выставки западноевропейских гравюр и рисунков XV–XX веков. Этих работ в собрании Эрмитажа более шестисот тысяч, но демонстрируют публике их нечасто: графика быстро выгорает и ветшает вне хранилища. Их показывают лишь на временных выставках, которые проходят не так часто, как хотелось бы зрителям.

Первая выставка посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка, поэтому на ней собрали шедевры мастеров, активно работавших в обоих видах искусства: более сотни листов Дюрера, Пармиджанино, Гольциуса, Рубенса, Рембрандта, Гойи и других.

Расскажите друзьям