В Образовательном центре ММОМА открылся Форум уличного искусства, в ходе которого с 2 по 7 апреля пройдут выставки, дискуссии, лекции и кинопоказы. Среди спикеров — Миша Most, Андрей Adno и сталкивающий реальность с виртуальностью Владимир Абих. «Афиша Daily» поговорила с Абихом о его творчестве и о том, что ждет уличное искусство в будущем.

Реальность дополненная и исправленная

Владимир Абих

Уличный художник из Екатеринбурга, исследующий влияние виртуального на реальное, трехкратный номинант премии Курехина. На Форуме уличного искусства Владимир прочитает лекцию о технологиях в стрит-арте.

— Владимир, давайте сразу о главном: какое будущее ждет уличное искусство?

— Знаете, сама логика стрит-арта уже работает как логика дополненной реальности. Художник сканирует пространство, находит дополнительные смыслы и в своей работе их проявляет. Просто со временем у нас улучшился технический арсенал. Но если пофантазировать о будущем, то да, я считаю, что в странах с более-менее дружелюбным политическим режимом дополненная реальность выйдет на первое место. Сейчас, чтобы увидеть контент, нужно скачать приложение. Но в ближайшее время производители начнут интегрировать большие платформы сразу в камеры смартфонов. Позже — в линзы для глаз. Все это будет происходить в совокупности с тотальной слежкой за действиями всех пользователей.

Полагаю, в таком случае стрит-арт будет представлять собой небольшие метки, которые при наведении оптики разворачиваются в масштабные виртуальные работы. При этом они смогут быть анимированными и даже интерактивными, зритель будет взаимодействовать с ними, играть в них. Уличное искусство уже сейчас можно сравнить с хакингом в плане нелегального вторжения. А в будущем это он и будет: нас ждет логика интервенций, встраивание в имеющийся контент. Но при этом граффити не исчезнет, архаичное желание оставить свой след всегда останется с человеком — только оно все больше будет вытесняться на окраины и заброшенные места.

— А какие еще потенциальные возможности есть у технологий в уличном искусстве?

— Практически все технологические новшества, которые появляются, можно так или иначе использовать (будь то коптеры, нейросети или краска, которая полностью поглощает свет). Другой момент, что это требует материальных ресурсов и кооперацию со специалистами из других областей. А это могут себе позволить лишь большие художники или институции. Но уличное искусство тем и отличается, что не может жить в закрытых пространствах, и у него по определению отсутствует заказчик.

© Владимир Абих

— Какие технологии хочется попробовать уже сейчас, в новых работах?

— Давно хочу использовать возможности нейросетей, которые смогут помочь любому желающему стать уличным художником.

— Расскажете о процессе создания Wallsaver? Что для нее понадобилось? Можно ли сделать такую работу в одиночку?

— Если у вас есть мощный проектор и автомобиль с конвертером на 220 вольт, то ее можно сделать и в одиночку. В данном случае я сделал анимацию, а с сетью и маппингом мне помог друг. Согласованием мы, естественно, не занимались. Я вообще тяготею к лаконичным формам, в которых главную роль занимает идея.

— Что делает искусство искусством? Почему одна проекция на дом будет просто проекцией, а вторая будет искусством? Где эта грань для вас?

— Отрицать изменения, произошедшие с искусством за последние 150 лет — реди-мейды, хеппенинги, тот же стрит-арт, — все равно что отрицать движение времени. Сегодня совершенно понятно, что искусством может являться любой объект (или действие). Также понятно, что сам объект искусства не содержит внутри себя никаких критериев, по которым его можно идентифицировать, они содержатся в институции, которая его оценивает. Если угодно, «красота в глазах смотрящего». Все зависит от парадигмы, которую мы выбираем. Поэтому, начиная спор об искусстве, нужно понять, в какой именно парадигме мы находимся и как мы к ней пришли. Искусству можно дать кучу определений, от банальных до эзотерических, и все они будут по-своему правдивы (или неправдивы).

Лично для меня искусство — это всегда что‑то помимо того, что мы видим. Некое второе, потайное отделение, в которое можно с интересом погрузиться при встрече с работой. Если же мы видим в произведении ровно то, что изображено, вероятнее всего мы имеем дело с оформлением — с пускай красивой, но поверхностной картинкой, с тем, что может воспроизвести машина. Искусство, в моем понимании, невозможно распознать компьютерным зрением, оно находится за горизонтом восприятия алгоритма и способно открыться лишь человеку. Порою для этого нужно иметь специфический культурный бэкграунд, но от этого путешествие в работу становится лишь интересней.

Подробности по теме
Стрит-арт или фотошоп? Попробуйте отличить
Стрит-арт или фотошоп? Попробуйте отличить

Пять важных работ Владимира Абиха

Wallsaver

Windows 95 выходит на улицы: уличные теги бережно отскакивают от стен

Главное не повторяться

Мантра искусства, которая сама себя кусает за хвост

Тетрис

Игровая проекция на фасад дома — побеждают всегда наружные блоки кондиционеров

Time-pong

Цифровые статуи играют против энтропии, отбивая штукатурку

TIME-PONG from Vladimir Abikh on Vimeo.

Что‑то помимо

Совсем не виртуальная работа: стрит-арт, который можно увидеть не только глазами


Форум уличного искусства организован Московским музеем современного искусства совместно с фондом RuArts и Институтом исследования стрит-арта. Список всех мероприятий и регистрация на них — на сайте ММОМА. Прямая трансляция лекции Владимира Абиха начнется 2 апреля в 19.00 здесь.