Пиратские копии

«Цель — создать библиотеку всего контента на русском языке»: «Рутрекер» — о пиратстве

26 октября 2022 в 13:30
«Рутрекер» давно навечно заблокирован в России, а после 24 февраля, когда пошли предложения открыть доступ к нему, сам отказался работать в стране. «Афиша.Daily» поговорила с анонимными администраторами rutracker.org об их миссии, гражданском самосознании, нравственном стержне и разнице между цифровым пиратством и реальным воровством.

— В чем вы видите свою миссию?

 — Мы позиционировали и позиционируем себя как библиотеку контента без всякой идеологической составляющей. Наша цель — ее сохранение и наполнение. При этом за отсутствие идеологической составляющей мы чаще всего и попадаем под огонь критики, как со стороны правообладателей, так и сторонников всяких пиратских партий и движений за свободную информацию.

С этим также связан и вопрос о возможной разблокировке Rutracker (RuTracker пообещал оставить сайт недоступным для россиян — даже если его разблокирует Роскомнадзор — Прим. ред.). Ближайшим идеологическим аналогом в данном случае будет «Википедия»: если это база знаний человечества в интернете, то Rutracker — библиотека контента на русском языке.

При этом мы не делаем упор на пиратство как таковое. По нашим оценкам основная доля файлов на трекере — так называемый брошенный контент, который финансово не интересен правообладателям.

До блокировки, если вы помните, мы активно сотрудничали с ними, но вмешалось государство, и «что‑то пошло не так». В результате в минусе остались все: пользователям пришлось искать способы обходить блокировки, правообладатели лишились возможности удалять раздачи, нарушающие их права, а Роскомнадзор — как слон в посудной лавке во всей красе.

— В некоторых интервью вы говорили, что в команде ходят разговоры о том, что Rutracker стоит превратить в онлайн-кинотеатр и извлекать таким образом больше прибыли. Продолжаются ли эти разговоры до сих пор?

— Теоретически можно сделать из трекера онлайн-кинотеатр, но есть одна проблема: непонятно, как посчитать просмотры. Мы в 2010–2012 годах часто вели переговоры о такого рода проектах, но, увы, технология битторрент сильно децентрализована, и трекер — лишь верхушка айсберга. Мы лишь можем примерно оценить сколько раз скачали тот или иной торрент, и никак не можем это проверить, никак не можем запретить или разрешить пользователю что‑то скачивать. Деньги любят счет, а с нашими вводными сложно говорить о каком‑то бизнесе, мы лишь оперируем поверхностными оценками популярности тех или иных раздач.

— Насколько выросла посещаемость сайта за последние месяцы? Выросли ли ваши доходы?

— Мы особо не следим за посещаемостью, думаю, что она упала на 10–15% с начала года. С экономическими проблемами людям становится не до развлечений, но, с другой стороны, и на походы в кино лишних денег может и не найтись. Что касается наших доходов — это только от рекламы, а поскольку рекламные бюджеты сейчас заметно сокращаются, вслед за ними следуют вниз и наши доходы.

— Продолжаете ли вы удалять раздачи, если об этом просит правообладатель (не важно, из какой он страны)?

— Есть общепринятая процедура, регламентирующая этот процесс, — так называемый DMCA, и мы ей следуем. Это не значит, что мы удаляем все подряд, и точно так же не значит, что не удаляем ничего.

— Какая самая популярная раздача на Rutracker всех времен? Есть ли какие‑то сезонные раздачи? Насколько я помню, например, песня Мэрайи Кэри «All I Want for Christmas Is You» становится суперпопулярной в США под Новый год, а потом про нее вспоминают только фанаты — есть ли схожие примеры сезонной популярности раздач на Rutracker?

— Мы не ведем статистики самых популярных раздач. Скорее наоборот, считаем редкие раздачи, и у нас есть специальное комьюнити, группа «Хранители», которая занимается поддержкой такого рода контента. Популярные раздачи на то и популярные: они есть на любом трекере и качаются быстро. Мы же позиционируем себя как библиотеку редкого контента, а не сиюминутный топ-100 торрентов.

— Как вы относитесь к тому, что кинотеатры показывают голливудские фильмы, скачанные в торрентах? Есть ли разница между таким пиратством и тем, что делает Rutracker?

— Все это выглядит очень странно. Именно кинотеатры традиционно обвиняли торренты, что они крадут их доходы. Когда на форуме были правообладатели — они удаляли ссылки контент, нарушавший их права. Пользователи ворчали, но относились к этому с пониманием: что‑то можно качать бесплатно, за что‑то надо платить.

Видимо, в индустрии кинопроката настолько все плохо, что кинотеатры вынуждены так чудить, чтобы хоть как‑то выжить, но это уже вопросы не к нам. Вообще, нельзя сравнивать торренты и поход в кинотеатр. Кинотеатр — это только вышедший, бессмысленный и беспощадный блокбастер, огромный экран, объемный звук и попкорн, это выход в люди, культурное мероприятие.

Rutracker — это старый добрый фильм на мониторе, в кругу семьи, в трениках и майке.

— В чем разница между бесплатным потреблением цифрового контента и воровством (когда я взял что‑то чужое, не заплатив владельцу)?

— Разница очень простая: есть продукт, прямо привязанный к продажам, а есть контент, нелегальное распространение которого не снижает доходы владельца. И если с первым все понятно — правообладатель борется с нелегальным распространением того, что приносит ему прибыль, — то со вторым все не так однозначно.

Зачем тратить время и силы на запрет того, что не принесет никаких положительных результатов? Ну заставила нас группа «Ленинград» удалить все свои записи и концерты с трекера в 2007 году. Все, что она получила, — негатив от аудитории. Сильно сомневаюсь, что пользователи не смогли скачать их творчество в другом месте.

— Не задумывались ли вы над тем, что культура пиратства идет рука об руку с низким гражданским самосознанием. Грубо говоря, если тебя ничего не смущает в том, чтобы бесплатно получить продукт чужого труда (пускай цифровой, а не физический), то ты мало задумываешься о гражданских правах.

— Проблема в том, что человеку тяжело объяснить, почему фильм, показанный бесплатно по телеканалу «Культура», — это окей, а тот же самый фильм, скачанный с торрентов, — уже пиратство.

Сотни каналов телевидения (и сотни радиостанций) в погоне за вниманием аудитории приучили обществу к бесплатному контенту. А когда то же самое предложил интернет, это внезапно стало проблемой.

Вторая сторона вопроса в том, что производители контента часто готовы не то что бесплатно распространять его среди пользователей, но даже согласны платить за его распространение любыми способами и на любых платформах, получая прибыль по другой бизнес-модели. Как в этом всем разобраться?

И последнее, что нужно заметить в данном контексте, — можно ли считать пиратством скачанный, допустим, фильм, который нельзя легально купить никаким способом?

Этот вопрос шире, чем может показаться на первый взгляд, и он глубоко нравственно-философский. Должен ли сознательный гражданин ограничить горизонт своего познания ассортиментом скажем онлайн-кинотеатра Ivi, районной библиотекой города Сыктывкар и «Яндекс Музыкой», за которые он заплатил, а все остальное культурное наследие человечества для себя вычеркнуть, так как оно может оказаться пиратским.

Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия