Абдулразак Гурна родился в 1948 году на Занзибаре. Вскоре после того, как в 1963 году Занзибар провозгласил независимость от британского колониального правления, произошла революция, и страна была искусственно объединена с Танганьикой, образовав Танзанию. Занзибарские арабы стали подвергаться преследованиям, и в 1968 году Гурна эмигрировал в Великобританию.
Ключевые темы писателя — колониализм, межэтнические африканские конфликты, миграция, как внутриафриканская, так и африканско-европейская. В своих романах Гурна показывает, как колониальные практики европейцев принесли обитателям Восточной Африки больше вреда, чем любые местные конфликты, споры или злоупотребления.
Гурна, как и многие его персонажи, ученый, профессор Кентского университета. Он занимается вопросами постколониальной литературы, опубликовал две книги и ряд статей, посвященных ей, и редактировал «Кембриджского компаньона Салмана Рушди».
Роман «Рай» был включен в шорт-лист, а «Дезертирство» и «У моря» — в лонг-лист Букеровской премии. В 2021 году Гурне была присуждена Нобелевская премия с формулировкой «за его бескомпромиссный и исполненный сочувствия подход к последствиям колониализма и судьбах беженцев между культурами и континентами».
О важности исторической литературы
«Художественные тексты, посвященные историческим событиям, знакомым нам лишь в общих чертах, порой помогают нам понять их лучше, чем сухие факты. Я не думаю, что важно, когда происходит действие рассказа, в прошлом или настоящем, — важна сама тема и ее трактовка».
(Источник)
О колониализме
«Мне не интересно писать о войне или уродстве колониализма. Вместо этого я хочу показать контекст, в котором существовали война и колониализм. И показать, что люди в этом контексте были живыми людьми».
(Источник)
Об исламофобии
«Исламофобия распространилась повсюду после нападения на Америку в 2001 году и начала войны с терроризмом. До войны в Афганистане и Ираке мусульмане были „пугающими“ или „террористами“, но теперь они стали „врагами“. Мусульман считают опасными и нестабильными. Все чаще в СМИ изображают мусульман — радикальных мусульман, конечно, но не всегда их — сумасшедшими фанатиками».
(Из сборника «British Muslim Fictions»)
О работе над романами
«Иногда идеям нужно время, чтобы достичь зрелости. Я работал над „Раем“ — моим романом, вошедшим в шорт-лист Букера, — десять лет. За это время я успел опубликовать еще три книги. „Гравийное сердце“ сперва было коротким рассказом о смерти матери, а потом я понял, что [в этой истории] есть еще что поисследовать, покрутить в голове».
(Источник)
О возвращении к одним и тем же вопросам
«Каждый писатель всю жизнь возделывает один, и довольно небольшой, клочок земли, просто всякий раз смотрит на него с другого ракурса. Это происходит не специально — просто нас всю жизнь волнуют одни и те же вещи. Даже если хочется переключиться на другие темы, важные для автора вопросы всплывают вновь. Они отражают способы мышления писателя, а иногда даже формируют его».
(Из сборника «Writing Across Worlds»)
О совете молодым писателям
«У меня нет другого совета, кроме как продолжать писать».
(Источник)