Сергей Гущин
основатель галереи Fragment
Сейчас все взяли паузу, но в целом чувствуется нервозность. Первый раз на моей памяти галереи в Москве пытаются объединиться и найти сообща пути выхода из кризиса. Прежде всего путем создания ассоциации по взаимодействию с правительством города, а также за счет новых форматов коммуникации. Как это повлияет в целом на рынок или жизнь той или иной галереи — покажет время. Мы, к примеру, первыми из российских галерей запустили Viewing Room. Используя международный опыт, мы доработали привычный для галерей США и Европы формат онлайн-шоурума с работами художников, трансформировав его в платформу, на которой зритель получает прежде всего новый эмоциональный опыт, а не просто магазин с пространным описанием работ. Начали с художницы Данини. В первые две недели зрителя ждет ряд домашних перформансов, также художница в прямом эфире будет создавать новые работы. Подобные «просмотровые комнаты» будут открыты для всех художников галереи с периодичностью раз в три недели.
В целом продажи упали на 80%, и для нас это критично. Плюс в том, что мы в рамках образовательного клуба Fragment Art Club, который делаем вместе с Ириной Вольской и который до этого существовал в офлайн-режиме, перешли в онлайн. Мы запустили курс по искусству, а в конце апреля появится еще один. Что касается галерейной деятельности, то мы смогли договориться с пространством «Красной стрелы», где находится наша галерея, на льготные условия. Все идут навстречу, и это внушает оптимизм.
Игорь Маркин
основатель музея «Арт4»
Продаж очень мало, но есть — на зарплату хватало. Но сейчас, наверное, остановятся. Время подумать, но голова занята бытом, детьми и любовью, вообще не до новых идей.
Мне неважно, когда [ситуация] восстановится, если осенью — это хорошо. Важнее, чтоб страна перестала деградировать; может, кризис поможет — тогда жертвы не напрасны.
Анастасия Шавлохова
основатель галереи «Сцена/Szena»
Поначалу, в январе, эта новая карантинная реальность казалась вопросом нескольких месяцев. Но уже смотря на то, что происходило в Европе, внутри галереи мы понимали, что это мировая катастрофа, которая глубоко изменит многие процессы. Если говорить о бизнесе, то мы перенесли на неопределенный срок несколько сделок. Также подвисли выставочные проекты. 7 апреля мы собирались открывать выставку немецкого художника Фабиана Кнехта. Над этим проектом мы работали больше года.
С другой стороны, я стараюсь работать над собственной оптикой восприятия событий и отношения к ним. Мы не стремимся делать бесконечные лайвстримы, но воспринимаем это время как возможность оценить проделанную работу, наметить ключевые задачи на будущее. Конечно, нас ждут финансовый кризис и перестройка систем, и мы будем к этому адаптироваться.
Сейчас мне видится важным поддерживать художников, говорить об их практике, не замыкать это только на локальное комьюнити, расширять круги заинтересованных потенциальных клиентов галереи. Я все больше склоняюсь к видению галереи как проводника, дающего возможность интересующемуся человеку вплотную соприкоснуться с живым творческим процессом. В свою очередь для художников галерея является партнером, создающим возможности для работы и финансовой независимости.
Мы планируем и в дальнейшем делать все возможное, чтобы этот баланс работал. В ближайших планах создание своего собственного магазина, участие в нескольких международных ярмарках, коллаборации с дружественными институциями и показ на их площадках художников галереи. За месяц количество подписчиков галереи [в инстаграме] перевалило за две тысячи, и большая часть — это иностранцы. Мы получаем позитивный отклик мирового сообщества, о нас пишут на международных сайтах, и есть запросы от коллекционеров. Конечно, важным фактором нашего внутреннего спокойствия является то, что галерея находится в уникальном месте — пространстве «Рихтер». Настя Ефимова создала уникальный проект про единомышленников. Именно сейчас люди все больше возвращаются к важности таких проектов и глубинного посыла, заложенного в них. Онлайн-реальность не эмпатична, она не может заменить важность человеческого общения, встреч, живого обмена идеями.
Александра Лекомцева
соучредитель онлайн-галереи и аукциона Sample
В начале пандемии, в марте, до реальных запретов продажи выросли, и был активный момент с ежедневными продажами. С началом ввода правил самоизоляции активность затихла.
Во-первых, людям стало не до шопинга: кто‑то запасался необходимым, кто‑то паниковал, мы следовали советам не выходить из дома и проинформировали подписчиков и клиентов о прекращении работы.
Во-вторых, Sample работает с аудиторией, которая сейчас в группе риска по банкротству, и сокращениям доходов: предприниматели, менеджеры крупного бизнеса, креативный класс.
Но Sample в любом случае в более выгодном положении, чем многие другие галереи, — мы изначально онлайн-проект, работаем без офиса и постоянного пространства, у нас небольшая эффективная команда. Мы вкладывались в технологии со дня основания: хороший сайт-магазин, платформа для проведения онлайн-аукционов.
Именно сейчас у нас есть возможность использовать эти преимущества: 12 апреля мы открыли онлайн-выставку и аукцион, которые будут работать до 3 мая. И хотя они только открылись, мы видим продажи на сайте, то есть активность помогает продажам даже в такое непростое время. Сейчас оформление и доставка работ проходят в чуть замедленном режиме, с соблюдением всех необходимых мер безопасности.
Что касается бизнес-составляющей и прогноза, то с галерейным бизнесом так же, как и с любым другим: выживут сильнейшие, те, у кого есть «подушка безопасности» — средства к существованию, не зависящие напрямую от результатов продаж галереи.
Мы стараемся не унывать и развивать наш проект с новыми силами и работаем над созданием совместных выставок с дружественными галереями, у которых нет онлайн-ресурса.
Анна Гвасалия-Овчаренко
партнер группы компаний Ovcharenko
Что касается арт-рынка, то он имеет большую живучесть и неоднократно менял инструменты работы в своей истории. Так и будет в этот раз. Наверняка будет больше диджитал-контактов, причем перестройка идет на ходу. Но вся работа не уйдет в онлайн, искусство не двухмерно и сложно для этого.
Мы в [аукционе] Vladey инициировали серию торгов «Все по 100 на карантине» (стартовая цена каждого лота — €100. — Прим. ред.) и проводим торги каждую субботу. Все идет успешно, коллекционерам интересно, и они поддерживают наши усилия.
Кто и что выиграет в результате изменений, трудно предсказать. Надеемся, что художники в этот период будут радовать новыми работами, тогда и арт-рынок останется в победителях.
Алина Крюкова
основатель галерейного проекта A-s-t-r-a
Сегодня сложно представить, что всего месяц назад я была в Нью-Йорке и участвовала со специальным проектом в Spring/Break Art Show, где очередь на вход была на многие сотни метров по Мэдисон-авеню.
Я вспоминаю, как мираж из прошлой жизни, арт-сцену оживленной, бурлящей, полной людей, ожиданий, планов и продаж: Armory Show, Independent, Art on Paper и несколько других ярмарок этого марта были пропитаны оптимизмом, и это читалось на лицах как галеристов, кураторов, посетителей, так и художников, с большим количеством которых я успела пообщаться во время Spring/Break. Я застала момент закрытия галерей-гигантов в Челси и успела на одном из последних самолетов вернуться из закрывающей границы Америки.
Сегодня вся реальность офлайн-площадок обнулилась. С одной стороны, это срывает планы, отменяет выставки, ставит большой вопрос о формате продвижения художников на значимых международных ярмарочных площадках и заставляет сокращать все, что возможно, из расходов. Но, с другой стороны, открывает очень большие возможности — начиная от разговоров о поддержке галеристов со стороны государства, продолжая реальными мерами, которые сейчас активно предоставляются. Это начало большого пути диалога частных инициатив в сфере культуры и государства.
Плюс интернет давно был наиболее удобной площадкой для подбора искусства, о чем несколько последних лет свидетельствуют отчеты глобальных лидеров онлайн-торговли предметами искусства. Плюс клиент, за которым сегодня так все охотятся, ставший уже нарицательным «новый коллекционер» в силу возраста привык использовать онлайн-платформы для совершения покупки или формирования запроса.
Открытый доступ к огромному числу музеев, галерей, мастерских и выставочных залов, мигом возникшая с началом пандемии мода на интеллектуальный досуг неизбежно повышают интерес, осведомленность и насмотренность и в современном искусстве.
Плюс надо учитывать, что время, проведенное дома, заставляет пересмотреть дизайн, образ и наполненность своего жилища — у многих на стенах либо ничего, либо случайность, а чаще что‑то, с чем «не о чем поговорить». И вот это как раз и дает мне надежду.
Многие видят, что коллекция туфель и платьев без возможности демонстрации и при скоротечности сезонов — не самое удобное вложение в самопозиционирование. А собственная уникальная коллекция искусства, которая максимально оригинальным путем раскрывает индивидуальность владельца и дает безграничные возможности для саморазвития и роста, — это что‑то сообразное изменившемуся духу времени.
Относительно продаж я оптимистична — у нас достаточное количество запросов как от постоянных клиентов, так и от тех, кто нашел нас в процессе изучения искусства, есть продажи. Здесь срабатывает еще то, что некоторые из художников, которых я представляю, дали специальные «карантинные условия» на цены на свои работы, что также дает возможность использовать ситуацию пандемии с выгодой для обеих сторон.
Относительно планов — сейчас в процессе подготовки много интересного контента от художников, и, конечно, с оптимизмом готовимся к осени и новым офлайн-проектам как в России, так и на международных площадках. Искусство необходимо человеку как воздух, как звезда, которая выведет из любого шторма, поэтому я не вижу поводов для упаднических настроений. Кризис — это всегда точка роста.