Призовой фонд достигнет рекордных размеров
В отличие от традиционного спорта, где все зависит от спонсоров и инвесторов, в киберспорте все куда интереснее. Компания Valve, издатель Dota 2, с третьего чемпионата мира выпускает виртуальный справочник для фанатов игры, который продается за деньги. Со временем он стал чем‑то большим, чем просто набором символических подарков. Теперь это интерактивная система, которая каждый год на время добавляет новые режимы, фэнтези-лигу и уникальные предметы. 25% от всех продаж уходят в призовой фонд The International.
Учитывая, что чемпионат мира по «Доте» завершится 25 августа, есть все шансы, что Valve отметит рекордный максимум в $35 млн призовых. Впрочем, доходы компании тоже пройдут важный рубеж — $105 млн с одного турнира.
Ожидания оправдались?
Кажется, нет. В предпоследний день турнира в призовом фонде The International было 34 241 402 доллара. Вряд ли недостающие 750 тысяч наберутся за один день. Но это все еще почти на 10 миллионов больше призового фонда прошлого турнира.
Наши команды сыграют в гранд-финале
Удивительная история: пока в футболе игрока «Зенита» не вызывают в сборную Украины, потому что он выступает за российский клуб, в киберспорте остаются верны спортивным традициям и держатся в стороне от политики. На The International наш регион представляют Virtus.pro и Natus Vincere — два клуба с большой историей, примерно как московский «Спартак» и киевское «Динамо». Увидеть их в гранд-финале — немыслимое счастье. Однако в 2019 году у них подобрался такой состав участников, что хорошо, если обе команды дойдут без приключений до топ-8.
По-настоящему высокие шансы на победу есть только у Virtus.pro. И лишь бы они снова не остановились на 5–6-й строчке третий год подряд.
Ожидания оправдались?
Нет, Natus Vincere плохо сыграли в групповом этапе, упали в нижнюю сетку и вылетели наа первом этапе — они проиграли Mineski, коллективу из Юго-Восточной Азии. Они заняли 13–16 место.
Virtus.pro выступили лучше, но намного хуже той игры, которую они показывали в прошлом году. Несмотря на то, что команда хорошо закончила сезон 2018–2019 — выиграла два больших турнира, а еще на двух заняла второе место, — групповой этап The International оказался для нее сложным. Virtus.pro находилась в самом низу таблицы и только в последний день набрала очки, чтобы попасть в верхнюю сетку турнира. В плей-оффе она сначала проиграла PSG.LGD, сильному китайскому коллективу, а потом RNG, другому китайскому коллективу, от которого никто не ждал хороших результатов.
Это тяжелое поражение, и мидер команды Владимир No[o]ne Миненко не уверен, что в следующем году Virtus.pro приедет на турнир в том же составе. В прошлом году команда закончила The International на 5–6 месте, в этом — на 9–12 месте. «Основа нашего текущего состава по «Доте» играет вместе чуть больше трех лет, — заявил генеральный менеджер команды Роман Дворянкин. — Сейчас очевидно, что мы достигли своего предела».
Действующие чемпионы не защитят титул
Если бы в 2018 году нашелся режиссер, пожелавший снять драму о киберспортивной команде, он бы сделал фильм о европейском клубе OG. Тут история и о вековой дружбе, и о внезапном предательстве, и о преодолении боли, и о выходе на The International, и о неожиданных победах в сетке плей-офф, и о драматичном гранд-финале с главными фаворитами сезона, по которому Valve сняла свою документалку. 2018 год был годом OG. Команда с харизматичным капитаном N0tail и французским тренером 7ckngMad, который вынужденно возобновил карьеру, стала чемпионом мира.
Но так бывает только раз жизни. Если это случится дважды, да еще и в Шанхае, можно снимать новую версию «Рокки» или «Тони против всех».
Ожидания оправдались?
Да. Познакомьтесь, первые двухкратные чемпионы The International — европейская команда OG, в которую еще год назад не верил вообще никто. OG выиграли прошлый турнир, а потом ушли в отпуск: выступали слабо, а керри команды Ana на время оставил киберспорт. Только через полгода они снова собрались вместе. OG за весь турнир не проиграли ни одной игры — всего лишь два раза сыграли вничью на групповом этапе. Зато постоянно придумывали неожиданные комбинации героев, например, саппорт на позиции керри, и небанальные стратегии, например, забегать за вражеские вышки до пятой минуты. В итоге OG создали мету The International 2019: их комбинации героев и стратегии начали повторять другие команды, правда, ни у кого не вышло так же хорошо.
Китай не оправдает ожиданий болельщиков
Уже вижу, как болельщики Vici Gaming и всех других китайских команд бросают в меня помидоры. Но для китайских клубов The International — все, закончился. Они готовятся к чемпионату мира, как к Олимпийским играм, а для фанатов, как и для киберспортсменов, не существует других мест, кроме первого. Даже вторая строчка воспринимается провалом.
Китайские команды всегда играли в гранд-финалах The International, кроме 2013 года, а четные годы считались для них временем триумфа. В финале 2018-го традицию прервали, сейчас Запад берет свое, а Китай догоняет. На чемпионате в 2019 году страну представляет меньше клубов, чем обычно. The International в Шанхае оказывает еще больше давления на китайских игроков, чем обычно. С таким стрессом могут не справиться даже эти роботы.
Ожидания оправдались?
В целом, да. Два сильнейших китайских коллектива — Vici Gaming и PSG.LGD — показали хорошую доту в плей-оффе: это и академичная игра, и блестяще исполненные командные сражения. Но их подвела консервативность. Обе команды не смогли подстроиться под постоянно меняющиеся правила The International и пытались играть теми наборами героев и тактик, к которым давно привыкли. Их обыгрывали еще на этапе набора героев: противники выбирали или более актуальных героев, или показывали необычные комбинации, или играли в непривычном темпе, а китайские спортсмены не могли к этому приспособиться. PSG.LGD была в шаге от гранд-финала The International, но проиграла Team Liquid, чемпионам 2017 года.
На The International коронуют двукратного чемпиона мира
Каждый год фанатов «Доты» волнует один вопрос: сможет кто‑нибудь, наконец, поднять главный трофей во второй раз? Далеко не все, кто участвовал в первом The International восемь лет назад, продолжают играть: карьера киберспортсмена порой скоротечна и изнурительна.
Но есть человек, в чьей решимости не приходится сомневаться, — эстонец Клемент Puppey Иванов, чемпион The International и легендарный капитан Team Secret, способный находить неизвестных самородков и превращать их в лучших игроков мира. За последний год он построил яркую и непредсказуемую для соперника команду. Если кто‑то и должен стать первым двукратным чемпионом мира, то только он.
Ожидания оправдались?
Да, но не совсем. Team Secret великолепно окончила сезон: выиграла два больших турнира, вышла на первое место по очкам, показала смелую доту. Но The International у нее не задался, а игровой стиль внезапно стал аккуратным, неуверенным и с кучей мелких ошибок. В плей-оффе Puppey был несколько раз близок к вылету, но, тем не менее, адаптировался, придумал небанальную стратегию и довольно легко обыграл Vici Gaming, китайскую команду с агрессивным стилем игры, которая считалась фаворитом матча.
Путь Team Secret на The International закончился на игре с чемпионами 2017 года из Team Liquid. В итоге команда заняла четвертое место — это лучший результат за ее историю. В послематчевом интервью Puppey признался, что его команда не справилась с давлением на турнире и, несмотря на свою способность быстро адаптироваться, не нашла подход к новым стратегиям, которые другие коллективы придумали прямо по ходу турнира. Он не стал двухкратным чемпионом, но не выглядел человеком, который раздавлен поражением.