В 2018-м в киберспорт с большими деньгами пришли проблемы, о которых раньше не задумывались, успех одной лиги соседствовал с провалом другой, радость от побед — с испанским стыдом. И так целый год — как тут соскучиться? «Афиша Daily» попросила редактора сайта «Чемпионат.com» Георгия Ядвидчука рассказать о главных киберспортивных событиях года.

Успехи года

Лига по Overwatch, в которую никто не верил

Еще до запуска самого масштабного проекта компании Blizzard в сообществе крутили у виска: ну как выживет франшизная лигаСистема, которая сложилась в американском традиционном спорте: команд привязаны к городам, играют сезоны, но не перемещаются между высшими и низшими лигами. без большой фан-базы? Но когда стало известно, что за один слот в Overwatch League владельцы команд отваливали от 2 до 20 миллионов долларов, у экспертов прихватило сердце. Большинство ожидало провала, а вышло, наоборот, хорошо: спонсоры оказались готовы вкладываться, а болельщики — платить и смотреть. Во втором сезоне новым участникам — а их шесть — пришлось отстегнуть за входной билет уже по 30–60 миллионов долларов. Это поражает.

И чемпионы, в которых тоже никто не верил

Эпический переворот в одном из финальных матчей OG, андердогов, в которых никто не верил, против PSG.LGD, фаворитов, которых все заранее считали чемпионами

Классическая история Золушки на The International 8. За два месяца до турнира команда OG, будущие чемпионы мира по Dota 2, осталась без капитана Тала Fly Айзика и одного из самых умных игроков — Густава s4 Магнуссона. Пока трое сбитых летчиков из OG искали и наигрывали новых участников, аналитики ставили их на последние места, ведь никто не верил, что они способны хотя бы выйти из группы. Но OG не только пробилась в плей-офф — команда Себастьяна Ceb Дебса и Йохана n0tail Сундштайна катком проехалась по всем соперникам, в том числе и по новой команде бывшего капитана, а в финале выдала серию года. За достижения двух игроков OG из Финляндии пригласили в президентский дворец на прием в честь Дня независимости страны. А компания Valve 15 января выпустит документальный фильм о триумфе OG.

Провалы года

Конец киберспорта по Heroes of the Storm

Cамые шокирующие новости прилетели, откуда не ждали. Компания Blizzard, которая всегда старалась поддерживать игры до последнего, перевела 75% разработчиков игры Heroes of the Storm в другие проекты, а киберспортивное направление и вовсе закрыла. Это стало шоком как для создателей игры, так и для сообщества, пострадали профессиональные и студенческая лиги.

На выставке BlizzCon 2018 сотрудники компании делились планами на будущее и обещали поддержку на прежнем уровне (даже показали нового героя), но потом что-то изменилось. Даже внутри компании многие узнали о решении топ-менеджмента за два дня до официального анонса.

Раньше уже бывали ситуации, когда компании вынужденно закрывали соревновательное направление, потому что киберспорт — маркетинговый инструмент, где все крутится вокруг денег. Но никогда раньше этого не делала Blizzard. Сообщество восприняло происходящее с тревогой: а что если подобное ждет Overwatch и другие популярные игры? С этой мыслью перейдем в 2019-й.

Провал бессмысленной лиги НБА

В 2017 году в НБА решили построить свой киберспорт по игре NBA 2K18 с призовыми и шоу. Под проектом NBA 2K League подписались ведущие клубы лиги, — а точнее, их киберспортивные филиалы Lakers Gaming, Celtics Crossover Gaming, Hawks Talon GC и другие, — но оказалось, что соревнования по баскетбольному симулятору мало кому нужны. Пиковый показатель игр плей-оффа едва превышал 62 тысячи зрителей. Для сравнения, на трансляции популярного стримера Dakotaz приходят примерно 30 тысяч человек. И если до запуска чемпионата медиа гадали, зачем это функционерам НБА, то после о них особо и не вспоминали.

Расистский скандал в Китае

Ролен Андре Skem Габриель Онг, бывший участник compLexity Gaming, и Карло Kuku Палад из TNC Predator — главные герои осени, которые попали в десятки статей. И все из-за глупости. Первый несмешно пошутил во время турнирного матча по Dota 2 и перед игрой с китайской командой написал в чат «ching chong». Эта оскорбительная фраза высмеивает звучание китайского языка и считается расистским. Спустя несколько часов Kuku повторил глупость в обычном рейтинговом матче. Нужно ли объяснять, почему китайское сообщество с факелами и вилами кинулось возмущаться в соцсетях?

Руководство compLexity Gaming попыталось быстро исправить ситуацию, но ситуация с Kuku затянулась. Из-за бездумных поступков менеджера и вранья вместо искренних извинений организация лишилась спонсора в Китае и запятнала репутацию. Потом за дело взялось муниципальное правительство Чунцина: чиновники постановили, что если эти двое появятся на чемпионате серии мейджор The Chongqing Major 2019, то турнир отменят.

Издатель Dota 2 до последнего не вмешивался в ситуацию, но потом поставил жирную точку: клубу выписали штраф и официальный бан Kuku на один чемпионат.

Подробности по теме
Почему в России мало киберспорта: отвечает президент Федерации компьютерного спорта
Почему в России мало киберспорта: отвечает президент Федерации компьютерного спорта

Люди года

Самый популярный стример в мире

Тайлер Ninja Блевинс

Тайлер Ninja Блевинс и до выхода «королевской битвы» в Fornite был популярным и успешным стримером. Но стоило ему провести один стрим с Дрейком и поставить рекорд на Twitch-трансляциях — 635 тысяч зрителей в пике, — как его жизнь круто изменилась. Он получает награды, за ним охотятся ведущие медиа, а сам он ходит на шоу к Джимми Фэллону. Блевинс отказывается от участия в турнирах, зарабатывает по полмиллиона долларов и постоянно считает подписчиков: за один час интервью The New York Times он потерял 200–300 человек, а пять дней на игровой выставке E3 обошлись ему в 100 тысяч подписчиков. В общем, быть самым большим стримером не так просто.

Человек, который обыграл корейцев в StarCraft II

Йоона Serral Сотала — 35-й чемпион мира по StarCraft и первый чемпион не из Южной Кореи. С момента выхода игры никто не мог составить корейцам конкуренцию, поэтому они коллекционировали трофеи и хоронили героев с Запада одного за другим. Так было в StarCraft: Brood War, так продолжилось и в StarCraft II. Но 20-летний Сотала ни разу не проиграл в 2018 году, он создал свою систему тренировок, превзошел любого оппонента тактически и психологически. Превосходство 1000-го уровня.

И еще один человек, который победил в StarCraft II

Саша Scarlett Хостин — трансгендерная девушка, которая предпочитает держаться особняком от любых скандалов. Она не любит излишнего внимания со стороны прессы, и уж тем более ей не нравится говорить. Все, чего она хочет, — соревноваться в StarCraft II. В феврале 25-летняя уроженка Канады стала чемпионкой Intel Extreme Masters, турнира, который проводился в Пхенчхане при поддержке Международного олимпийского комитета, и развалила в финале игрока из Южной Кореи. Обыграть корейца на родной земле, где StarCraft долгое время считалась чуть ли не национальной игрой, — настоящее событие.

Подробности по теме
Познакомьтесь с Winstrike Team — сенсацией киберспорта в СНГ и The International 2018
Познакомьтесь с Winstrike Team — сенсацией киберспорта в СНГ и The International 2018

Рекорды года

Невероятно большие призовые в Fortnite

Забудьте про Minecraft и PlayerUnknownʼs Battlegrounds. Целый год новости про Fornite доносились из каждого патефона: Антуан Гризманн, чемпион мира в составе сборной Франции, станцевал эмоцию из «королевской битвы», когда праздновал гол, Дели Алли из «Тоттенхэм Хотспур» забил на просмотр матча Лиги чемпионов «Бавария» — «Реал» из-за стрима с партнером по команде. «Королевская битва» приносит сумасшедшие деньги разработчику Epic Games, поэтому для них выделить 100 миллионов долларов на призовые соревнования на следующие полтора года — как метнуться в магазин за хлебом. К развитию киберспортивного направления есть вопросы — но кому какое дело? Курица несет золотые яйца, и так будет еще как минимум год.

Невероятное (но подозрительно большое) число зрителей в League of Legends

Трансляции финала чемпионата мира 2018 года по League of Legends смотрели 100 миллионов зрителей, и это абсолютный рекорд в киберспорте. Для сравнения, Супербоул, финал Национальной футбольной лиги США, в 2018 году смотрели 111 миллионов человек. Правда, 90% зрителей League of Legends приходилось на Китай, где местные стриминговые сервисы давно и нагло накручивают ботов и завышают показатели. Компания Riot Games, создатели League of Legends, перепроверила данные — получилось 99,6 миллиона зрителей. Но в достоверности результатов все равно сомневаются. Китайские компании используют цифры с трансляций в разных отчетах и презентациях, но они совершенно не отображают реальность. Так что из-за Китая страдает вся индустрия.

Тренды года (в основном старые)

Искусственный интеллект хорош, но не слишком сильно

Матч ботов против звездных игроков, которые ушли из профессионального спорта

Компания OpenAI — кстати, ей занимается Илон Маск, — пытается создать безопасный искусственный интеллект. Чтобы совершенствовать нейронные сети, авторы проекта обратили внимание на Dota 2, потому что она идеально подходит для исследований. На The International 2017 разработчики представили бота, чтобы сражаться один на один, — и он вынес всех. В 2018-м на турнир привезли целую команду, каждый бот в которой за день наигрывал столько, сколько человек смог бы наиграть за 180 лет. Но они все равно уступили пятеркам профессиональных игроков.

В киберспорте все больше денег

Тренд 2017 года, который перешел в 2018-й. Стартапы, холдинги и киберспортивные организации поднимали миллионы, например, как в случае с клубом Cloud9, от скромных 1–2 миллионов долларов до сумасшедших 50 миллионов. В списках инвесторов постоянно мелькали венчурные капиталисты, спортивные функционеры, Дрейк и звезда НБА Стефен Карри. Правда, под конец года возник вопрос: а не надуют ли рынок деньгами так, что все рухнет?

Но на Олимпиаде киберспорта, кажется, не будет

Еще один тренд из 2017-го, который, видимо, продолжится в 2019-м. Весь год президент МОК Томас Бах вместе с подчиненными крутил одну и ту же пластинку: киберспорт на Олимпиаде? Да, это возможно. Но вот жестоким играм там не место. Нет, это противоречит олимпийским ценностям. Каждый раз ответы выходили как под копирку. Своим невнятным бормотанием Бах и компания достали всех, и никто так и не понял, о каких ценностях шла речь. В итоге, все сошлись на мнении, что киберспорт проживет и без Олимпиады, а МОК хочет денег, много денег.