В девяностые годы в России произошел бум эзотерики
Конечно, в нашей стране всегда существовали люди, которые колдовали, гадали и предсказывали по звездам, а с XVIII века даже состояли в масонских ложах. Но только после распада СССР эзотеризм сформировался как отдельная сфера общественного сознания и важная область медиарынка, появился круг людей, готовых называть себя приверженцами тайных учений. В советское время «невероятное» занимало важное место в научно-популярной литературе, но обычный для стран Запада эзотеризм отвергался как реакционное явление, враждебное советской идеологии. Ее крах и легализация практик и движений, прежде существовавших в интеллектуальном и экономическом подполье, в девяностые годы породили огромный спрос на мистические знания.
Об эзотерике стали много писать — в том числе в научно-популярных СМИ
С конца восьмидесятых «Комсомольская правда», «Наука и религия», «Наука и жизнь» начали регулярно публиковать материалы по околоэзотерическим темам, на которые прежде было наложено табу. В 1990 году в Ленинграде вышел первый номер газеты «Аномалия» — первого периодического издания, посвященного «непознанному». В последующие годы на читателей обрушилась лавина новых федеральных и региональных печатных СМИ, вещавших о таинственном и эзотерическом — в том числе многотиражные газеты «Оракул», «Тайная власть», «НЛО», «Эра Водолея». К концу девяностых журнал «Огонек», прежде обладавший репутацией диссидентского издания, печатал откровенно симпатизировавшие эзотеризму статьи.
Людей интересовала астрология, альтернативная медицина и НЛО
Алексей Конаков в книге «Убывающий мир: история „невероятного“ в позднем СССР» пишет о трех важных для того времени темах: уфологии, альтернативной медицине и скрытых способностях человека. В девяностые годы интерес к этим областям сохранился. Обсуждения НЛО и внеземных цивилизаций появились в телепередачах, прессе и специальной литературе. Альтернативная медицина шагнула почти в каждый российский дом: Аллан Чумак в эфире федеральных каналов заряжал банки с водой, которые люди ставили перед телеэкранами и радиоприемниками.
ПарапсихологиейПсевдонаучная дисциплина, поиск сверхъестественных психических способностей людей, животных и растений. стало заниматься сразу несколько независимых объединений исследователей, зачастую оснащенных довольно сложной техникой. К концу десятилетия наиболее известной из таких ассоциаций стала Российская академия естественных наукВ состав академиков входили в том числе люди далекие от науки: от ведущего программы «Очевидное — невероятное» Сергея Капицы до руководителя Чечни Рамзана Кадырова. , изначально созданная вне эзотерического контекста.
Огромную популярность приобрела астрология, в информационную рутину вошли прогнозы. Самыми известными астрологами в девяностые стали Павел и Тамара Глоба. Они основали свою особую «авестийскую» традицию, которую связывали с духовным наследием зороастризмаОдна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратустры.. Павел Глоба долгое время выступал в СМИ с предсказаниями событий в мировой политической, экономической и духовной жизни.
Эзотерики оказывали услуги частным клиентам
На рынке процветали астрологи, предсказатели, экстрасенсы, целители, колдуны и колдуньи. К ним обращались для решения проблем в частной жизни и бизнесе. Оккультисты регулярно помогали политикам девяностых. В разное время клиентами эзотериков называли президента России Бориса Ельцина, лидера партии ЛДПР Владимира Жириновского, председателя правительства Виктора Черномырдина.
Эзотерики и сами поддерживали легенды о своей связи с властью. Маг Юрий Лонго в одной из телепередач «вычислил» в качестве профессионального колдуна Михаила Горбачева по характерному жесту потирания рук, который президент СССР делал во время встреч с советскими гражданами.
Значительную часть книжного рынка захватила магия
Наибольшим спросом пользовалась народная магия, которую публика знала еще по дореволюционным восточнославянским этнографическим собраниям. Обычной техникой магического действа был заговор, разные его виды описывает в двух сотнях своих книг Наталья Степанова. Всероссийскую известность приобрел Юрий Лонго. В своих сочинениях он сочетал сексуальные практики из даосских трактатов с ритуалами западных оккультных орденов. Лонго выступал в СМИ, левитируя и воскрешая мертвых, при этом рекламируя собственную школу «белой магии» и даже намекая, что создает на ее основе некую «практическую религию».
Огромным спросом в девяностые пользовались различные системы нетрадиционной медицины и саморазвития. Как правило, они носили подчеркнуто авторский характер, а некоторые из них популярны и сегодня. В это время, например, начал свою карьеру Геннадий Малахов — в своих книгах, продававшихся миллионными тиражами, он рекомендовал лечиться мочой и керосином. Уже в десятых он вел ток-шоу на Первом канале.
В этом контексте оказалось востребовано и наследие русских эзотериков прошлого: заново или впервые издавались труды основательницы теософии Елены Блаватской, художника и мистика Николая Рериха, визионера Даниила Андреева, оккультиста Григория Мёбеса. Также начали переводить труды классиков оккультизма — магов Папюса и Алистера Кроули, оккультиста-энциклопедиста Мэнли Холла и многих других.
Эзотерические представления имели огромный вес в российской жизни того времени
Российско-украинское религиозное движение ЮСМАЛОС в 1993 году проповедовало скорый конец света и пришествие нового Мессии в лице своего лидера Марии Дэви Христос (Марии Цвигун). В своем учении юсмалиане опирались на элементы теософии Елены Блаватской: представление об универсальной энергии «фохат», теорию смены на Земле «корневых рас» и учение о духовной эволюции космоса. Попытка последователей Марии Дэви Христос захватить собор в Киеве осенью 1993 года и последующее тюремное заключение лидеров движения было представлено российской аудитории как пример неудавшегося оккультного путча, что во многом способствовало успеху Русской православной церкви в ее попытках овладеть постсоветскими умами.
Другим ярким явлением маргинальной политики девяностых стала созданная в Петербурге группа «Внутренний предиктор СССР». Эта национал-коммунистическая протопартия заявляла своей целью «спасение» России от господствующих над ней темных сил во главе с евреями и международными корпорациями, за которыми, разумеется, стоят враждебные человечеству инопланетные силы. При этой группе оформилось общественное движение «К Богодержавию!», представители которого участвовали в местных выборах и выступали с лекциями перед депутатами Государственной думы в 1996 году. Антихристианство, недоверие к современной цивилизации, уфологические и теософские верования дополнялись стремлением пропагандировать «здоровый образ жизни», которое было основано на положениях эзотерической медицины и языковой мистике — так как правильная русская речь якобы имела магическую силу. Лидер движения, генерал-майор Константин Петров, реорганизовал его в Концептуальную партию «Единство», участвовавшую в парламентских выборах в 2003 году.
Возродилось масонство
Великая национальная ложа Франции, принадлежащая к традиции так называемого регулярного масонства, в 1995 году помогла учредить Великую ложу России. Она объединила большую часть появившихся к тому времени в стране небольших лож. В то же время в популярной культуре получили распространение антимасонские представления, связанные с конспирологическими теориями о «мировом правительстве», враждебном большей части человечества.
Возникло движение «Звенящие кедры России»
Их еще называли анастасиевцами — по имени главного персонажа книг Владимира Мегре, сибирской целительницы Анастасии. Наверняка вы видели эти зеленые издания с белокурой женщиной на обложке. В основе анастасийства — неоязыческий взгляд на природу как божественное начало. Ей якобы противостоит цивилизация, уводящая человека от его истинного предназначения. Согласно учению Мегре-Анастасии, чтобы решить проблемы современного мира, надо, во-первых, вести здоровый образ жизни, во-вторых, овладеть эзотерическими техниками, связанными с развитием «тонкого чувства» и «биоэнергетики», в-третьих, жить в независимых экопоселениях в гармонии с природой и мире с другими людьми. Анастасиевские общины распространились не только по России, но и за ее пределами — например, они появились в Германии, США, Венгрии. Некоторые исследователи относят «Звенящие кедры России» к тоталитарным сектам.
Получило распространение славянское язычество
С середины семидесятых годов в Советском Союзе складывалось славянское неоязычество, но первые общины родноверов появились в начале девяностых, причем в них язычество переплелось с эзотерикой. Один из ярких примеров — религия инглиизм, основанная Александром Хиневичем в Омске. В ней поклонение славянским дохристианским божествам сочеталось с альтернативной историей, расистскими конспирологическими теориями и сложной системой эзотерической письменности. В учении Хиневича есть и заселение Земли славянами из космоса, и инфернальные «серые», управляющие миром через евреев, и несколько славянских алфавитов. Изучив их, славянин открывает тайны космоса и преображается внутренне, становясь достойным своих великих предков. В отличие от многих современных неоязычеств, инглиизм оказался религией книги: четыре тома «Славяно-арийских вед», ставшие образцом правоэзотерической эклектики девяностых, в 2015 году были признаны экстремистским материалом.
Эзотерика никуда не исчезла
Девяностые годы стали временем бурного развития и усвоения эзотерических идей. Этому способствовали, с одной стороны, свобода слова и рынка — особенно рынка печатной продукции и СМИ, с другой — пресловутый «духовный вакуум», который оставил после себя неудавшийся советский эксперимент. Несмотря на укрепление позиции традиционных религий и государственнических идей в последующие десятилетия, эзотерическое по-прежнему является частью российской реальности.