В открытом космосе в результате столкновения с обломками спутника серьезное ранение получает космонавт Олег Богданов (Олег Новицкий). Ему требуется срочная медицинская помощь, но возвращение на Землю он не переживет, поэтому ЦУП решает отправить на МКС хирурга, который смог бы провести операцию в экспериментальных условиях. Наиболее вероятный кандидат — доктор Владислав Николаев (Милош Бикович), однако руководитель полетов Волин (Владимир Машков) решает отправить его коллегу — Евгению Беляеву (Юлия Пересильд), которая после гибели мужа (Михаил Тройник) в автокастрофе одна воспитывает проблемную дочь (Варвара Володина) и беспокоится за болезненную мать (Елена Валюшкина). Женя не горит желанием лететь в космос, но куда деваться? В операции ей будут ассистировать космонавты Антон Шкаплеров и Петр Дубров.
Когда на «Кинотавре-2009» на фоне артхаусных драм «новой русской волны» показали восхитительно «плохое кино» Клима Шипенко — тарантиноидФильм в духе Квентина Тарантино. с клинт-иствудовским названием «Непрощенные», — сложилось впечатление, что наконец-то в России появился режиссер, который пока не умеет, но очень хочет делать жанровое кино, причем по всем законам голливудского сторителлинга — не зря же он учился киношному искусству в Лос-Анджелесе! Все эти 14 лет Шипенко оттачивал мастерство и прогрессировал прямо на глазах. Пробовал себя в майндфак-триллере («Кто я?»), «истории успеха» а-ля «Социальная сеть» («Как поднять миллион. Исповедь Z@drota»), романтической комедии («Любит не любит») и космодраме («Салют-7»), пока в 2019 году не сорвал кассовый куш с комедией «Холоп» и не снял свой лучший на данный момент фильм — корейский по духу триллер «Текст».
Тем обиднее осознавать, что в апреле 2023-го (светская премьера прошла в День космонавтики) у него вышла еще одна космодрама, «Вызов», которую, в отличие от «Непрощенных», можно не в шутку, а всерьез назвать плохим кино, потому что в ней есть все худшее, что свойственно отечественному кинематографу: великодержавный пафос, как в «Викинге» и «Союзе спасения», бесстыдные рекламные интеграции, как в «Дозорах», имперский феминизм («Везде, где есть русская женщина, там есть притяжение»), кринжовая драматургия и безбожно затянутый трехчасовой хронометраж. Да, «Вызов» идет примерно столько же, сколько «Аватар: Путь воды», но надо ли говорить, что Клим Шипенко все-таки не Джеймс Кэмерон?
Фильм грешит неоправданными повторами. Режиссер так тщательно, словно птица птенцам, разжевывает свою мысль, что сцена автоаварии, унесшая жизнь мужа героини Пересильд, будет повторяться на репите несколько раз, пока даже до самого невнимательного зрителя на галерке не дойдет, что хотел сказать постановщик. Возможно, продюсеры (среди которых — Константин Эрнст) таким образом хотели перестраховаться после провала «Союза спасения», который обвиняли (например, Bad Comedian) в запутанном сюжете. Но проблема «Союза» была не в запутанном сюжете, а в чудовищном, невнятном монтаже, из‑за которого было непонятно, что происходит на экране. Шипенко кино монтировать умеет, поэтому после хитро устроенного «Текста» мучительно больно видеть, как в «Вызове» он в снисходительно доходчивой форме работает на первоканальную аудиторию, которую может испугать сложный нарратив. Эй, эта картина простая, чтобы каждый растаял! Нет, растает не каждый.
Но главный вопрос, который возникает к «Вызову», даже не художественного, а производственного толка: зачем было лететь в космос, если сейчас все можно нарисовать на Земле? К тому же в фильме точно есть несколько нарисованных космических сцен. Шипенко в интервью в «Вечернем Урганте» объяснял необходимость полета тем, что в невесомости кинокамера выдает такие ракурсы, которые сложно сымитировать на Земле. Не знаю, во время просмотра «Вызова» у меня не было ощущения, что все, что в нем показано, я раньше не видел в кино. Например, в той же «Гравитации» Альфонсо Куарона, которую Шипенко не устает с любовью цитировать, ведь «Вызов» тоже рассказывает о том, как важно научиться отпускать любимых людей, особенно в космосе.
Однако несправедливо будет сказать, что в «Вызове» совсем нечего посмотреть. Шипенко — умелый режиссер, поэтому в фильме есть несколько виртуозно поставленных эпизодов. Скажем, продолжительная сцена с Пересильд в центрифуге. Или вся хирургическая операция в невесомости. Только всего этого недостаточно, чтобы назвать «Вызов» хорошим фильмом. Потому что это, строго говоря, не кино, а выставка национальных достижений, трехчасовое промо Роскосмоса. Выясняется: чтобы снять классную картину про космос, необязательно лететь в космос. Это доказывает не только «Гравитация», но и шипенковский «Салют-7».
Евгения Ткачева