Великий сайфай Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» снова на больших экранах, а также постапокалиптический хоррор «Выжившие», ромком «Как женить холостяка» с Киану Ривзом и Вайноной Райдер, концерт Imagine Dragons, юбилейный фестиваль Synthposium и спектакль «Король Лир: МакКеллен» в прямой трансляции в кинотеатрах.

Понедельник, 27 августа

«Не волнуйся, он далеко не уйдет»

Трогательное драмеди Гаса Ван Сэнта про карикатуриста в инвалидной коляске

Байопик неполиткорректного карикатуриста Джона Каллахана, который Ван Сэнт хотел снять еще в конце 1990-х — тогда Каллахана должен был играть Робин Уилльямс. С тех пор утекло много воды: умер и Каллахан, и актер, который должен был его играть, но режиссер все-таки воплотил свою задумку в жизнь. Роль парализованного в результате несчастного случая карикатуриста в итоге исполнил один из лучших артистов своего поколения — Хоакин Феникс, а у Ван Сэнта получился очень смешной, светлый и оптимистичный фильм, который совершенно не похож на его последние, как правило, достаточно мрачные картины. Что из этого вышло — читайте в рецензии Станислава Зельвенского.

Фильм
Не волнуйся, он далеко не уйдет
6.6

«Альфа»

В доисторические времена раненый молодой охотник приручает волка

Около 20 000 лет назад — в довольно суровые, надо сказать, времена — юноша по имени Кеда (Коди Смит-МакФи) чуть было не погибает во время охоты на бизонов. Но даже получив сильные увечья, он не теряет присутствия духа — и отправляется на поиски своего племени, во время которых его сопровождает прирученный волк. Сольный фильм Альберта Хьюза, который до этого вместе со своим братом Алленом поставил хоррор-детектив «Из ада» и постапокалиптический экшен «Книга Илая». «Альфа» выглядит так, как если бы «Выжившего» подружили с «Маугли»: это лихая и размашистая, полная опасностей приключенческая история, в которой нам покажут не только силу и характер доисторического человека, но и то, как на свете появилась первая собака. Впрочем, перед премьерой не обошлось и без скандала: зоозащитная организация PETA призывает бойкотировать фильм из-за якобы убитых ради съемок бизонов. Подробнее — в рецензии «Афиши Daily».

Фильм
Альфа
4.9

«Последний беспредел»

Такеши Китано продолжает палить

Финал «беспредельной» трилогии Такеши Китано, в которой он исполняет одну из главных ролей — якудза-ветерана по имени Отомо. В завершающей части он оседает на корейском острове, где коротает дни за рыбалкой, — но вскоре ему снова придется ввязаться в разборки. Стоит ожидать много японской жестокости, головокружительных перестрелок и меньше болтовни. Кстати, для пионера артхаусной дистрибуции в России, компании «Кино без границ» Сэма Клебанова, это последний фильм, который она выпускает в прокат. Символично, что прокатную деятельность она начала двадцать лет назад как раз с фильма Китано «Фейерверк». Уходит целая эпоха. Подробнее об этом рассказывает кинокритик Алексей Васильев.

Фильм
Последний беспредел

«Король Лир: МакКеллен»

Прямая трансляция со сцены лондонского Duke of Yorkʼs Theater

© Пресс-материалы

Спектакль рекламируют как «последнюю большую шекспировскую роль» Иэна МакКеллена (о своем отношении к Шекспиру актер пару лет назад рассказывал в интервью Антону Долину). Посмотреть постановку Джонатана Манби можно будет не только в Duke of Yorkʼs Theater, но и в московских кинотеатрах — в прямой трансляции из Лондона. Показы пройдут на английском языке с английскими субтитрами.

Фильм
Король Лир: МакКеллен
Купить билет

Вторник, 28 августа

«Черное море» в «Практике»

Диско, куклы, смысл жизни

© Пресс-материалы

По замыслу бизнесмена Игоря Гатина, автора пьесы, герой отправляется к метафорическому Черному морю, чтобы обрести смысл жизни, и сталкивается на пути с кризисом веры, отсутствием мотиваций и прочими обидными состояниями. В решении режиссера Кирилла Вытоптова и хореографа Олега Глушкова артисты Егор Корешков и Александр Алябьев танцуют диско среди оживающих кукол и видеопроекций.

Спектакль
Черное море

«Советская античность»

Размышление о попытке создать новую классику

© Пресс-материалы

В 30-е годы в советской архитектуре случился известный слом — и после конструктивистского прорыва архитекторов заставили «осваивать классическое наследие». Этому времени, а именно довоенному периоду советского искусства и сталинскому курсу, посвящена выставка в галерее на Шаболовке — с живописью и графикой художников группы «Ост», архитектурными проектами больших архитекторов вроде Бориса Иофана и ранее не показанной графикой студентов МАРХИ. Как эти художники пытались создать новую классику в XX веке — и перейти от форм авангарда к монументальным формам архитектуры, о границе между советской реальностью и метафизикой де Кирико этот проект и рассказывает.

Выставка
Советская античность
8.0
  • Когда с 28.08.2018 по 14.10.2018

Среда, 29 августа

Imagine Dragons на стадионе «Динамо» («ВТБ Арена парк»)

Стадионная группа из Лас-Вегаса, размывающая грань между припевом и дропом

© Пресс-материалы

Квартет из Лас-Вегаса — редкая в наши дни группа с гитарами, продающая пластинки многомиллионными тиражами. Справедливости ради, гитары способствуют этому не в первую очередь: Imagine Dragons играют стадионный рок с сильной оглядкой на положение дел в поп-мейнстриме.

Концерт
Imagine Dragons

Мориц фон Освальд и Нильс Петтер Молвер на фестивале Synthposium 5

Один из главных героев минимал-техно и пионер скандинавского ню-джаза

© Пресс-материалы

Мориц фон Освальд (Maurizio) — один из тех, кто когда-то сделал минимал-техно самой передовой и модной электронной музыкой на планете. Придуманный немецким электронщиком бесстрастный и нейтральный и при этом глубокий и прихотливый саунд оказался такой всеобъемлющей штукой, что сегодня даже не идентифицируется как авторский: сейчас примерно так звучит все стильное техно. Освальд, впрочем, не тиражирует до бесконечности пару фирменных приемов: его актуальные записи все больше походят на электроакустическую музыку экспериментаторов 70-х, которых принято собирать под вывеской «краутрок». Поэтому и не удивляет, что на пятом «Синтпозиуме» он выступит в дуэте с трубачом и пионером нового скандинавского джаза Нильсом Петтером Молвером (NPM). Подробнее о юбилейном фестивале здесь.

Концерт
«Synthposium 5»: Мориц фон Освальд и Нильс Петтер Молвер

Четверг, 30 августа

«2001 год: Космическая одиссея»

Привет, Дэйв! Это HALL 9000. В этом году великому сайфаю Стэнли Кубрика исполняется 50 лет — и его перевыпускают в формате IMAX

В 2001 году космический корабль Discovery с капитаном Дэйвом Боуманом (Кир Дулли) летит к Юпитеру, чтобы разгадать тайну черного монолита, на заре цивилизации сделавшего из обезьяны человека, — но тут управляющий кораблем искусственный интеллект HALL 9000 сходит с ума. Удивительно, но самый человечный персонаж в эпохальном сайфае Кубрика как раз манерный и болтливый ХЭЛ, которого кинокритик Полин Кейл считала андрогином — и была недалека от истины: поскольку циклопического вида компьютер изначально был женского пола (и носил имя Афина), то он сохранил некоторые женские характеристики. Также совершенно неспроста ХЭЛ горит красным огоньком. В фильме превалируют три цвета: белый, черный и красный. Белый символизирует стерильное и по большей части безжизненное пространство, которое люди создали для своего комфорта; черный (монолит и космос) — смерть и непостижимую тайну, а красный — жизнь. Впрочем, не менее важную, чем цветовая палитра, роль в фильме играет классическая музыка. «Одиссея» открывается симфонической поэмой «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, название которой отсылает к философскому трактату Фридриха Ницше, посвященному рождению сверхчеловека. И это очень символично, потому что в «Одиссее» как раз представлен ницшеанский взгляд на историю и цивилизацию — в финале младенец в космическом пузыре, несомненно, знаменует собой новый виток человеческой эволюции. Но об этом не так-то просто догадаться. Кубрик намеренно отказался от закадровых пояснений, сделав ставку на онейрические и метафизические аспекты. В «Одиссее» наука органично соседствует с труднообъяснимыми и сверхъестественными явлениями, а сам режиссер в интервью журналу Playboy говорил, что в картине постарался отыскать «научное определение бога». И, кажется, мерное дыхание астронавтов в скафандрах, монолит (облик которого, по мнению арт-критиков, был вдохновлен картиной художника Жоржа Ятридеса), а также световое шоу в финале как ничто больше приближает нас к нему.

Фильм
2001 год: Космическая одиссея
7.4

«Как женить холостяка»

Уютный ромком с Киану Ривзом и Вайноной Райдер

Третий совместный фильм Киану Ривза и Вайноны Райдер, которые на съемках «Дракулы» даже сыграли настоящую свадьбу по канонам греческой православной церкви, но Ривз этого не помнит. В романтической комедии «Как женить холостяка» тоже не обойдется без обручальных колец: по иронии судьбы их герои (закоренелый холостяк и коварная соблазнительница) вынуждены вместе ехать на свадебную церемонию и терпеть друг друга, пока не поймут, что им хорошо вместе.

Фильм
Как женить холостяка
4.8

«Гоголь. Страшная месть»

Последнее дело Николая Васильевича Гоголя

На хуторе близ села Диканька нечисть окончательно ушла в разгул, подозрения падают уже на самого Гоголя (Александр Петров), в то время как настоящий убийца — всадник в готической выкладке — готовится собрать остатки кровавой жатвы. Внезапно (и довольно эффектно) объявляется следователь Гуро (Олег Меньшиков), которого все считали мертвым — а он просто подстроил свою смерть, как Шерлок Холмс. Грядет последняя битва. Если два фильма «Гоголь» еще как-то умудрялся держать себя в руках, то концовка выводит фильм на рельсы эталонного трэша — и это скорее весело, чем грустно (несмотря на то что создатели киносериала делают робкие попытки навесить на него суровую драму). «Страшная месть» небезуспешно метит куда-то в область «Зловещих мертвецов» — и снимает все вопросы на тему того, почему у Николая Васильевича были проблемы с женщинами. При этом фильм, как будто опровергая все обвинения в мизогинии и шовинизме, также презентует по-настоящему роскошный профеминистский финал, ближайшим референсом к которому (как и ко всей картине) не стыдно будет назвать старый мультик про Бэтмена «Маска Фантазма».

Фильм
Гоголь. Страшная месть
6.1

«Выжившие»

Постапокалиптический хоррор с жуткими тварями

Джулиетт (Бриттани Эшворт) пережила апокалипсис, но на этом ее мытарства только начинаются — по дороге ей предстоит встретиться с монстрами, которых породила катастрофа. То, что можно было бы принять за французскую смесь «Безумного Макса» и «Я — легенда!», на самом деле оказывается драмой с элементами хоррора и серьезной ретроспекцией (львиную долю в фильме занимают флэшбеки из прошлого героини).

Фильм
Выжившие
5.3

«Нас не догонят»

Бонни и Клайд в мире подпольных казино

Побывавший в этом году на Каннском фестивале (и неплохо оцененный там) режиссерский дебют француженки Мари Монж про то, как Стейси Мартин из «Нимфоманки» встречает Тахара Рахима из «Пророка», который подталкивает девушку к тому, чтобы с головой окунуться в мир подпольных казино и зашкаливающего адреналина. «Бонни и Клайд», «Пустошь», «Настоящая любовь», «Прирожденные убийцы» — место «Нас не догонят» где-то среди этих титанов, причем не обязательно за их спинами.

Фильм
Нас не догонят

«Из Неаполя с любовью»

Школьник и психолог объединяются, чтобы сделать жизнь друг друга лучше

Располагающая семейная комедия про пухловатого мальчика Чиро (Дженнаро Гуаццо) из большой неаполитанской семьи. Все думают, что он заболел, и нанимают ему психолога Томмазо (Луиджи Эспозито), в то время как парень просто влюбился в свою одноклассницу (Джорджа Агата). Тогда Томмазо обещает ему помочь найти общий язык с девочкой, а Чиро — познакомить его со своей сногсшибательной матерью (Серена Росси).

Фильм
Из Неаполя с любовью

«Проклятие: Кукла ведьмы»

Еще один ужастик про демоническую куклу (да сколько можно)

После переезда в старый — всем своим видом говорящий о том, что в нем не следует жить, — особняк у Аделины Грей (Хелен Кревел) пропадает дочь. Очевидно, в исчезновении замешана дьявольская кукла, выглядящая, впрочем, крайне смехотворно. Напыщенный режиссерский дебют какого-то британца, это не страшно и даже не смешно.

Фильм
Проклятие: Кукла ведьмы

«100 лет дизайна»

Хит Beat Film Festival выходит в прокат

«100 лет дизайна» — фильм, собравший весь цвет российской дизайнерской индустрии: Артемия Лебедева, Илью Рудермана, Антона Шнайдера, Юрия Гордона, Илью Михайлова, Дмитрия Барбанеля, представителей студий «Щука», «Чармер», «Салливан», Just Be Nice и других. Временной отрезок в сто лет поделили между 20 спикерами (получилось 20 пятилеток), каждый из которых выбрал знакового для этого периода с точки зрения дизайна человека, объект или событие (от шрифта «Гельветика» до Ле Корбюзье и Баухауса). С конца августа стопроцентный хит Beat Film Festival этого года (в рамках фестиваля его посмотрели порядка трех тысяч человек) выходит в прокат. Показы пройдут в разных городах, каждый будет сопровождаться лекциями и паблик-токами. В Москве, например, 30 августа в кинотеатре «Каро Октябрь» поговорят о том, как изменилось отношение к профессии дизайнера в России с 90-х годов до наших дней, а на следующий день в Центре документального кино обсудят советский дизайн и его наследие.

Фильм
100 лет дизайна

«Анатомия кубизма»

Пикассо + кубизм = «Авиньонские девицы»

© Пресс-материалы

Одно из ключевых событий «французской осени» в ГМИИ — выставка, которая объясняет, как Пикассо совершил революцию в искусстве XX века и придумал кубизм, на примере тетради набросков к «Авиньонским девицам». 60 рисунков из тетради выставляются в компании картин Сезанна, гуашей самого Пикассо и африканских статуэток — учитывая архитектуру выставки от дуэта Корбут и Асса, которым мы обязаны самыми поэтическими экспозициям последних лет. Выглядеть должно впечатляюще.

Выставка
Анатомия кубизма
6.7
  • Когда с 30.08.2018 по 28.10.2018

День театра в парке Горького

Дискуссии, спектакли и перформансы в рамках празднования 90-летия парка

© Пресс-материалы

Девять дней подряд, с 25 августа по 2 сентября, парк Горького празднует свое 90-летие, устроив по этому случаю большой фестиваль (подробнее о нем «Афиша» писала здесь). Каждый из дней посвящен отдельной теме, четверг, например, — театру. С полудня и до вечера 30 августа готовят насыщенную программу — мастер-классы по актерскому мастерству от Gogol School и брусникинцев; дискуссию «Тотальный театр», модератором которой станет театральный критик, обозреватель «Афиши Daily» Алексей Киселев; лекцию гендиректора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, а также перформансы и спектакли: «Etiquette», привезенный в Москву стараниями импресарио Федора Елютина, «Неявные воздействия» Всеволода Лисовского, аудиовизуальный «МетаМосква», перформанс «Про любовь» Оли Кройтор, поэтический хип-хоп-перформанс «#Рэпдуэль» и много чего еще — подробное расписание смотрите на сайте. На многие из событий нужна предварительная регистрация.

Когда: 30 августа
Где: парк Горького, Крымский Вал, 9
Подробности: здесь

«Remote Moscow»

Аудиопутешествие по городу как спектакль

© Пресс-материалы

Зрители встречаются на кладбище, надевают наушники и отправляются в путешествие по городу под управлением компьютерного голоса с отличным чувством юмора. Московская версия одного из самых популярных в мире проектов немецкой команды неигрового театра Rimini Protokoll самая долгоидущая: устраивают по два-три сеанса в день, запустился уже четвертый сезон, который, по словам импресарио Федора Елютина, будет последним.

Спектакль
Remote Moscow
8.2