Понедельник, 27 августа
«Не волнуйся, он далеко не уйдет»
Трогательное драмеди Гаса Ван Сэнта про карикатуриста в инвалидной коляске
Байопик неполиткорректного карикатуриста Джона Каллахана, который Ван Сэнт хотел снять еще в конце 1990-х — тогда Каллахана должен был играть Робин Уилльямс. С тех пор утекло много воды: умер и Каллахан, и актер, который должен был его играть, но режиссер все-таки воплотил свою задумку в жизнь. Роль парализованного в результате несчастного случая карикатуриста в итоге исполнил один из лучших артистов своего поколения — Хоакин Феникс, а у Ван Сэнта получился очень смешной, светлый и оптимистичный фильм, который совершенно не похож на его последние, как правило, достаточно мрачные картины. Что из этого вышло — читайте в рецензии Станислава Зельвенского.
«Альфа»
В доисторические времена раненый молодой охотник приручает волка
Около 20 000 лет назад — в довольно суровые, надо сказать, времена — юноша по имени Кеда (Коди Смит-МакФи) чуть было не погибает во время охоты на бизонов. Но даже получив сильные увечья, он не теряет присутствия духа — и отправляется на поиски своего племени, во время которых его сопровождает прирученный волк. Сольный фильм Альберта Хьюза, который до этого вместе со своим братом Алленом поставил хоррор-детектив «Из ада» и постапокалиптический экшен «Книга Илая». «Альфа» выглядит так, как если бы «Выжившего» подружили с «Маугли»: это лихая и размашистая, полная опасностей приключенческая история, в которой нам покажут не только силу и характер доисторического человека, но и то, как на свете появилась первая собака. Впрочем, перед премьерой не обошлось и без скандала: зоозащитная организация PETA призывает бойкотировать фильм из-за якобы убитых ради съемок бизонов. Подробнее — в рецензии «Афиши Daily».
«Последний беспредел»
Такеши Китано продолжает палить
Финал «беспредельной» трилогии Такеши Китано, в которой он исполняет одну из главных ролей — якудза-ветерана по имени Отомо. В завершающей части он оседает на корейском острове, где коротает дни за рыбалкой, — но вскоре ему снова придется ввязаться в разборки. Стоит ожидать много японской жестокости, головокружительных перестрелок и меньше болтовни. Кстати, для пионера артхаусной дистрибуции в России, компании «Кино без границ» Сэма Клебанова, это последний фильм, который она выпускает в прокат. Символично, что прокатную деятельность она начала двадцать лет назад как раз с фильма Китано «Фейерверк». Уходит целая эпоха. Подробнее об этом рассказывает кинокритик Алексей Васильев.
«Король Лир: МакКеллен»
Прямая трансляция со сцены лондонского Duke of Yorkʼs Theater
Спектакль рекламируют как «последнюю большую шекспировскую роль» Иэна МакКеллена (о своем отношении к Шекспиру актер пару лет назад рассказывал в интервью Антону Долину). Посмотреть постановку Джонатана Манби можно будет не только в Duke of Yorkʼs Theater, но и в московских кинотеатрах — в прямой трансляции из Лондона. Показы пройдут на английском языке с английскими субтитрами.
Вторник, 28 августа
«Черное море» в «Практике»
Диско, куклы, смысл жизни
По замыслу бизнесмена Игоря Гатина, автора пьесы, герой отправляется к метафорическому Черному морю, чтобы обрести смысл жизни, и сталкивается на пути с кризисом веры, отсутствием мотиваций и прочими обидными состояниями. В решении режиссера Кирилла Вытоптова и хореографа Олега Глушкова артисты Егор Корешков и Александр Алябьев танцуют диско среди оживающих кукол и видеопроекций.
«Советская античность»
Размышление о попытке создать новую классику
В 30-е годы в советской архитектуре случился известный слом — и после конструктивистского прорыва архитекторов заставили «осваивать классическое наследие». Этому времени, а именно довоенному периоду советского искусства и сталинскому курсу, посвящена выставка в галерее на Шаболовке — с живописью и графикой художников группы «Ост», архитектурными проектами больших архитекторов вроде Бориса Иофана и ранее не показанной графикой студентов МАРХИ. Как эти художники пытались создать новую классику в XX веке — и перейти от форм авангарда к монументальным формам архитектуры, о границе между советской реальностью и метафизикой де Кирико этот проект и рассказывает.
Среда, 29 августа
Imagine Dragons на стадионе «Динамо» («ВТБ Арена парк»)
Стадионная группа из Лас-Вегаса, размывающая грань между припевом и дропом
Квартет из Лас-Вегаса — редкая в наши дни группа с гитарами, продающая пластинки многомиллионными тиражами. Справедливости ради, гитары способствуют этому не в первую очередь: Imagine Dragons играют стадионный рок с сильной оглядкой на положение дел в поп-мейнстриме.
Мориц фон Освальд и Нильс Петтер Молвер на фестивале Synthposium 5
Один из главных героев минимал-техно и пионер скандинавского ню-джаза
Мориц фон Освальд (Maurizio) — один из тех, кто когда-то сделал минимал-техно самой передовой и модной электронной музыкой на планете. Придуманный немецким электронщиком бесстрастный и нейтральный и при этом глубокий и прихотливый саунд оказался такой всеобъемлющей штукой, что сегодня даже не идентифицируется как авторский: сейчас примерно так звучит все стильное техно. Освальд, впрочем, не тиражирует до бесконечности пару фирменных приемов: его актуальные записи все больше походят на электроакустическую музыку экспериментаторов 70-х, которых принято собирать под вывеской «краутрок». Поэтому и не удивляет, что на пятом «Синтпозиуме» он выступит в дуэте с трубачом и пионером нового скандинавского джаза Нильсом Петтером Молвером (NPM). Подробнее о юбилейном фестивале здесь.
Четверг, 30 августа
«2001 год: Космическая одиссея»
Привет, Дэйв! Это HALL 9000. В этом году великому сайфаю Стэнли Кубрика исполняется 50 лет — и его перевыпускают в формате IMAX
В 2001 году космический корабль Discovery с капитаном Дэйвом Боуманом (Кир Дулли) летит к Юпитеру, чтобы разгадать тайну черного монолита, на заре цивилизации сделавшего из обезьяны человека, — но тут управляющий кораблем искусственный интеллект HALL 9000 сходит с ума. Удивительно, но самый человечный персонаж в эпохальном сайфае Кубрика как раз манерный и болтливый ХЭЛ, которого кинокритик Полин Кейл считала андрогином — и была недалека от истины: поскольку циклопического вида компьютер изначально был женского пола (и носил имя Афина), то он сохранил некоторые женские характеристики. Также совершенно неспроста ХЭЛ горит красным огоньком. В фильме превалируют три цвета: белый, черный и красный. Белый символизирует стерильное и по большей части безжизненное пространство, которое люди создали для своего комфорта; черный (монолит и космос) — смерть и непостижимую тайну, а красный — жизнь. Впрочем, не менее важную, чем цветовая палитра, роль в фильме играет классическая музыка. «Одиссея» открывается симфонической поэмой «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, название которой отсылает к философскому трактату Фридриха Ницше, посвященному рождению сверхчеловека. И это очень символично, потому что в «Одиссее» как раз представлен ницшеанский взгляд на историю и цивилизацию — в финале младенец в космическом пузыре, несомненно, знаменует собой новый виток человеческой эволюции. Но об этом не так-то просто догадаться. Кубрик намеренно отказался от закадровых пояснений, сделав ставку на онейрические и метафизические аспекты. В «Одиссее» наука органично соседствует с труднообъяснимыми и сверхъестественными явлениями, а сам режиссер в интервью журналу Playboy говорил, что в картине постарался отыскать «научное определение бога». И, кажется, мерное дыхание астронавтов в скафандрах, монолит (облик которого, по мнению арт-критиков, был вдохновлен картиной художника Жоржа Ятридеса), а также световое шоу в финале как ничто больше приближает нас к нему.
«Как женить холостяка»
Уютный ромком с Киану Ривзом и Вайноной Райдер
Третий совместный фильм Киану Ривза и Вайноны Райдер, которые на съемках «Дракулы» даже сыграли настоящую свадьбу по канонам греческой православной церкви, но Ривз этого не помнит. В романтической комедии «Как женить холостяка» тоже не обойдется без обручальных колец: по иронии судьбы их герои (закоренелый холостяк и коварная соблазнительница) вынуждены вместе ехать на свадебную церемонию и терпеть друг друга, пока не поймут, что им хорошо вместе.
«Гоголь. Страшная месть»
Последнее дело Николая Васильевича Гоголя
На хуторе близ села Диканька нечисть окончательно ушла в разгул, подозрения падают уже на самого Гоголя (Александр Петров), в то время как настоящий убийца — всадник в готической выкладке — готовится собрать остатки кровавой жатвы. Внезапно (и довольно эффектно) объявляется следователь Гуро (Олег Меньшиков), которого все считали мертвым — а он просто подстроил свою смерть, как Шерлок Холмс. Грядет последняя битва. Если два фильма «Гоголь» еще как-то умудрялся держать себя в руках, то концовка выводит фильм на рельсы эталонного трэша — и это скорее весело, чем грустно (несмотря на то что создатели киносериала делают робкие попытки навесить на него суровую драму). «Страшная месть» небезуспешно метит куда-то в область «Зловещих мертвецов» — и снимает все вопросы на тему того, почему у Николая Васильевича были проблемы с женщинами. При этом фильм, как будто опровергая все обвинения в мизогинии и шовинизме, также презентует по-настоящему роскошный профеминистский финал, ближайшим референсом к которому (как и ко всей картине) не стыдно будет назвать старый мультик про Бэтмена «Маска Фантазма».
«Выжившие»
Постапокалиптический хоррор с жуткими тварями
Джулиетт (Бриттани Эшворт) пережила апокалипсис, но на этом ее мытарства только начинаются — по дороге ей предстоит встретиться с монстрами, которых породила катастрофа. То, что можно было бы принять за французскую смесь «Безумного Макса» и «Я — легенда!», на самом деле оказывается драмой с элементами хоррора и серьезной ретроспекцией (львиную долю в фильме занимают флэшбеки из прошлого героини).
«Нас не догонят»
Бонни и Клайд в мире подпольных казино
Побывавший в этом году на Каннском фестивале (и неплохо оцененный там) режиссерский дебют француженки Мари Монж про то, как Стейси Мартин из «Нимфоманки» встречает Тахара Рахима из «Пророка», который подталкивает девушку к тому, чтобы с головой окунуться в мир подпольных казино и зашкаливающего адреналина. «Бонни и Клайд», «Пустошь», «Настоящая любовь», «Прирожденные убийцы» — место «Нас не догонят» где-то среди этих титанов, причем не обязательно за их спинами.
«Из Неаполя с любовью»
Школьник и психолог объединяются, чтобы сделать жизнь друг друга лучше
Располагающая семейная комедия про пухловатого мальчика Чиро (Дженнаро Гуаццо) из большой неаполитанской семьи. Все думают, что он заболел, и нанимают ему психолога Томмазо (Луиджи Эспозито), в то время как парень просто влюбился в свою одноклассницу (Джорджа Агата). Тогда Томмазо обещает ему помочь найти общий язык с девочкой, а Чиро — познакомить его со своей сногсшибательной матерью (Серена Росси).
«Проклятие: Кукла ведьмы»
Еще один ужастик про демоническую куклу (да сколько можно)
После переезда в старый — всем своим видом говорящий о том, что в нем не следует жить, — особняк у Аделины Грей (Хелен Кревел) пропадает дочь. Очевидно, в исчезновении замешана дьявольская кукла, выглядящая, впрочем, крайне смехотворно. Напыщенный режиссерский дебют какого-то британца, это не страшно и даже не смешно.
«100 лет дизайна»
Хит Beat Film Festival выходит в прокат
«100 лет дизайна» — фильм, собравший весь цвет российской дизайнерской индустрии: Артемия Лебедева, Илью Рудермана, Антона Шнайдера, Юрия Гордона, Илью Михайлова, Дмитрия Барбанеля, представителей студий «Щука», «Чармер», «Салливан», Just Be Nice и других. Временной отрезок в сто лет поделили между 20 спикерами (получилось 20 пятилеток), каждый из которых выбрал знакового для этого периода с точки зрения дизайна человека, объект или событие (от шрифта «Гельветика» до Ле Корбюзье и Баухауса). С конца августа стопроцентный хит Beat Film Festival этого года (в рамках фестиваля его посмотрели порядка трех тысяч человек) выходит в прокат. Показы пройдут в разных городах, каждый будет сопровождаться лекциями и паблик-токами. В Москве, например, 30 августа в кинотеатре «Каро Октябрь» поговорят о том, как изменилось отношение к профессии дизайнера в России с 90-х годов до наших дней, а на следующий день в Центре документального кино обсудят советский дизайн и его наследие.
«Анатомия кубизма»
Пикассо + кубизм = «Авиньонские девицы»
Одно из ключевых событий «французской осени» в ГМИИ — выставка, которая объясняет, как Пикассо совершил революцию в искусстве XX века и придумал кубизм, на примере тетради набросков к «Авиньонским девицам». 60 рисунков из тетради выставляются в компании картин Сезанна, гуашей самого Пикассо и африканских статуэток — учитывая архитектуру выставки от дуэта Корбут и Асса, которым мы обязаны самыми поэтическими экспозициям последних лет. Выглядеть должно впечатляюще.
День театра в парке Горького
Дискуссии, спектакли и перформансы в рамках празднования 90-летия парка
Девять дней подряд, с 25 августа по 2 сентября, парк Горького празднует свое 90-летие, устроив по этому случаю большой фестиваль (подробнее о нем «Афиша» писала здесь). Каждый из дней посвящен отдельной теме, четверг, например, — театру. С полудня и до вечера 30 августа готовят насыщенную программу — мастер-классы по актерскому мастерству от Gogol School и брусникинцев; дискуссию «Тотальный театр», модератором которой станет театральный критик, обозреватель «Афиши Daily» Алексей Киселев; лекцию гендиректора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, а также перформансы и спектакли: «Etiquette», привезенный в Москву стараниями импресарио Федора Елютина, «Неявные воздействия» Всеволода Лисовского, аудиовизуальный «МетаМосква», перформанс «Про любовь» Оли Кройтор, поэтический хип-хоп-перформанс «#Рэпдуэль» и много чего еще — подробное расписание смотрите на сайте. На многие из событий нужна предварительная регистрация.
«Remote Moscow»
Аудиопутешествие по городу как спектакль
Зрители встречаются на кладбище, надевают наушники и отправляются в путешествие по городу под управлением компьютерного голоса с отличным чувством юмора. Московская версия одного из самых популярных в мире проектов немецкой команды неигрового театра Rimini Protokoll самая долгоидущая: устраивают по два-три сеанса в день, запустился уже четвертый сезон, который, по словам импресарио Федора Елютина, будет последним.