Концерты Scarlxrd, Smerz и группы The Kills, «Мир Юрского периода-2» и «Лето» Кирилла Серебренникова в прокате, выставка Юргена Теллера в «Гараже», фестиваль «Новая драма» в Центре им. Мейерхольда, а также возвращение аудиопроменада «Remote Moscow» на улицы Москвы.

Понедельник, 4 июня

«Электростатика»: Алексей Коханов в «Электротеатре»

Шум и голос «Капитала» Маркса

«Марксофония» певца, композитора и перформера Алексея Коханова на избранные места из «Капитала» Маркса — это экспериментальный живой сет, художественный work in progress, в котором произнесенные слова на ходу встраиваются в прихотливые шумы, трансформируются и сливаются со звуковыми объектами. Текст немецкого мыслителя намекает, что слушателя ждет некая критика советской эпохи, но на деле это высказывание совсем другого рода: скорее эстетизированный и отстраненный взгляд тридцатилетнего человека на уникальные идеи, которые воплотились в мире в самом странном виде.

«Социальные животные»

Как современные подростки взрослеют в интернете

Поколение Z — первое поколение, которое не жило в доинтернетову эпоху. Умение шерить, лайкать и репостить оно, кажется, впитало с молоком матери. Картина Джонатана Игнатиуса Грина рассказывает про трех подростков: нью-йоркского руфера, гламурную блогершу и простую школьницу. Общее у них то, что их всех связал инстаграм. «Социальные животные» входят в программу фестиваля Beat Film, который идет до 10 июня.

Вторник, 5 июня

«Новая драма» в Центре им. Мейерхольда

Возвращение культового фестиваля

«Обет»

Фестиваль «Новая драма», существовавший в начале нулевых годов, был местом собрания уникальных спектаклей по новым текстам. С течением времени современная драматургия вышла из берегов, заполнив репертуары театров страны, а фестиваль, выполнив популяризаторскую миссию, перестал существовать. Его возвращение неожиданно и отрадно: в конце концов, других фестивалей спектаклей по новым пьесам у нас просто нет. В программе стоит в первую очередь обратить внимание на радикальный политологический спектакль из Казахстана «Ұят», ритуально-бытовой триллер «Ханана» из ростовского театра «18+» и премьеру Саши Денисовой «Море. Сосны» по пьесе Михаила Угарова.

Когда:

5–10 июня

Где:

Центр им. Мейерхольда, Новослободская, 23, м. «Менделеевская»

Подробности:

здесь

«Родченко и Степанова. Футбол»

Cпецпроект музея к чемпионату

Родченко А.М. Физкультурный парад. Красная площадь. 1932

Ироничный ответ негласному марафону московских музеев приготовил Пушкинский — в виде фоторепортажа физкультурных парадов от Родченко и спортивных костюмов, разработанных Степановой. Футбол был любимым видом спорта Родченко, и на этой камерной выставке можно будет увидеть его азартные графические и живописные зарисовки.

Gourmet Days в Санкт-Петербурге

Международный гастрономический фестиваль

Если на неделе окажетесь в Петербурге, не обходите стороной Gourmet Days — с 5 по 9 июня Северная столица уже во второй раз примет у себя шеф-поваров из Азии, Европы и Америки в рамках международного гастрономического фестиваля. В программе три вечеринки, столько же дневных мероприятий, а главное — десять ужинов, на которых иностранные гости обменяются опытом со своими петербургскими коллегами. Среди последних семь местных шефов: Роман Палкин (Beefzavod, «Морошка для Пушкина»), Илья Бурнасов («Ателье»), Игорь Зорин (The Repa, Terrassa), Евгений Викентьев («Винный шкаф», Hamlet + Jacks), Дмитрий Богачев («Мансарда»), Дмитрий Блинов (Duo, Tartarbar и Duo. Asia), Алексей Каневский (Smoke BBQ). Каждый из них на время предоставит свои кухни девяти гастролерам, о которых «Афиша» подробно писала здесь. Список ресторанов-участников ищите тут.

Когда:

5–9 июня

Где:

9 ресторанов Санкт-Петербурга

Подробности:

здесь

Среда, 6 июня

The Kills в «Главклубе»

Нахально-стильный гаражный рок из нулевых

Дуэт английского гитариста Джейми Хинса и американской певицы Элисон Моссхарт сочиняет элегантный гаражный рок с блюзовыми риффами, стрекочущей драм-машиной и узнаваемым сильным вокалом, который вы помимо The Kills слышали еще и на записях Dead Weather.

Марк Пекарский в Консерватории

Советский маэстро перкуссии

С точки зрения советского классического музыканта, карьера Марка Пекарского — это какая-то невозможная штука. Он прославился как солист-ударник (!) в музыке, где ударные инструменты появляются по случаю, потом играл старинные сочинения с ансамблем «Мадригал», записался с Аркадием Укупником и в конце концов собрал собственный ударный ансамбль. Понятно, что на его концертах нужно ждать музыки с вывертом; в этот раз его же запись «What the Eye Sees» Джерарда МакБерни будет дополнена живой solo-импровизацией, как это все сработает — заранее не знает, может, и сам Пекарский.

Monumental

Итог последнего пятилетия в современном искусстве

К своему пятилетнему юбилею аукцион VLADEY показывает выставку во весь особняк центра «Екатерины» с работами дружественных художников, которые как раз были созданы за последние пять лет. Среди действующих лиц — и молодые, и великие: от Кирилла Кто и Вовы Марина до Александра Бродского, Владимира Дубосарского и Кабаковых. Все вместе — панорама отечественного искусства за последние пять лет монументального размера.

Четверг, 7 июня

«Мир Юрского периода-2»

Мрачный сиквел «Мира Юрского периода»: динозавров спасают для перепродажи, но жизнь всегда найдет выход

На острове Исла-Нублар случается извержение вулкана — и все выбравшиеся на свободу динозавры оказываются под угрозой. Чтобы спасти ящеров, менеджер парка Клэр (Брайс Даллас Говард) обращается за помощью к своему бывшему бойфренду — дрессировщику велоцирапторов и морпеху Оуэну (Крис Пратт). Однако, попав на остров, они выясняют, что спасательная операция лишь ширма, а динозавры нужны для продажи. Сиквел «Мира Юрского периода» — с новым режиссером (Колина Треворроу сменил испанский хоррормейкер Хуан Антонио Байона («Приют», «Голос монстра») и с еще большим акцентом на ущемлении прав животных: особенно достанется раптору Блю. Впрочем, никто не забывает, что, каким бы угнетениям ни подвергались ящеры, у них есть зубы и клыки, а значит, в фильме будет немало захватывающих хоррор-сцен с участием агрессивных рептилий. Помимо этого, во франшизу на радость поклонникам оригинального «Парка Юрского периода» вернется герой Джеффа Голдблума — доктор Иэн Малкольм.

«Лето»

Музыкальная фантазия Кирилла Серебренникова про Майка Науменко и Виктора Цоя

В Ленинграде 80-х годов работает рок-клуб, однако над ним еще довлеет строгая длань чинного советского строя: слушать музыкантов можно, а вот приплясывать — только сидя. Бессменной звездой этой площадки является лидер группы «Зоопарк» Майк Науменко (Роман Билык), который вместе со своей женой Натальей (Ирина Старшенбаум) и друзьями однажды встречает на пляже русского корейца Виктора Цоя (Тео Ю) — и это становится началом прекрасной дружбы, хоть и несколько осложненной менаж-а-труа. Несмотря на то что Наталья любит Майка, она очень хочет поцеловать Витю. Новый фильм сидящего под арестом Кирилла Серебренникова — это не дотошный байопик, не фильм-документ, а фильм-сон — летняя музыкальная фантазия, основанная на биографиях лидеров групп «Зоопарк» и «Кино». Серебренников конструирует вокруг этих культовых музыкантов, ставших заложниками мифов и легенд, еще один миф — свой. Однако последовательно разрушает его едкими выступлениями Скептика (Александр Кузнецов), который периодически ломает «четвертую стену», чтобы напомнить: дескать, такого не было. Однако этот носитель брехтовского «эффекта очуждения» нужен скорее не для того, чтобы подчеркнуть вымышленный характер повествования, а чтобы вместе со вставными музыкальными номерами (положенными на песни «Psycho Killer», «The Passenger», «Children of the Revolution», «Perfect Day») и хитрым финальным приемом, как в «Ла-Ла Ленде», рассказать трогательную, нежную и очень эстетскую (за счет элегантного ч/б) историю о том, что случилось — и чего не случилось в жизни главных героев. Рецензию на фильм Станислава Зельвенского читайте здесь.

«Красотка на всю голову»

Комедия с Эми Шумер, которая думает, что красавица, хотя окружающие в это не верят

Закомплексованная Рене (Эми Шумер) очень сильно запаривается по поводу своей внешности и лишних килограммов. Но стоит ей на велотренажере сильно удариться головой, как девушка начинает думать, что она неотразимая красотка. Сделанная на манер «Я худею» голливудская комедия про боди-позитив, которая неловко (а потому не слишком убедительно) высмеивает сексистские стереотипы.

«Реинкарнация»

Будоражащий хоррор про семейный рок

У Энни Грэхем (Тони Коллетт) умирает мать, а после над ее семьей повисает демоническая угроза. Самый хайповый хоррор последнего времени, который все уже успели сравнить с «Бабадуком», рассказывавшим про ужасы материнства. «Реинкарнация» копает не менее глубоко: это умный фильм ужасов про плохую наследственность, который идет против всех правил, развивается не так, как хотелось бы, из-за чего вам будет неуютно, но вы точно захотите узнать, чем все закончилось.

«Фокстрот»

Философская притча о солдате и его родителях

Главный хит израильского кино последнего времени, который получил Гран-при жюри в Венеции и номинировался на «Оскар». Лихо собранная драма о солдате, родители которого думают, что он погиб, в то время как тот с другими сослуживцами мается от тоски на безлюдном КПП. Из всего этого вырастает античная трагедия о взаимоотношениях отцов и детей, механизмах рока и возмездия, приправленная умными формалистскими приемами и одной из лучших танцевальных сцен в истории кино.

Борис Березовский в Московской филармонии

Доходчивые романтические партитуры с известными солистами

В ясном Концерте для фортепиано и скрипки Мендельсона сольные партии всегда на виду: вот вступил один голос, ему отвечает второй, искусные дуэты чередуются с оркестровыми крещендо, только сиди и получай удовольствие от игры звуков. «Фантастическая симфония» Берлиоза тоже не увиливает от слушателя: в этой живописной музыке всегда ясно, что и почему происходит (композитор даже написал сюжетное обоснование каждой части, но, не зная их, слушать даже интереснее). Играют Уральский филармонический оркестр (один из лучших в России) с известными солистами — скрипачом Сергеем Крыловым и пианистом Борисом Березовским. Концертов будет два — 7 и 8 июня.

«Remote Moscow»

Аудиопутешествие по улицам города от королей документального театра Rimini Protokoll

Зрители встречаются на кладбище, надевают наушники и отправляются в путешествие по городу под управлением компьютерного разума с отличным чувством юмора. Московская версия одного из самых популярных в мире проектов немецкой команды неигрового театра Rimini Protokoll самая долго идущая: устраивают по два-три сеанса в день. Интервью с продюсером аудиопроменада «Remote Moscow», импресарио Федором Елютиным читайте здесь.

«Транскрипция цвета» в КЦ ЗИЛ

Танцовщики воспроизводят на сцене шедевр абстрактной живописи

Театр «Балет Москва» пригласил тандем из Нидерландов — хореографа Хуанхо Аркеса и драматурга Фабьен Вегт — для воплощения нетривиальной затеи: сочинить балет по мотивам картины венгерского художника-конструктивиста Ласло Мохой-Надя «Конструкция AII» 1924 года на музыку композитора Джона Адамса (США). В результате сцена превратилась в своего рода холст, на котором танцовщики своими телами призваны воссоздать абстракционистское полотно.

Пятница, 8 июня

Scarlxrd в «Главклубе»

Новый агрессивный кумир тинейджеров

Английский рэпер Скарлорд — еще один молодой независимый артист, который быстро собрал вполне солидную фан-базу и поехал в туры без лейблов, телевидения и радио, а исключительно благодаря интернету. Скарлорда отличает экстремальная вокальная техника — он истерично скримит, создавая ощущение, что вы пришли на металкор-концерт, где по какой-то ошибке звучат трэп-инструменталы.

Феликс Кубин в «Газгольдере»

Великий и неутомимый немецкий экспериментатор

Клуб «Газгольдер» за последние пару лет превратился в центральную московскую техно-локацию, но вот живые электронные концерты здесь — дело редкое. Тем больше причин отправиться сюда на выступление (не ночное!) Феликса Кубина, заслуженного электронного композитора-авангардиста из Кельна, в Москве не выступавшего с последнего Outline.

Smerz на «Плутоне»

Интимный лефтфилд-поп от девичьего дуэта из Норвегии

Норвежский дуэт Smerz — люди на электронной сцене сравнительно новые и очень интересные. Их недавний релиз «Have Fun» выпущен уважаемым британским лейблом XL и обласкан вниманием Pitchfork, а также прочей передовой критики. На альбоме негромкий мурлыкающий вокал лежит на разбалансированных шатких электронных инструменталах; в списке влияний явно не обошлось без Джесси Ланца и DJ Rashad.

Kymatic в Новом пространстве Театра наций

Главные лица независимой музыки в роли академических композиторов

Ансамбль Kymatic во второй раз будет играть новые вещи, которые написали музыканты, не связанные с академической музыкой. В этот раз их список еще любопытней: экс-гитаристка группы «Наадя» Мария Теряева, певица Анастасия Толчнева (больше известная под псевдонимом Lovozero), электронщик Moa Pillar, автор проекта resequence Дима Аникин и другие. Совершенно неясно, что у них выйдет в ситуации, когда вместо комфортного инструментария нужно работать с ансамблем, да еще и с помощью неких письменных указаний (партитуры могут быть и без нот). В этом главный интерес: может, кого-то из них лет через десять мы будем в первую очередь знать как современного композитора.

«Юрген Теллер. Мандраж на диване»

Несколько серий важного скандального фотографа о футболе

Студенческое общежитие, № 3. Мюнхен, Германия. 2014

«Гараж» чемпионат мира тоже обойти не мог и показывает первую большую выставку одного из самых известных фотографов сегодняшнего дня — Юргена Теллера — через призму его работ о футболе, которые начинаются с 2002 года и заканчиваются прошлым. Среди них будет и знаменитый кадр на могиле отца с футбольным мячом, снимки знаменитых футболистов прошлого и настоящего, а также работы фотографа, сделанные в разных уголках планеты.