Понедельник, 2 апреля
Оркестр и Хор KlangVerwaltung в Консерватории
«Страсти по Матфею», как это делают немцы
Баварский оркестр и хор KlangVerwaltung не назвать большими звездами аутентичной сцены, но и в барочный арьергард их никак не запишешь: музыканты собрались в 1997-м, постоянно гастролируют по миру и записываются на приличном лейбле. В Москве немцы споют и сыграют «Страсти по Матфею», одно из важнейших сочинений Баха, в котором контрапунктический гений как-то уживается с ослепительными, почти оперными ариями, пышными хорами и даже речитативами (в изначально церковной музыке!). Словом, стоит узнать, как подкованные немцы справляются со «Страстями».
Вторник, 3 апреля
4-й Фестиваль нового венгерского кино CIFRA
Скачки, дуэли, скелеты в шкафах, коллективная вина и призраки прошлого на фестивале современного венгерского кино
В Москве в четвертый раз пройдет фестиваль новейшего кино Венгрии, который откроет семейно-историческая драма «Аврора Бореалис: Северное сияние» — новый фильм 86-летнего классика европейского кинематографа Марты Месарош, сделавшей себе имя на автобиографической тетралогии «Дневник для моих…». Заметим, что «Северное сияние» для нее вовсе не проходная работа, а демонстрация настоящей режиссерской мощи, которую можно сохранить и в преклонном возрасте. На фестивале Месарош, к слову, не только проведет мастер-класс во ВГИКе, но также представит свой старый фильм «Их двое», примечательный тем, что это единственный раз, когда супруги Владимир Высоцкий и Марина Влади появились вместе на экране. Помимо этого, в программе авантюрно-приключенческая мелодрама «Кинчем — мое сокровище», монументальная трагедия «1945» и хардкорный триллер «Монстр из Мартфю», который с южнокорейской жестокостью рассказывает о поисках маньяка, символизирующего собой тоталитарную систему.
«Зов начала (Алиф)» в Центре им. Мейерхольда
Сольный танец на основе старого татарского алфавита
Алиф — первая буква татарского алфавита, в 1927 году из вязи переведенного в латиницу, а потом уже в кириллицу. Под живую музыку танцовщик рисует телом в воздухе фигуру за фигурой. Спектакль режиссера Туфана Имамутдинова и хореографа Марселя Нуриева, помимо того что впечатляет эстетически, еще и работает сильным напоминанием о трещинах в фундаменте татарской культуры — языке, который начиная с прошедшего года вывели из обязательной школьной программы Республики Татарстан. Спектакль входит в число 15 лучших на фестивале «Золотая маска» этого года.
Diageo Reserve World Class в Санкт-Петербурге
Финал этапа международного конкурса среди барменов
В первых числах апреля в Санкт-Петербурге соберутся лучшие бартендеры со всей России, чтобы поучаствовать в третьем этапе программы Diageo Reserve World Class — авторитетного международного конкурса с длинной историей — его первые соревнования прошли почти десять лет назад в Лондоне. Новый финал состоится в этом году в Берлине, и отправятся туда победители следующего этапа — национального финала в Москве (он запланирован на июнь).
Этап конкурса в Петербурге посвящен работе с гостями и называется «Host Your Guest» (позади «Heat of the Moment» и «Behind the Bar»). Определить лучших в Северную столицу приедут три гуру мировой барной индустрии: бартендер мира 2017 года по версии Diageo Reserve World Class — Кейтлин Стюарт, консультант Ангус Винчестер и Мартин Худак из знаменитого American Bar Savoy. Помимо финального соревнования (4 апреля, бар «Бегемот is back», начало в 18.00) организаторы готовят образовательную программу для широкой аудитории: Мартин Худак, например, научит смешивать коктейли на основе кофе (3 апреля, бар El copitas), Кейтлин Стюарт расскажет об опыте победы на соревнованиях мирового уровня (5 и 6 апреля, бар «Кабинет»), а Ангус Винчестер проведет воркшоп на тему «Гостеприимство — как правильно работать с гостями и как делать даже случайных гостей постоянными посетителями бара».
Когда:
3–5 апреля
Подробности:
Среда, 4 апреля
«Мы» в Red
Самая нежная новая инди-группа с первым большим концертом в Москве
Даниил Шайхинуров играл в группах «Обе две», OQJAV, La Vtornik и сольном проекте Daniel Shake. Ева Краузе училась в школе в Израиле. Они познакомились в интернете — и всего за год трогательные, спетые на два голоса треки принесли им статус одной из самых симпатичных новых инди-поп-групп. Их трек «Возможно» превратился в интернет-хит, а в конце января вдруг оказался в эпицентре жуткой истории, когда студент опубликовал в соцсети пост о том, как он убил свою соседку. Почти сразу после которой «Мы» объявили о финале совместной деятельности. Но прошел месяц, и участники группы анонсировали новый альбом «Ближе» — а за ним и концерты-презентации. Интервью с группой читайте здесь.
Программа «Best of Shnit 2017»
Лучшие из лучших с международного фестиваля короткометражек
Международный фестиваль короткометражных фильмов shnit Worldwide Shortfilmfestival имеет 15-летнюю историю, но в октябре прошлого года он прошел в Москве только в четвертый раз. Нынешняя весенняя подборка — это специальная программа из восьми короткометражек, емкая выжимка всего самого лучшего. Тут и мелодрама про охранников парковки («Тайм-код»), и история пошедшего не по плану ночного ограбления («Мартин»), и анимация про любовные игры оленей («Весенний джем»), и рассказ про то, что скрывается за радостными фото в инстаграме («#Селфи»), и другие курьезные и романтические истории с подвохом.
«Агата возвращается домой» в «Практике»
Невероятной красоты постановка по пьесе Линор Горалик
Пьеса «Агата возвращается домой» поставлена по одному из текстов Линор Горалик. Приключения восьмилетней Агаты — это одновременно и сказка про зимний лес, бесенка и волшебное колечко в подарок, и притча о том, как человек учится принимать серьезные решения. Это история об искушении, о чувстве вины и о нарушении законов, данных родителями. Спектакль уходит из репертуара, последние показы пройдут 4, 5 и 19 апреля.
«Эмилио Амбас: от архитектуры к природе»
Заслуженный пионер экологической архитектуры
Один из пионеров экологически ориентированной архитектуры, интегрированной в природу, Эмилио Амбас был весьма разносторонним человеком: среди его заслуг — основание научно-исследовательского Института архитектуры и урбанизма IAUS в Нью-Йорке и кураторство направления дизайна в MoMA. Он представлял Америку на Венецианской биеннале и был удостоен многих наград. На выставке будут представлены макет частного дома под Севильей (2004), фотографии, рисунки и фильмы.
«Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства»
Гастроли одного из символов Казахстана
В начале 1970-х годов в окрестностях Алма-Аты случилось открытие века: археологи нашли в курганe Иссык останки сакского царя — Золотого человека. Его украшения из короны стали частью национального герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алма-Аты. На выставке как раз и покажут реконструкцию его костюма — расшитую золотыми бляшками одежду, украшенный барсами и птицами головной убор особой конической формы, а также другие найденные в его захоронении археологические древности V–IV веков. Кроме этих находок будут и другие ювелирные шедевры страны — украшения, детали костюмов и бытовые предметы XIX — середины XX века.
Четверг, 5 апреля
«Белль и Себастьян»
История дружбы мальчика и большой горной собаки
Экранизация романа Сесиль Обри про то, как во время Второй мировой войны во французской горной деревушке мальчик по имени Себастьян (Феликс Боссюэ) водит дружбу с пиренейской горной собакой по кличке Белль. Трогательное семейное кино, тематически близкое к «Фландрийскому псу», но гораздо более нежное и ласковое. В дни летних каникул на экраны выйдет сиквел «Белль и Себастьян. Приключения продолжаются», а в сентябре — «Белль и Себастьян: последняя глава».
«Винчестер. Дом, который построили призраки»
Грозный хоррор про особняк с привидениями
Пожилая наследница известной оружейной компании Сара Винчестер (бесподобная Хелен Миррен) обустраивает свой особняк так, чтобы он напоминал лабиринт, но не прихоти ради, а потому что в нем водятся привидения, которых знатная особа намерена загнать в ловушку. Основанный на реальной истории дома Винчестеров новый фильм ужасов братьев Спириг («Воины света», «Патруль времени»), которые недавно реанимировали франшизу «Пила», а теперь вот взялись за более оригинальный и довольно жуткий материал.
«Гоголь. Вий»
Александр Петров продолжает борьбу с украинской нечистью
В селе Диканька по-прежнему неспокойно: инфернальный всадник все так же покушается на дивчин, плюс объявилась новая ведьма Ульяна (Ксения Разина), за которой охотится Хома Брут (Алексей Вертков) — мастер кунг-фу и экзорцист. Чтобы остановить колдунью, он рекрутирует себе в помощники Николая Васильевича Гоголя (Александр Петров). Несмотря на то что в название фильма вынесен только «Вий», новая часть также будет экранизацией гоголевской повести «Заколдованное место». Еще на этой картине окончательно становится понятно, что режиссер Егор Баранов снимает не столько хоррор (сцена вызывания монстра Вия в церкви выглядит гораздо менее пугающе, чем даже в советском фильме ужасов), а боевую готику с примесью «Изгоняющего дьявола».
«Жажда смерти»
Брюс Уиллис мстит с огоньком в ремейке старорежимного боевика
В серии фильмов «Жажда смерти» герой Чарлза Бронсона Пол Керси занимался тем, что с середины 70-х до середины 90-х мстил за кого-то из близких и друзей: жену, дочь, экономку, однополчанина, подругу дочери, свою новую возлюбленную — и так до тех пор, пока франшиза не скатилась в самопародию и пыточное порно. В ремейке виртуозного жанрового стилиста Илая Рота («Хостел», «Кто там») роль разъяренного отца и супруга играет Брюс Уиллис, а фильм при этом с самого начала не лишен постмодернистской иронии, потому что снимать без нее кино про самосуд одинокого мстителя сейчас просто невозможно.
«Взрослые игры»
Трагикомедия с восходящей звездой Зои Дойч в роли оторвы
Эрике (Зои Дойч) ничего не стоит сделать минет первому встречному, если потом с подругами можно его шантажировать. Полученные с помощью таких махинаций деньги девушка копит на залог для сидящего в тюрьме отца, а живет с понимающей матерью и ее новым мужем. Ситуация, впрочем, осложняется, когда в ее жизни появляется пухлый сводный брат Люк (Джоуи Морган), проведший некоторое время в клинике из-за наркотической зависимости, но на то были веские основания. Живое, дерзкое, смешное, хорошо написанное и неглупое инди-кино, которое начинается как подростковая комедия, а заканчивается практически как «Бонни и Клайд». Несущий элемент всей конструкции — Зои Дойч, без ее харизмы этот фильм не был бы настолько магнетически прекрасным.
«Голодные сердца»
Психологическая мелодрама, в которой Адам Драйвер пытается защитить своего ребенка от жены
После того как у Джуда (Адам Драйвер) и Мины (Альба Рорвакер) рождается сын, женщина буквально становится одержима здоровьем ребенка. Пугающая (с элементами триллера) история про то, чем может обернуться чрезмерная родительская забота и любовь. 5 призов Венецианского фестиваля — в том числе Драйверу и Рорвакер за лучшую мужскую и женскую роль соответственно.
«Операция «Шаровая молния»
«Операция «Арго», но про захваченный самолет
Несмотря на вводящее в заблуждение название, «Операция «Шаровая молния» не экранизация очередной книги о Джеймсе Бонде, а снятая по мотивам реальных событий картина про захват германской радикальной группировкой и пропалестинскими боевиками самолета компании Air France. Для освобождения израильских пассажиров была разработана крайне дерзкая спасательная операция, которая уже послужила поводом для трех экранизаций. В свежей постановке немецких террористов играют Даниель Брюль и Розамунд Пайк, а режиссером выступил бразилец Жозе Падилья («Элитный отряд», «Нарко»), который после голливудского дебюта — не очень удачного ремейка «Робокопа» — не может снять ничего сносного. Вот и «Шаровая молния» у него получилась невразумительным триллером, лишенным саспенса.
«Мария Магдалина»
Руни Мара и ее сложные отношения с Иисусом
Еще одни «Страсти Христовы» — на сей раз от режиссера «Льва» и сериала «Вершина озера» Гарта Дэвиса. В фильме рассказывается очень личная и трепетная история взаимоотношений Иисуса (Хоакин Феникс) и его последовательницы Марии Магдалины (Руни Мара). Это не такое провокационное, как скорсезевское «Последнее искушение Христа», но и не совсем конгениальное Священному Писанию кино. Драма, в которой христианские герои показаны с человеческой стороны.
«Невероятная история о гигантской груше»
Котенок и слоненок отправляются в путешествие на корабле из груши
Датский мультфильм по книжке Якоба Мартина Стрида про то, как к слоненку Себастьяну и котенку Мирчо попадает послание в бутылке, в котором говорится, что бургомистр города Сульбо по прозвищу Джей-Би оказался на таинственном острове и просит спасти его. Вместе с профессором Глюкозой ребята отправляются в плавание на гигантской груше. В пути им встретятся морские чудовища, пираты и другие опасности, которые сделают это приключение незабываемым.
«Девушки и танки»
Задорное аниме про девчонок на боевых машинах
Когда в школах и университетах вводят танководство, эта дисциплина начинает пользоваться большой популярностью у девочек. Команда юных танкисток из Японии находится в тени у своих русских, китайских, английских и немецких конкуренток, но очень хочет перестать быть аутсайдерами и выбиться в высшую лигу. Комедийное аниме Цутому Мидзусимы — настоящий кавайный арт-обстрел.
Луна в Crocus City Hall
Презентация альбома «Остров Свободы»
Есть киевская семейная пара — Кристина Бардаш, она же певица Луна, и Юрий Бардаш, он же участник группы «Грибы» и музыкальный продюсер. Есть быстрый, решительный и всенародный успех «Грибов». И на контрасте — очень медленное, однако поступательное движение вперед Луны. Два года назад интерес к ней подогревала столичная пресса, очарованная дебютными работами — нарочито простецкими девичьими песнями. Сейчас можно быть уверенным, что песни Кристины ушли в народ — причем довольно прочно. В новых треках больше стати и неги, что делает сравнения с Ланой Дель Рей как будто бы более оправданными. Но одновременно с этим и очертания собственного стиля прорисовываются все более отчетливо. Сразу после концерта Луна отправится на афтепати в Powerhouse.
Наадя в «16 тоннах»
Нерядовой инди-поп
Новый альбом Надежды Грицкевич — лучшее описание того, что происходит с человеком накануне 30 лет. В текстах много боли не от несовершенства мира вокруг, но от собственного несовершенства, которое мешает жить и любить: мы сломанные, нас не починить. Звук — пластичный, воздушный, с улетающим в небо голосом и ритмическими выкрутасами. Вот и вправду «русские The xx», но вместо второго голоса в дуэте — пустота. Или сам слушатель с пустотой внутри.
Терье Миккельсен в концертном зале «Филармония-2»
Рахманинов без лишнего чувства
В череде концертов к 145-летию Рахманинова этот выделяется и программой, и музыкантами. От Рахманинова здесь только безмерно известный Второй фортепианный концерт, в котором солирует эрудированный Филипп Копачевский: в этой запальчиво эмоциональной музыке у него получается крепкий союз между чувством, филигранной техникой и рахманиновскими вау-эффектами. Во втором отделении будет смурная Пятая симфония Чайковского — и вот здесь себя проявят по полной Светлановский оркестр и знаток тяжелых созвучий, норвежец Терье Миккельсен.
«Я не робот»
Размышление о цифровом мире
Двенадцать молодых художников размышляют о границе между цифровым и реальным, частным и публичным, о новых обстоятельствах нашей жизни. Что такое цифровая память? Общаемся ли мы с другим человеком или уже машиной и насколько алгоритмы опосредуют наше общение? Как влияют Gooogle Maps и социальные сети на цифровую память? Ответы на эти вопросы — и прежде всего рассуждение о важности этих тем — как раз и можно найти на выставке.