Планы на выходные

26 главных концертов, премьер, выставок, спектаклей и масленичных гуляний

«Убийство священного оленя» и «Призрачная нить» в кинотеатрах, концерт группы «Фивы» в «16 тоннах», виниловый маркет в Powerhouse, а также последняя возможность сходить на выставку Эль Лисицкого и масленичные гулянья в Москве и Никола-Ленивце.

Кино

«Убийство священного оленя»

Античная трагедия от создателя «Клыка» и «Лобстера»

У хирурга (Колин Фаррелл) есть жена-офтальмолог (Николь Кидман) и двое очаровательных детей (Раффи Кэссиди, Санни Сулджик), а еще у него довольно странные отношения с юношей по имени Мартин (Барри Кеган): он совершает с ним длительные прогулки и угощает картошкой фри. Но во всем этом нет какого-то сексуального подтекста — просто доктор и парень связаны одной медицинской ошибкой, приведшей к трагедии. Именно трагедию в ее древнегреческом виде и конструирует Йоргос Лантимос («Клык», «Альпы») в своем новом фильме, ключом к пониманию которого служит название, отсылающее к «Ифигении в Авлиде» Еврипида. Режиссер играет со зрительским вниманием: в первой половине картины упоительно нагнетает саспенс — в том числе благодаря издевательскому саунд-дизайну (состоящему, как и положено античной трагедии, из хора). Во второй — обрушивает на зрителей греческую (пришедшую вслед за корейской) жестокость. При этом он не забывает насыщать фильм социальным гротеском, который, как и в «Лобстере», строится на пустых, а точнее, формализованных отношениях между людьми. Однако в этот раз социальный гротеск разбивается о тяжеловесный религиозный и мифологический символизм. «Убийство священного оленя» во всех смыслах удушающая картина — и это скорее не комплимент.

«Призрачная нить»

Дэниел Дей-Льюис играет модельера и прощается с кино

В послевоенном Лондоне кутюрье-перфекционист Рейнольдс Вудкок (Дэниел Дей-Льюис) вместе со своей сестрой Сирил (Лесли Мэнвилл) одевает всю британскую элиту и слывет закоренелым холостяком, однако после знакомства с девушкой Альмой (Вики Крипс) теряет голову. Ладно скроенная драма важного американского режиссера Пола Томаса Андерсона («Нефть», «Врожденный порок») про трудности коммуникации. Главный герой общается с миром через кройку и шитье, костюмы и наряды, которые выступают для него ключом к сердцу других людей. Но подобрать ключик к сердцу самого Вудкока сложно (он закрытый джентльмен), это и берется сделать Альма, прибегнув к проверенному веками способу: как известно, путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Однако Альма в это известное высказывание вкладывает свой интересный смысл. Довольно блистательное в своей формалистской бескомпромиссности кино, которое может показаться скучным, если сразу не принять одно простое правило игры: его форма и есть его содержание. А для актера-перфекциониста Дэниела Дей-Льюиса, известного своими полными погружениями в роли, — так, например, для «Призрачной нити» артист несколько месяцев проработал подмастерьем главного костюмера нью-йоркского балета — это, быть может, последняя роль, что, конечно, огромная потеря для кинематографа. Рецензию Станислава Зельвенского на фильм читайте здесь.

«Недруги»

Суровый вестерн с Розамунд Пайк и Кристианом Бейлом

1892-й. Капитан Джозеф Блокер (Кристиан Бейл) получает задание: доставить на родину в Монтану умирающего от рака вождя племени шайеннов Желтого Ястреба (Уэс Стади, один из главных индейцев Голливуда). Недовольный этим поручением, он вместе с другими офицерами (Джесси Племонс, Рори Кокран, Тимоти Шаламе) отправляется в путь и по дороге встречает фермершу Розали Куэйд (Розамунд Пайк), чью семью вырезали команчи. Кровавый, если не сказать кровожадный парафраз «Танцев с волками» от режиссера «Сумасшедшего сердца» и «Черной мессы» Скотта Купера, а также его высказывание в пользу того, что в жестоком мире мужчин подлинный гуманизм в себе может сохранить только женщина.

«Лед»

Между Аглаей Тарасовой и Александром Петровым тает лед

В результате несчастного случая талантливая фигуристка Надя Лапшина (Аглая Тарасова) оказывается прикована к больничной койке. Поставить ее на ноги берется молодой хоккеист Саша Горин (Александр Петров). Да так усердно, что вскоре между ними начинают развиваться романтические отношения. Спродюсированная Федором Бондарчуком духоподъемная спортивная мелодрама — не столько «Тоня против всех», сколько «Движение вверх» про каток, коньки и волю к победе. Маму Нади играет настоящая мать Аглаи Тарасовой — Ксения Раппопорт. Рецензию на фильм читайте здесь.

«Сердцеед»

Очаровательная комедия положений с французскими звездами

Отпетый ловелас капитан Невиль (Жан Дюжарден) отправляется воевать с австрийцами за Наполеона и божится посылать весточки своей пассии Полин (Ноэми Мерлан). Проходит время, но от Невиля ни слуху ни духу — и тогда сестра Полин, Элизабет (Мелани Лоран), решает выступить в жанре Сирано де Бержерака: писать письма от лица возлюбленного. В конце концов она решает похоронить Невиля, не ожидая, впрочем, что в один прекрасный день он все-таки объявится и спутает ей все карты. Костюмированная романтическая комедия Лорана Тирара, у которого лучше всего получается снимать не очередную серию про Астерикса и Обеликса, а вот такие остроумные мелодрамы наподобие «Мольера» с Роменом Дюрисом.

«Муми-тролли и зимняя сказка»

Новая порция финских сказок по книжкам Туве Янссон

Зима близко, и семья муми-троллей готовится к спячке, но долго отдыхать им не придется — муми-тролля и его друзей ждут снежные приключения, а также знакомство с Рождеством. Возвращение трогательных героев Туве Янссон — быть может, главного финского культурного экспорта.

«Махнем на Луну»

Перуанский мультфильм про спасательную операцию с кондором

Когда над Землей повисла инопланетная угроза, оказалось, что только бестолковый антропоморфный кондор способен предотвратить апокалипсис. Экранизация серии комиксов карикатуриста Пепо про латиноамериканского национального героя Кондорито (у нас переименованного в Орлушу).

Концерты

«Фивы» в «16 тоннах»

Колдовской северный дарк-поп

Незадолго до Нового года петербургская группа «Фивы», играющая темную электронику с низким и колдовским женским вокалом, выпустила новый альбом «Оста» — может, и не претендующий на топ-позиции чарта iTunes, зато абсолютно неподражаемый и уникальный. «Идеальный концерт должен быть мистерией — зрителя должно полностью погружать в нашу тему», — утверждает Евгения Резункова, голос группы, и вспоминает, что оформление для первого сольника искали на болотах Ленинградской области. Будьте готовы к чему-то подобному и на выступлении в Москве и держите в уме, что «Фивы» здесь — гости редкие.

Юровский и Светлановский оркестр в Московской филармонии

Классика и неоклассика

Хотя слово «неоклассика» в последние годы вошло в самый широкий обиход благодаря безмерно сентиментальным молодым музыкантам, именно на первом в этом году концерте Владимира Юровского в Москве стоит послушать, что же оно означает на самом деле, то есть академическую музыку ХХ века, которая отвергла революции авангарда и продолжила эволюционное развитие классической школы. Четвертая симфония Прокофьева в послевоенной редакции похожа на киноколлаж, слегка утрированный, зато захватывающий и предельно ясный. Смурной, но ироничный Концерт для трубы Щедрина вполне может войти в историю как одно из самых виртуозных сочинений для этого инструмента. Сравнить эту музыку с «настоящей» классикой, Симфонией № 52 Гайдна, диалектической и рациональной музыкой эпохи Канта, — отдельное удовольствие.

Swimming session II в Музее Вадима Сидура

Свободная импровизация с головой

Если современная академическая музыка в России все еще андеграунд, то новая импровизационная от молодых композиторов — это андеграунд в квадрате. Концерт Swimming session II — чуть ли не лучшая возможность быть рядом с будто бы несуществующим феноменом. Играют самые сильные композиторы и музыканты, почти только на которых в России и держится импровизация академического склада: Широков, Горлинский, Полеухина, Наджаров, Чернышков. С ними западные коллеги по цеху — импровизатор Фариелло и перформер Фогльзингер. Среди звучащих объектов — как инструменты разной степени экзотичности (фортепиано, электроника, электроальт), так и якобы не музыкальные вещи вроде электромоторов.

Театр

«Сверлийцы V» в «Электротеатре Станиславский»

Экспериментальный оперный сериал Бориса Юхананова, заключительная серия

Борис Юхананов, ученик Анатолия Васильева и король андеграунда 1990-х, мифотворец и бескомпромиссный экспериментатор, в 2014 году возглавил не самый примечательный Театр им. Станиславского и превратил его в амбициозный центр европейского сценического авангарда «Электротеатр Станиславский». Здесь же Юхананов постепенно реализует свои давние мегапроекты, один из которых — оперный сериал «Сверлийцы», основанный на его же книге. Композиторы из объединения «Сопротивление материала» (Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский и Владимир Раннев) написали музыку к пяти сериям; исполняют музыканты и вокалисты МАСМ, NʼCaged и Questa Musica; каждая серия — отдельный спектакль. Сверлия — фантастическая цивилизация, существующая параллельно нашему миру. Сюжет, в котором фигурируют Петербург, Венеция, синий стог, принц Сверленыш, Лядище, упырь и еще около сотни мест, явлений и персонажей, пересказать невозможно. Автор партитуры последней серии — Владимир Раннев.

«Музей инопланетного вторжения» в Боярских палатах СТД РФ

Интерактивное мокьюментари про пришельцев в Томске в 1989 году

Несколько сводчатых залов Боярских палат заняты выставкой артефактов якобы из Томска 1989 года. Экскурсоводы в белых халатах и с фонариком в руках проводят зрителей от объекта к объекту, реконструируя события инопланетного вторжения, попыток его подавления армией и затем засекречивания документов и замалчивания фактов. В ход идут магнитофонные записи, предметы советского быта и, например, пластилин. Проект вдохновлен романом Герберта Уэллса «Война миров». По форме «Музей инопланетного вторжения» — между интерактивной выставкой, променад-спектаклем и предметным перформансом. Притом что команда создателей этого редчайшего в своем роде театрального мокьюментари — сплошь концептуалисты от современного театра и искусства — сняла для проекта еще и короткометражный фильм, а венчает проект захватывающая дух инсталляция.

«Забыть, или Больше не жить» в театре «Около дома Станиславского»

Меланхолическое кабаре по Чехову

Любой спектакль Юрия Погребничко — игра с памятью: своей и зрительской, зрительной и ассоциативной. С недавних пор закону «новое — это хорошо забытое старое» подчинился и репертуар театра: в «Около» реинкарнируют старые спектакли. На этот раз новой жизнью зажила «Молитва клоунов». Простодушные фокусы, изощренная игра цитатами, костюмы из ГУЛАГа, песни из старого кино. Все как всегда, только в основе этого меланхолического кабаре — Чехов.

Выставки

«Ринат Волигамси. Двоегорск»

10 лет работ важного уфимского художника

119 объектов и картин, детально документирующих жизнь вымышленного города Двоегорска, и фотоколлажи с вымышленной жизнью Ленина, с помощью которых башкирский художник Ринат Волигамси критически переосмысливает наследие советской утопии и художественную идеологию соцреализма. Странные кремлевские звезды, дома-бараки, утопленный под землю мавзолей, — непонятно, происходит все это в Советском Союзе или в наши дни.

«Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио»

Три важных скульптора рисуют графику

Инну Баженову, основателя фонда In Artibus, всегда волновало, как в искусстве соотносятся плоскость и объем, рисунки, барельефы и скульптуры. Обычно рисунки скульпторов недооценивают и считают вспомогательными, но выставка показывает, что они представляют собой самостоятельный интерес, и предлагает посетителям оценить особенный взгляд скульпторов на пространство листа. Увидеть здесь можно будет 70 графических работ и несколько скульптур небольшого размера от трех важнейших скульпторов начала прошлого века, хорошо знакомых между собой: Огюста Родена, Аристида Майоля и Шарля Деспио.

«Оксана Мась. Трансфигурация»

Новые проекты о главном

Разные новые серии от дважды участницы престижной Венецианской биеннале: масштабная инсталляция с участием планов церквей и синагог, а также живопись, продолжающая традиции картин XX века. «Mandala Dance» должны рассказать о единых узорах главных мировых духовных практик, а все вместе — обратить внимание зрителя на перемены, что происходят сейчас в обществе и в мире.

«Эль Лисицкий. El Lissitzky»

Большая ретроспектива героя русского авангарда

Из героев авангарда только Татлина и Родченко в последние годы показывали много и подробно, поэтому большая экспозиция с работами Эль Лисицкого — великого художника, дизайнера и архитектора, прославившегося своими проунами (от «проект утверждения нового»), — как будто компенсирует этот пробел. Выставка в его честь получилась огромной — она захватила и Третьяковку, и Еврейский музей. Последнему отошло все, что относится к его участию в еврейской культурно-общественной организации, — книжные иллюстрации, плакаты, фотоколлажи, фотомонтажи, рукописи, документальные фотографии, а в Третьяковке можно увидеть проуны и архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна, фотографии и живопись как из собственных архивов, так и со всего мира — из музеев Германии, Голландии и даже Азербайджана. 18 февраля — последний день работы этой двухчастной выставки.

Другое

Большой завтрак в Food Store

Завтраки от 11 кафе в одном месте

Недавно на Рождественке открылось круглосуточное городское пространство Food Store, сочетающее в себе магазин экологически чистых продуктов и 11 корнеров разных ресторанных концепций. С каждым из них в эти выходные проект Eggsellent.moscow приготовит свои варианты завтраков — какое-то особенное блюдо, которого нет в повседневном меню (но все обязательно с яйцами).
Среди участников «Дагестанская лавка», Plov.com, «Золотой баран», MakDuck, Bang Bang, «Рамен-клаб», «Привет, Crevette!» и Burger Heroes. Не обойдется, конечно, без кофе — выпить чашечку черного всего за 100 рублей можно будет в «Даблби», сказав на кассе кодовое «Проснись и пой».

Когда:

17–18 февраля, 10.00–0.00

Где:

Food Store, Рождественка, 6/9/20, стр. 1

Подробности:

здесь

«Одесский привоз» на «Свалке»

Фестиваль по-одесски

«Привоз» — легендарный рынок в Одессе,ее достопримечательность, где найти можно все, что душе угодно. В субботу проект Svalka.me попробует воссоздать его атмосферу в Москве, устроив в пространстве Vernissage, что на Измайловском шоссе, большой фестиваль. Сможете там приодеться, вкусно поесть (готовить будут настоящие одесситы), послушать местную музыку, лекции про путешествия, походы под парусом и, разумеется, саму Одессу, поучаствовать в настоящем аукционе (возможно, именно вас ждет ваза-амфора, как на фотографии) и даже забрать собаку на благотворительном маркете. Расписание найдете здесь.

Когда:

17 февраля, 09.00 — 21.00

Где:

Svalka.me, Измайловское шоссе, 73ж

Подробности:

здесь

Shubina Books Party в «Электротеатре Станиславский»

Литературная вечеринка с популярными авторами

В воскресенье в «Электротеатре Станиславский» отметят 10-летие «Редакции Елены Шубиной». Праздновать юбилей будут весь день — с 13.00 до 21.00. Устроят большую распродажу книг, проведут авторские чтения, публичные дискуссии и автограф-сессии: обсудят, например, тему «Роман поколения» с Людмилой Улицкой (она на фотографии), Гузель Яхиной и Яной Вагнер; «Роман.DOC: литература в плену у истории» с Алексеем Ивановым и Евгением Водолазкиным; начнут второй сезон проекта «Книжный кутеж. 17 страница» с Дмитрием Глуховским, встретятся с Сергеем Шаргуновым, Леонидом Юзефовичем, Дмитрием Воденниковым, Галиной Юзефович, Александром Архангельским, Алисой Ганиевой, Олегом Лекмановым и многими другими авторами издательства. Вход свободный, по предварительной регистрации.

Когда:

18 февраля, 13.00–21.00

Где:

«Электротеатр Станиславский», Тверская, 23

Подробности:

здесь

Уильям Брумфилд «Авангардная архитектура глазами фотографа»

Лекция, посвященная 90-летию Бахметьевского гаража

18 февраля, 18 марта и 22 апреля в Еврейском музее пройдут лекции западных историков архитектуры, посвященные 90-летию одной из главных инженерных достопримечательностей Москвы — Бахметьевского гаража. Первую из них прочитает американский фотограф, профессор и большой специалист по истории русского зодчества Уильям Брумфилд. Он снимал здание на Образцова в 1990-е, когда оно еще функционировало как автобусный гараж. На встрече в воскресенье Брумфилд покажет эти исторические фотографии (они, кстати, входят в коллекцию его работ, хранящихся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне), расскажет о проблемах сохранения памятников архитектуры авангарда и поделится своим многолетним опытом по его изучению (он объездил пол-России и успел поработать в самых разных ее точках: Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Екатеринбурге, Челябинске, Хабаровске и других). Вход на лекцию свободный, но нужно зарегистрироваться.

Когда:

18 февраля, 16.30

Где:

Еврейский музей и центр толерантности, Образцова, 11, стр. 1а

Подробности:

здесь

«Сила винила» в Powerhouse

Новый сезон виниловых распродаж в «Доме силы»

В воскресенье в Powerhouse пройдет первый в этом сезоне маркет «Сила винила» — коллекционеры, частные продавцы, представители независимых лейблов и магазинов двух столиц по традиции соберутся в «Доме силы», чтобы распродать пластинки, вертушки, аксессуары и прочую атрибутику. Вход свободный.

Когда:

18 февраля, 14.00–22.00

Где:

Powerhouse, Гончарная, 7/4

Подробности:

здесь

Масленичная неделя

Парк Горького

Концерт The Hatters и сжигание арт-чучела

Провожать зиму в эти выходные будут по всей Москве. С особым размахом — в парке Горького, где устроят двухдневный «Солнцепек». На территории заработают сразу две ярмарки — одна раскинется вдоль Пушкинской набережной, а другая встретит у Главного входа (угоститесь там не только блинами, но и вьетнамской, итальянской и французской кухней). Кульминацией праздника станет сжигание 8-метровой деревянной гири под названием «Тяжесть зимы». За два дня на главной сцене выступят десять артистов. Хедлайнерами субботы станет группа SunSay, а воскресенья — The Hatters. Подскажут, где находится сцена и когда загорится арт-чучело, разгуливающие по всему парку в костюмах персонажей-пузанов студенты мастерской Брусникина Школы-студии МХАТ и молодые актеры ведущих столичных театров.

ВДНХ

Праздничные гулянья и блины от робота

Масштабно празднуют Масленицу и на главной выставке страны. На площади Промышленности до воскресенья работает большая ярмарка, где продают пироги, вафли, пряники, бургеры, а главное — блины (их там около 40 видов). Попробовать, что приготовит робот, можно будет в субботу и воскресенье в павильоне № 2 — с 11.00 до 20.00 там пройдет кулинарное шоу робота-блинопека. Помимо традиционных забав (куда без боев мешками и перетягивания каната) обещают театральные постановки, танцевальные мастер-классы, игры и эстафеты, часть из которых переместится на каток. Завершится праздник сжиганием чучела на «Городской ферме».

Когда:

17 и 18 февраля

Где:

ВДНХ, просп. Мира, 119

Подроности:

здесь

ГУМ-ярмарка

Блины под русские народные песни на Красной площади

На ГУМ-ярмарке блины пекут прямо на открытом огне, превращая их приготовление в шоу с дымовым эффектом. Угоститься ими на Красной площади под русские народные песни и танцы можно будет в эти выходные.

Когда:

пт 11.00–23.00, сб-вс 10.00–23.00

Подробности:

здесь

Никола-Ленивец

Целый дом в огне как символ уходящей зимы

В Никола-Ленивце традиционно будет красиво, весело, но одновременно чуть-чуть печально: из года в год, возможно, главный художник страны строит огромную конструкцию теперь уже высотой в семиэтажный дом, чтобы сжечь ее потом. В этом году Масленица устроена поразительной красоты, пусть и напоминает, по шуткам искусствоведов, готический собор из веников. Поджигать ее будет по традиции художник Герман Виноградов, а общую тему «пламенеющей готики» поддержат лекции и конкурсы. Подробнее здесь.

Расскажите друзьям