Новое русское кино

«Лед»: фильм-мюзикл под песни Земфиры, Дорна, Цоя и других

12 февраля 2018 в 14:27
С 14 февраля создатели «Притяжения» выпускают в прокат спортивную мелодраму о приключениях фигуристки и хоккеиста под песни Земфиры, Ивана Дорна, Виктора Цоя и так далее. Это как если бы «Движение вверх», «Большой» и «Стиляги» вместе встали на коньки — устоять сложно.

Девочка Надя Лапшина из Иркутска (Диана Енакаева) мечтала стать фигуристкой: тренировалась с мамой на замерзшем Байкале, учила азы по книжке, напрашивалась к строгому тренеру (Мария Аронова), но та ее взяла только через не могу. Повзрослевшая Лапшина (Аглая Тарасова) должна была стать абсолютной чемпионкой в парном катании: отобралась к лучшему партнеру страны (Милош Бикович), завоевала его сердце, получила прозвище Снежная принцесса, но повредила спину — она встала на ноги только через не могу, а еще благодаря упертости любителя лобовых приемов и «Звездных войн», хоккеиста Горина (Александр Петров). И вот восстановившаяся Лапшина хочет взять главную награду — Кубок льда, — но уже не может без хоккеиста Горина и такого привычного состояния «через не могу».

Первая неожиданность, с которой предстоит столкнуться неподготовленному зрителю, — перед нами фильм-мюзикл. Трейлеры, афиши и реклама «Льда» это умалчивают — создатели небезосновательно думают, что российские зрители до сих пор, как лед огня, избегают фильмов с песнями и танцами. Предыдущий мюзикл продюсера Федора Бондарчука «Мифы» тоже тщательно скрывал свою музыкальную ориентацию. Наверное, все так и есть: «Стиляг» и «Ла-Ла Ленд» у нас все-таки полюбили не благодаря, а вопреки жанру, так как это были фильмы-деконструкции.

«Лед» наследует у «Стиляг» Валерия Тодоровского песенную формулу: популярные русские хиты дополняют реальность, выражая эмоции главных героев. В плейлисте фильма присутствуют две песни Земфиры, «Пачка сигарет» Цоя, Иван Дорн и даже Богдан Титомир. Есть, например, мощный выход под ремикс песни «Я солдат» группы «Пятница», который можно назвать ироничным ответом номеру «Скованные одной цепью» из «Стиляг». За аранжировки и музыку в фильме отвечал певец Антон Беляев (Therr Maitz), а режиссер-дебютант Олег Трофим до этого снимал рекламу и клипы (Тимати, LʼOne и вот это видео для Sirotkin), поэтому сделал все, чтобы эти номера было нескучно смотреть.

Еще один фильм Тодоровского, с которым перекликается «Лед», — недавний «Большой». Хотя тот был про балет, который в чем-то тоже спорт, обе ленты начинаются с несчастного детства своих героинь в провинции — и оба фильма, к сожалению, буксуют на этом первом акте, делая ставку на карикатуру периферии и детскую актерскую игру, с которой в русском кино всегда было непросто. Все-таки делать проводниками в мир своего фильма голос Губерниева, маленькую девочку и сказочную картонность — не лучший способ завоевать изначальное доверие зрителя. С трудом преодолев первые 15 минут фильма, «Лед» выравнивается и более-менее уверенно начинает скользить по сюжету, только когда в кадр выходят Аглая Тарасова и — особенно — Александр Петров.

Для актрисы Тарасовой, дочери Ксении Раппопорт (забавно, что со своей экранной и реальной матерью она фактически не пересекается в кадре), это первая большая роль в кино: ее звали в сериалы («После школы», «Интерны»), но для полного метра ей как-то слишком долго не могли найти применение. Тут Аглая абсолютно на своем месте, роль ей очень идет. Однако немного обидно, что одеяло на себя во многом перетягивает Петров, который тут проходит по скользкой грани своего комичного обаяния и выдает такой пробивной перформанс хоккеиста-затейника, что главная героиня быстро становится ведомой.

Создатели «Притяжения» приготовили здесь для Петрова новые фразочки уровня монолога «Ну вы знаете Руса», ставшего мемом. Вообще у русских сценаристов часто встречаются подобные жирные фразы, которые наверняка неплохо смотрятся на бумаге, но как только попадают без калибровки в уста артиста, то становятся звенящей пошлостью. В фильме «Лед», например, недоумеваешь от монолога «Я кашу научился готовить» (с орешками!). Только самые бронебойные артисты способны не споткнуться об такой слог — вроде великолепной Марии Ароновой, которой уже сейчас можно выписывать «Золотого орла» и «Нику» за лучшую женскую роль второго плана.

Так звучит кавер Антона Беляева на песню группы «Амега» для фильма «Лед»

Как фильм вытягивают отдельные артисты, так же и сам фильм доказывает простую истину, что спортсмены — это не роботы, приносящие медали, которым можно дать указ ехать или не ехать на Олимпиаду, а все-таки люди со своими идеями, переживаниями и разочарованиями. Чего уж там, всем в определенный момент требуется та самая поддержка, которая не только в фигуральном смысле так важна на коньках.

В итоге фильм про взлеты и падения сам преодолевает такие амплитуды, что впечатления от фильма остаются неровные. С одной стороны, «Лед» наследует многие типичные проблемы русского кино, с другой — за этим раскачиванием интересно следить, главные герои вызывают зрительский отклик, значит, уже полфильма работает. В отличие от предыдущего продюсерского проекта Бондарчука — «Селфи» — новинка «Лед» выглядит более реальным претендентом на большую кассу и народную любовь, продолжая дело «Движения вверх»: все-таки фигурное катание у нас один из самых горячо любимых видов спорта. Поэтому надеемся, что финальное натянутое единение под песню «Лететь» полузабытой группы «Амега» будет выглядеть адекватным прорывом реальности мюзикла, когда музыка рождает ситуацию, а не наоборот.

Лед
Мелодрама / Россия, 2018
Расскажите друзьям