Понедельник, 4 декабря
Sound Up: премьера Габриэля Прокофьева в Доме союзов
Оркестр с диджеем и внук Прокофьева
Композитор Габриэль Прокофьев (внук того самого) смешивает классику и электронику с завидными прямотой и обстоятельностью. Его самое известное произведение, «Concerto for Turntables», вполне могло быть написано когда-нибудь в начале XX века, если бы тогда уже играли на вертушках, — помимо техники время этой пышной музыки выдает разве что доля обаятельного китча. В России концерт, который впервые сыграли на фестивале BBC Proms в 2011-м, исполнят известные московские академисты «Студии новой музыки» в компании с DJ Tactics. Помимо диджея с оркестром обещают «Cello Multitracks» для виолончели и ноутбука — вместе с виртуозным виолончелистом Борисом Андриановым выступит сам Прокофьев.
Владимир Паперный: «Город и память»
Лекция знаменитого культуролога и историка архитектуры
«Есть два уровня сохранения памяти в городе — условно говоря, государственный и частный», — считает культуролог, историк архитектуры и профессор Калифорнийского университета Владимир Паперный. В своей лекции, которая состоится в понедельник в стенах Московской архитектурной школы, он подробнее расскажет о каждом из них и пояснит, чего не хватает именно Москве. Чтобы присоединиться к слушателям, нужно зарегистрироваться.
Когда:
4 декабря, 19.00
Где:
МАРШ, Ниж.Сыромятническая, 10, стр. 2, центр дизайна Artplay
Подробности:
Вторник, 5 декабря
Никита Макаров «Finis terrae: на краю зачарованного мира»
Очень маленькие и очень большие пейзажи как размышление о времени
Молодой живописец Никита Макаров работает практически в иконописной технике: темперой и акрилом на деревянных досках. Его панно из нескольких частей на выставке соседствуют с совсем миниатюрными картинами-объектами в специально изготовленных широких рамах. Тема этого проекта в MMOMA на Тверском — размышление о времени, фактически — европейские и русские пейзажи, живописный дневник наблюдений, подкрепленный аудиогидом, фотографиями и инструментами художника.
«Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946»
Ранние работы важнейшего фотографа
Первые шаги Картье-Брессона в фотографии представляют собой фотодневник длиной почти в полтора десятка лет: путешествия с друзьями по Европе, прогулки по Парижу, гражданская война в Испании, коронация Георга VI, суды над военными преступниками, возвращение французских солдат и многое другое. Его успехи, неудачи, становление как фотографа — все собрано в этой серии, сразу за которой последовал новый рывок вперед: «Фотоальбом Анри Картье-Брессона» фотограф закончил в 1946 году, а уже год спустя основал агентство Magnum Photos. Выставка работает до 10 декабря.
Презентация «Сатанинского танго» Ласло Краснахоркаи
Прославленный роман венгерского прозаика
«Сатанинского танго» — дебютный роман Ласло Краснахоркаи — писателя, которого можно смело отнести к категории «живых классиков». Впервые опубликованный в Венгрии в 1985 году, он сразу же создал молодому автору репутацию голоса поколения и был экранизирован в 1994 году режиссером Белой Тарром. Более того, это первая книга Ласло Краснахоркаи, вышедшая на русском языке. Ее переводчик, Вячеслав Середа, представит труд в лектории Pioner Talks во вторник. Вход свободный, по регистрации.
Среда, 6 декабря
«Вечеринка»
Трагикомедия Салли Поттер про дружеские посиделки, которые обернулись кошмаром
Друзья собираются в лондонской квартире у семейной пары: супруга хочет отпраздновать свое назначение министром здравоохранения, однако ее муж портит праздник двумя шокирующими объявлениями. Новый фильм Салли Поттер — черно-белая камерная трагикомедия с уклоном в социально-политический гротеск, показанная в этом году на Берлинале, может похвастаться не столько сценарием, сколько замечательным актерским составом (Кристин Скотт-Томас, Патриция Кларксон, Бруно Ганц, Киллиан Мерфи, Тимоти Сполл, Эмили Мортимер) и тем, что за камерой стоял Алексей Родионов — старейший русский оператор, который до этого работал с Поттер над ее небезызвестным «Орландо». «Вечеринка» выйдет в прокат 21 декабря, а в эту среду фильм впервые покажут в «Пионере» в рамках фестиваля «Бесценные города в кино».
Oh Wonder в «Главклубе»
Негромкий поп-дуэт из Британии
Группа Oh Wonder играет вкрадчивую и уютную поп-музыку, в которой домашняя камерность совмещена с тщательной продюсерской разработкой. Получается, что эти тихие и духоподъемные песни об отношениях зависают где-то между домашней DIY-эстетикой и конвейерной продукцией для миллионов, искренностью и продуманностью. Публике, впрочем, все очень нравится — убедительное количество ютьюб-просмотров тому подтверждение.
The Nordic Pulse Orchestra под руководством Кристиана Ярви в Консерватории
«Времена года» от Гласса и Рихтера
Оркестр Балтийского региона The Nordic Pulse Orchestra во главе с Кристианом Ярви готовит еще одну интерпретацию культового минималиста Филипа Гласса к его 80-летию. Если вам по душе приятная меланхолия на упругих ритмах, то можете смело записывать этот концерт в лучшие за год. Во Втором скрипичном концерте («Четыре сезона в Америке») Гласса, как в антологии, собраны все самые эффектные приемы композитора: трогательная прямота мелодий, внятный метр и фирменная патетика. В компании с американским минимализмом будет его современный европейский аналог: оркестр сыграет захватывающие «Четыре времени года» Макса Рихтера, новую версию одноименного произведения Вивальди.
Четверг, 7 декабря
«Четверо против банка»
Режиссер фильма «Троя» возвращается с криминальной комедией
Четверо горемык (Тиль Швайгер, Маттиас Швайгхефер, Михаэль Хербиг и Ян Йозеф Лиферс) решают отомстить надувшему их банку. Взявший десятилетнюю паузу после «Посейдона» режиссер Вольфганг Петерсен («Бесконечная история», «Троя») возвращается со скромной криминальной комедией, снятой у себя на родине, в Германии.
«За пропастью во ржи»
Байопик писателя Джерома Сэлинджера
История писателя-отшельника Джерома Д.Сэлинджера, автора романа «Над пропастью во ржи», который порывались экранизировать многие режиссеры (в том числе другой известный отшельник — Терренс Малик), но писатель был непреклонен. В фильме Дэнни Стронга рассказывается, как родилась эта книга, а также ее главный герой — Холден Колфилд. Сэлинджера играет Николас Холт, его учителя — Кевин Спейси.
«По ту сторону надежды»
Гуманистическое кино Аки Каурисмяки про беженца
Меланхоличная (как, впрочем, и всегда) комедия финского гения Аки Каурисмяки про сирийского беженца, который на окраине Хельсинки находит приют в ресторане «Золотая пинта». Кино как акт подлинного гуманизма, отмеченное призом за лучшую режиссуру на Берлинском фестивале 2017 года.
«Очень плохие мамочки-2»
Сиквел комедии про мамаш-оторв
На Рождество к главным героиням (Мила Кунис, Кристен Белл, Кэтрин Хан) приехали их мамы (Кристина Барански, Шерил Хайнс, Сьюзан Сарандон), а это значит, что никакого веселья не будет. Авторы «Мальчишника в Вегасе» продолжают измываться над отчаянными домохозяйками.
«Чего хочет Джульетта»
Французский ромком про нерешительную барышню
Джульетта (Александра Лами) — нерешительная особа, которая во всем привыкла полагаться на выбор близких людей, но однажды в ее жизни появляются сразу два ухажера (Арно Дюкре и Джейми Бамбер), и ее и так непростая жизнь становится совсем сложной.
«Счастливого дня смерти»
Хоррор про именинницу, застрявшую во временной петле
Три Гелбман (Джессика Рот) устраивают вечеринку в честь ее дня рождения, но до утра она не доживет — ее убьет незнакомец в маске пупса. Но на этом ничего не закончится: на следующее утро девушка проснется как ни в чем не бывало и поймет, что она застряла во временной петле. И теперь, чтобы из нее выбраться, ей нужно найти своего убийцу, что довольно сложно: Три ненавидит буквально весь универ. Слешер-вариация «Дня сурка» наподобие «Треугольника» Кристофера Смита и «Территории тьмы» Томаса Джейна: живи, умри — и снова.
«Вижу лишь тебя»
Семейная драма режиссера «Бала монстров» и «Кванта милосердия»
Новый фильм Марка Форстера, который после бондианы и «Войны миров Z» снова вернулся к маленьким драмам. По сюжету в жизни супругов Джины и Джеймса (Блейк Лайвли и Джейсон Кларк) все резко меняется, после того как слепая Джина в результате удачной операции обретает зрение, а вместе с ним и иное отношение к собственной сексуальности.
«Эспен в королевстве троллей»
Фермерский сын спасает королевскую дочку
Парень по имени Эспен в компании братьев отправился на поиски королевской дочери, чтобы спасти не только ее, но и родную ферму. Миссию осложняет только то, что девушка находится в лапах злого тролля. Скандинавская (в меру мрачная) сказка с экзотичным колоритом.
Sonic Death в «Плутоне»
Гаражные рокеры с исполнением альбома «Home Punk»
Sonic Death — ключевые артисты российского гаражного рока, мастерски балансирующие между психоделией и панком. В честь своего шестилетия группа объявила голосование на живое исполнение любого альбома из своей дискографии. Фанаты выбрали дебютный лонгплей «Home Punk» — уже классическую запись, манифест нервной чувствительности, странности и болезненного нигилизма.
Юбилей Сильвестрова от «Академии старинной музыки» в Московской филармонии
Музыка между авангардом и китчем
До большого празднования 80-летия Валентин Сильвестров вряд ли занимал видное место на карте российского меломана. В 2017-м, на фоне разговоров о постсовременности, постиронии и прочих «пост-», он пришелся как нельзя к месту: композитор-отступник, который разочаровался в авангарде, но, кажется, так вполне и не нашедший себя и в сентиментальной музыке. Ансамбль «Академия старинной музыки» для этого случая подходит идеально: он известен контрастным репертуаром, в котором барокко комфортно уживается с радикальными композиторами вроде Ксенакиса.
«(r)Evolution»: Московский ансамбль современной музыки в Центре им. Мейерхольда
Авангард с роботом
В отличие от других музыкальных проектов к 100-летию революции, Московский ансамбль современной музыки трактует революционный процесс как творческий. Поэтому в любопытной программе уместились мировые премьеры («tape reality» молодого композитора Мити Бурцева и «Re:Evolution» музыкального руководителя «Электротеатра» Дмитрия Курляндского), а также электроакустические версии индустриальной классики от Николая Попова. Весь концерт сопровождает видео медиахудожника:vtol: (Дмитрий Морозов), и его же робот будет участником сочинения Курляндского — если поминки по Октябрьской революции уже поднадоели, то попробуйте новый проект МАСМ.
«Открытки от художников»
Новогодние поздравления от важных художников и архитекторов
100 открыток современных российских художников и архитекторов — это традиционный новогодний выставочный проект куратора Веры Погодиной, который в Музее архитектуры пройдет впервые, хотя ему уже десять лет. Исторически рождественские открытки готовили все великие художники — Грабарь, Бенуа, Билибин, но с развитием фотографии их заменили фотопейзажи. Вера Погодина борется с этой несправедливостью и предлагает ведущим художникам (а в этом году с учетом локации и архитекторам) выступить в малом формате. На выставке можно будет увидеть работы Александра Бродского, Евгения Асса и других замечательных людей.
Презентация «Эпохи аттракционов» Павла Пепперштейна
Второй за год сборник рассказов легендарного писателя
В последние годы соавтор фантасмагорического эпоса «Мифогенная любовь каст» Павел Пепперштейн отошел от писательского творчества в пользу амплуа художника. Последняя его книга выходила в 2011 году, а под конец 2017-го он шумно возвращается сразу с двумя сборниками — «Предатель ада» и «Эпоха аттракционов». Первый уже можно было отыскать на non/fiction (книга вошла в число рекомендованных «Афишей»), а второй в четверг автор представит в «Гараже».
«Стойкий принцип. Часть I» в «Электротеатре Станиславский»
Экспериментальная дилогия о конце старого и начале нового мира
Один из самых радикальных экспериментаторов последнего двадцатилетия Борис Юхананов спектакли ставит редко, но основательно. Своего «Фауста» он творил больше десяти лет, «Голем» представлял собой и вовсе бесконечную репетицию. «Стойкий принцип» состоит из шести частей; играется либо в два вечера, либо весь день; занято 25 артистов. Сюжетная канва «Стойкого принца» Кальдерона претерпевает испытание деконструкцией, текст дробится на слова, буквы и звуки, потом собирается воедино, чтобы в финале превратиться в «Пир во время чумы» Пушкина. Все вместе — о конце времен как начале нового мира. Иными словами, если существует театральный авангард XXI века, то это он и есть.