«Перформансом не остановить бульдозер»: как искусство реагирует на снос хрущевок

26 апреля 2017 в 15:15
Фотография: МишМаш
Вчера арт-дуэт «МишМаш» запустил флешмоб #мынесносны. Суть простая — печатаешь на одежде хрущевку и носишь. «Афиша Daily» спросила у художников и активистов, как программа реновации может отразиться в современном искусстве.
Маша Сумнина
Художница, участница дуэта «МишМаш»

«Мы живем в пятиэтажке, которая может попасть под снос, — это очень пугает. Мы любим наш дом. Мы его выбрали и хотим в нем жить. Поэтому наш дуэт при участии Петра Вознесенского предложил всем, кого волнует история с пятиэтажками и кто хочет их защитить, поучаствовать во флешмобе — сфотографировать свой дом, напечатать его на майках и носить. Лайков и перепостов уже много. Но мы думаем еще что-то сделать. Возможно, получится мультфильм: главными героями в нем станут москвич и огромная страшная рука, которая будет отнимать то гараж, то парковку, то ларек, то дом.

Современное искусство — хороший метод борьбы. Особенно если подходить к этому остроумно. Крики и истерики легко подавить — с юмором справиться намного сложнее, потому что смех — страшная сила. Количество подмен понятий в законе о реновации доходит до грани абсурда. Но, возможно, проявление этого абсурда художественным методом прояснит сознание у тех, кто не понимает или не осознает происходящее. Поэтому мы призываем к присоединиться к осмыслению происходящего Василия Обломова, Семена Слепакова, творческое объединение «420»

Мария Сумнина со своим домом и на фоне своего дома
Артем Лоскутов
Художник, организатор ежегодного шествия «Монстрация»

«Реагировать на происходящее — нормальное явление. Художники делают это так, как умеют. Люди других профессий реагируют иначе. Я видел майки с пятиэтажками, и меня тоже волнует вопрос сноса домов в Москве, потому что я снимаю квартиру в хрущевке. Доволен ею и совершенно не хочу, чтобы ее снесли. Переживаю и хочу высказаться. Можно, конечно, побурчать в твиттере или фейсбуке. Но от этого тошнит еще больше, чем от сносимых пятиэтажек.

Мы с вами живем в Москве 2017 года, и говорить всерьез о том, что современное искусство может быть эффективным инструментом борьбы — немножко нечестно. Никакой борьбы нет. Есть безумная государственная машина, эксплуатирующая граждан. Было бы здорово жить в идеальном мире, где есть гражданское общество как некий противовес власти. И есть художники, которые помогают выстроить баланс. Но пока в России нет серьезных примеров художественных высказываний (акция Pussy Riot, по всей вероятности, выпадает из концепции баланса Артема Лоскутова. — Прим. ред.)».

Насколько мощно может отразить искусство крушение урбанистических утопий, можно понять по музыке Филипа Гласса из «Коянискацци» к фрагменту о сносе Пруитт-Айгоу — квартала социального жилья в Сент-Луисе, который превратился в гетто и в начале 1980-х был уничтожен
Антон Польский
Активист, создатель Бесполезной карты велосипедных маршрутов и нелегальной дорожной разметки

«Я занимаюсь исследованием социально ориентированного искусства, которое претендует на изменения в мире. История искусства показывает, что зачастую художники оказываются в авангарде революционных событий. Например, в начале советского времени искусство играло важную роль в формировании общественной повестки и воспитании нового человека. Так же было и во время протестных движений против нечестных выборов в России и Египте.

На наш опыт партизанинга, основная идея которого была связана с тем, чтобы направить уличное искусство в более активистскую среду, отреагировали власти. Уличных художников начали приглашать на различные дискуссии. Некоторые становились советниками по вопросам благоустройства. Через художественные акции удалось добиться создания новых пешеходных переходов и велодорожек. Также было привлечено внимание к идее развития МЦК вместо строительства автомобильного кольца. Стрит-арт все-таки обращает на себя внимание. Если это не просто прикольная картинка, а за ней есть еще глубокий смысл, раскрывающий важную тему или показывающий необычный взгляд на актуальную проблематику, то, безусловно, это может сильно повлиять на городскую повестку.

Что касается сноса пятиэтажек, меня смущает сама идея — она похожа на какой-то городской геноцид. Среди пятиэтажных домов есть памятники конструктивизма, сталинская архитектура и просто интересные здания. Но вместо них, скорее всего, построят 16-этажные или даже более высотные дома, где ситуация с точки зрения удобства жизни (мало мест для прогулок, дворы, заставленные автомобилями, и т. д.) гораздо хуже. При этом 80% горожан выступают за снос, так как состояние многих домов сейчас действительно плохое. Поэтому я не могу сказать, что сносить пятиэтажки — плохо. Но меня расстраивают методы властей. Все это похоже на историю с ларьками: хаос, нагнетание истерии, отсутствие проектирования городской среды и консультаций с жителями города».

Александр Дашевский
Художник, вошел в список «8 лучших художников» по мнению журнала Forbes

«Искусство, которое не реагирует на социально-экономические сдвиги, перестает быть современным. И сильно повышает свои шансы не называться искусством вообще. Но это же можно сказать и об искусстве, которое механически приводится в движение любой новостной повесткой. Жест «МишМаш» уместен и соразмерен ситуации: они говорят о себе, своем доме, используя инструментарий, с которым работают всегда. Их футболки не столько о констатации произвола властей — что было бы трюизмом, — сколько о памяти, теле, архивации. Именно этим двойным дном они и хороши.

Художественные методы не кажутся мне эффективным способом борьбы. Ни перформансом, ни кистью нельзя остановить бульдозер. Это может сделать только общество, консолидирующееся вокруг культурного авторитета. Но где такое общество и такой авторитет? Если современное искусство и может воздействовать на ситуацию сегодня, то только вспомнив о собственной магической составляющей. Бубен шамана имеет шансы, протестный акционизм — нет».