В год 100-летия революции начинается реконструкция комплекса комбината «Правда», где в советские времена издавалась главная газета страны, а в прошлом году проклюнулся, но так и не вылупился новый центр городской культуры. «Афиша Daily» вместе с ДК «Делай сам/а» исследует многослойный объект.

В мае 2017 года начнется снос двух девятиэтажных строений на территории бывшего комбината газеты «Правда» в рамках масштабного редевелопмента всей территории. Согласно пресс-релизу компании PSN Group, на месте района, откуда на страну шел основной массив печатных советских новостей, возведут многофункциональный квартал площадью почти 200 тыс. кв. м. Называться он будет тоже «Правда» — историческая преемственность.

© De Architekten Cie

Компания, не стесняясь, замечает, что проект предполагает высотную застройку (75 метров), и это подается как благо, поскольку позволит отдать большую часть освободившейся территории под парки. Два строения — № 2 и № 3 — являются памятниками архитектуры, их будут реконструировать. Как именно — по визуализациям понять невозможно.

Чуть больше может сообщить факт, что PSN Group — это девелоперская структура Промсвязьбанка братьев Ананьевых. За ними закрепилось определение «православные бизнесмены» — они входят в число крупнейших меценатов Русской православной церкви. Кроме того, Алексей Ананьев является учредителем Института русского реалистического искусства, который обосновался в бывшей Московской ситценабивной фабрике и довольно бережно обошелся с промышленной архитектурой. Среди реализованных PSN Group проектов — деловой квартал «Новоспасский» на Дербеневской набережной и БЦ «Аэродром» на Ленинградском проспекте.

Будущая «Правда»

Все небольшие здания на территории снесут, а освободившиеся гектары застроят жильем

1 из 5

Причем застройка будет высотной: благодаря этому оставшаяся территория покроется зеленью

2 из 5

Бывшая «Правда»

Архитектурный комплекс типографии — одно из самых крупных московских сооружений 1930-х годов. И дорогостоящих — его строительство обошлось молодому советскому государству в 28 млн рублей. Его архитектор — конструктивист Пантелеймон Голосов, автор Наркомземпрома на Садовом, который также участвовал в разработке проекта Библиотеки им. Ленина. Более известен его брат Ильи Голосов, построивший одну из икон московского конструктивизма — ДК им. Зуева.

В первоначальном виде у бывшего комбината газеты было два корпуса, связанных между собой системой пневмопочты: в длинном семиэтажном блоке сидела редакция, а во втором, одноэтажном, располагалась типография. Мебель и интерьеры для помещений разрабатывали мастера спецмастерской № 12, которая занималась убранством гостиницы «Москва» и проектировала оборудование для метро. Помимо редакционного и типографских корпусов комплекс включал также гараж, котельную, радиоузел и склад, присоединенный к железнодорожной ветке, которая отходила от дороги между Савеловским и Белорусским вокзалами.

В 1980-х к «Правде» пристроили еще два девятиэтажных здания. К тому времени комплекс представлял собой целый город в городе: здесь трудились 15 тысяч работников и печатали главные издания страны — от «Комсомольской правды» и «Сельской жизни» до «Советской культуры», «Здоровья» и журнала «Кругозор» с гибкими синенькими пластиночками.

В конкурсе на здание с Голосовым соревновались великие — Щусев и Лисицкий

© «Практика»
1 из 12

Стеклянный эркер в центре объединяет гостиные, расположенные в центре на всех этажах

© «Практика»
2 из 12

В постсоветское время типография стала приходить в упадок — помещения пересдавались: в комнатушках и коридорах зажили танцевальные студии и рок-магазины, классы йоги и офисы кинематографистов, репетиционные базы и архитектурные бюро. В основном здании в 2006 году случился пожар, в результате которого выгорели этажи с третьего по восьмой. После происшествия основной комплекс был заморожен — в нем осталась работать только газета «Правда».

Намеки на новую жизни комплекса появились в 2016 году, когда в здешних дворах поселился проект летнего пространства «Кругозор», названного так промоутерским агентством Stereotactic в честь советского журнала. Он здорово вписался в сложившееся в «Правде» микросообщество художников и музыкантов. Также в прошлом году тут прошел фестиваль Forma и работал спортивный центр adidas; в клуб Pravda приезжали звездные диджеи, а клуб Ypsilon стал своего рода альтернативой альтернативе. И открытие мифического ресторана «Говно», новость о котором вызвала инстинктивное желание кликнуть даже у Арама Габрелянова, произошло тоже здесь.

Однако, в отличие от «Винзавода» или корабля «Брюсов», который тоже скоро свернется и уплывет из «Музеона», развитием «Правды» как арт-кластера целенаправленно не занимались. Поэтому ее можно считать редким для Москвы прецедентом возникновения творческого комьюнити, которое, как мох, само наросло на освобожденную от заводов территорию.

Подробности по теме
Дворовый переворот: рейв, фудкорты и обломки эсминца в пространстве «Кругозор»
Дворовый переворот: рейв, фудкорты и обломки эсминца в пространстве «Кругозор»

Истории работников «Правды»

Один из арендаторов помещений на бывшем комбинате «Правда» — проект ДК «Делай сам/а» — запустил исследование «Правда 1929–2017». Чтобы, как пишут авторы, «подчеркнуть значимость «Правды» в формировании архитектурного и идеологического наследия города и страны», команда записала истории ветеранов комбината, а также сняла фильм о жизни «Правды» перед сносами.

Граффити в районе «Новослободской»
© ДК «Делай сам/а»

Геннадий Егорович Щедрин

Работал с 1959 по 2007 год ведущим инженером по монтажу электрооборудования

«В типографию в мое время просто никто не шел, так как работа была трудная: с вечера до ночи, вторая смена — с ночи до утра. И так каждый день. Основная жизнь была, конечно, вечером и ночью. И самое главное, что и выходных-то не было, потому что чем больше праздники, тем больший нужно было выдать объем продукции. И скажем, вот какая-то годовщина, выступали Сталин или Брежнев, это такой живой материал был: журналисты запишут — и бегом-бегом сюда, чтобы это, конечно, набрать и к утру газеты были все выпущены.

Здесь по улице Правды целый квартал правдинских домов. За столовой, помню, был магазин наш, правдинский. И там все было, начиная от простого огурца, заканчивая икрой и красной рыбой, все это было доступно для рабочих. Клуб работал.

Юрий Дроздов, бывший электронщик комбината «Правда» и Марийка Семененко, идеолог ДК «Делай сам/а»
© Семен Кац

К нему стали строить бумсклад для того, чтобы был запас бумаги. Сейчас стоит, но стоит другой. Потому что тот, который начали строить, возводили таким способом: сначала валяли стойки, потом обкладывали кирпичом и делали перекрытия. Вот довели его так достаточно высоко, и он рухнул. Рухнул порядка 9 часов утра, потому что я работал в этом корпусе. Приехал к 8, мне нужно было сделать обход цеха. В 9 часов мы ходили в курилку покурить. И в это время рухнуло здание. Говорят, рухнуло, потому что кран поднимал плиту и вроде как задел пару нижних стоек. В это время планерка была на первых этажах. Там рабочие, естественно, и была группа ремесленников. Было много жертв. Подавило, раздавило там все. Сколько жертв было, я сейчас уже не припомню. И тогда особо об этом не говорили. Там железная дорога проходит. Сразу солдаты приехали, поставили временный забор, загородили все это».

Виктор Павлович Кузьмин

Работал на комбинате «Правда» с 1955 до 2017 год как начальник профкома издательства

«Здесь очень здорово решали социальные все вопросы. Вот вся эта улица Правды, эти башни, жилые дома — это все построила «Правда» своим работникам. Когда только комбинат пустили, тут было болото и бараки — только после прихода «Правды» тут все начало развиваться. Чтобы люди не опаздывали на работу, дом строили у типографии и отдавали квартиры работникам. Приглашали корреспондентов с Урала или даже из Сибири, которых в штат редакции вводили. И вот все мы здесь и работали и прямо вот в этих домах сейчас живем. Здесь что было главным? Была зарплата и, как ни у кого, наверное, на других предприятиях, вот это решение социальных вопросов.

Жилье получил я — надо было сына воспитывать, полегче где устроиться, потому что сейчас-то здесь тишина, а раньше, когда праздники особенно, такая тут суматоха, беготня, нервы… Кого-то снимали постоянно… У нас был случай, когда напечатали Брежнева вверх ногами: когда стали собирать книгу, это выяснилось. А начальник брошюровочного цеха пришел домой и из окна прыгнул. Представляете, насколько его… Это я о чем? О плохом, конечно. Но что делать — жизнь».

Юрий Тополев

Юрий Викторович Тополев

Работал на комбинате «Правда» с 1968 по 1973 год печатником

«Коллектив разный был совершенно. У нас многие в цехе были травмированы: машина работает на больших скоростях, работа сдельная — останавливать агрегат лишний раз нельзя. Поэтому, если лишняя краска появилась на валиках, ее можно снять с валиков на ходу. А на ходу, если руки не очень крепко держат, шпатель может уйти в машину, испортить валики, вылетает оттуда — и по рукам. В общем, были люди, которые без пальцев — одного или двух. Поскольку это производственная травма, их оставляли работать здесь же.

Мне коллектив не очень нравился: народ пил, а я никогда не любил это дело. Как-то раз нарушителям дисциплины попытались выдать зарплату мелочью. Тогда ее платили в цеху прямо: приходили кассирши с ведомостью и с чемоданчиком и с мешочком с деньгами. Ну и кассиры воспротивились, потому что представляете, сколько мелочи надо, нести это. Потом другая была задумка: нарушителям выдавали большущий пропуск — его нужно было из сумки доставать и всем показывать, и все видели, что ты нарушитель.

На проходной 2 раза в неделю продавали за полцены типографскую продукцию. Чтобы народ не таскал журналы-газеты, то какой-нибудь полубрак ему сбывали — журналы «Крокодил», например, с одной скрепкой. Там еще печатали «Юность», «Журналиста», «Работницу», «Крестьянку», «Советский Союз», «Советскую женщину», «Здоровье» — в общем, очень много было. И самое главное, книжки, потому что правдинское приложение к журналу «Огонек» всегда ценилось. И книжки, если там стоили по 45 копеек, за полцены. У меня где-то до сих пор остались 3 тома Есенина. В выходных сведениях, где примечания, печать немного бледнее, чем в основном тексте, и вот это считалось полубраком».

Фильм про резидентов центра городской культуры «Правда»

правдисты from Vladimir Stekachyov on Vimeo.

Фильм снят с участием художника Романа Минаева, Хип-хоп-академии Миши Огера, клуба Ypsilon и пространства ДК «Делай сам/а», видео Владимира Стекачева.