Понедельник, 17 апреля
«Дэвид Линч: Жизнь в искусстве»
Документальное кино о Дэвиде Линче как художнике
Подробный и размеренный монолог американского поп-культурного героя о начале его режиссерской карьеры. Домашняя хроника и самокритичные и подробные интервью Линча объясняют, как работает Линч, который здесь в первую очередь художник, а уже потом режиссер. Эссе о Линче-живописце — о том, как фиксировать и дорабатывать вспышки вдохновения, не уставать работать и сохранять созидательный порыв параллельно с рефлексией и расширением кругозора. Прочитать рецензию Станислава Зельвенского на фильм можно здесь, а послушать лекцию Антона Долина — в понедельник в «Кинозале ГУМ». Билеты на нее уже раскупили, но будет прямая трансляция на «Афише-Live».
«Призрак экспертизы»
Открытие лекции и круглый стол в ГМИИ им. Пушкина про то, что в искусстве считать ценным, а что нет
В течение двух дней, 17 и 18 апреля, в зале скульптуры Микеланджело в ГМИИ им. Пушкина будут обсуждать значение фигуры эксперта, значение экспертизы и возможность существования адекватного художественного процесса без нее. В понедельник Борис Юхананов, Виктор Мизиано и Олег Аронсон прочитают лекции, а во вторник станут участниками круглого стола вместе с Мариной Лошак, Аленой Карась, Филиппом Дзядко, Мариной Давыдовой, Ильей Ценципером, Михаилом Ратгаузом и Марией Ревякиной. Вход по регистрации.
Вторник, 18 апреля
James Leg в «16 тонн»
Хищный блюз-рок под Fender Rhodes
Джон Уэсли Майерс, основатель группы Black Diamond Heavies, обладатель обаятельнейшего хриплого голоса и густого техасского акцента, каким-то чудом окажется в Москве с концертом, подобных которому вы, может статься, еще и не видели: немолодой харизматичный волосач за электропианино Fender Rhodes в сопровождении барабанщика играет старомодный, но невероятно живой и хищный блюз-рок — глаз не оторвать!
Сольный концерт Никиты Мндоянца
Молодой виртуоз и великие немцы
Никита Мндоянц, молодой пианист отточенного, филигранного и аккуратного звука, выступит с сольным концертом. Доказывать отменное мастерство музыкант будет на сложной немецкой программе: Аппассионата, вершина сонатной формы Бетховена, почти умиротворенные Шесть багателей того же композитора, контрастные и виртуозные «Танцы давидсбюндлеров» Шумана. В конце — апофеоз романтической музыки, увертюра к вагнеровскому «Тангейзеру», переведенная Листом на фортепианный язык.
«Дядя Ваня» Норильского Заполярного театра драмы им. Маяковского на «Золотой маске»
Пьеса Чехова в постановке петербургского режиссера Петра Шерешевского
«Золотая маска», на которой последние три месяца показывали избранные премьеры со всей страны, завершается. Последний спектакль конкурсной программы — норильский «Дядя Ваня» Петра Шерешевского — распахнутый и широкий спектакль, вместе с тем по-чеховски тоскливый и по-хорошему современный.
Эллендея Проффер Тисли и Антон Долин в ММОМА
Сооснователь легендарного издательства «Ардис» о книге Карла Проффера «Без купюр»
Во вторник в ММОМА на Петровке начнется цикл встреч «Автора на сцену», каждая из которых будет посвящена важному и актуальному изданию. Поводом собраться на первой из них станет книга американского слависта, основателя издательства «Ардис» Карла Проффера «Без купюр» — сборник, куда вошли ранее не публиковавшиеся на русском языке очерки о его встречах со вдовами великих русских писателей: Лилей Брик, Надеждой Мандельштам, Еленой Булгаковой, Любовью Белозерской, Тамарой Ивановой, а также заметки о Бродском. Из-за болезни Проффер не успел завершить многое из задуманного — «Без купюр» была подготовлена и издана его женой Эллендеей Проффер Тисли (мы публиковали интервью с ней) уже после смерти автора. О том, как проходила работа над книгой, расскажет сама Эллендея, встречу ведет кинокритик Антон Долин. Вход по регистрации.
Владимир Зуев «Метрополитен»
Метро как зеркало российского общества
Зуев — студент Школы Родченко — собрал серию фотографий московского метро, которое в его проекте одновременно выступает и символом советской власти, и отражением современной России. Эти кадры, по мнению автора, выражают «состояние и настроение общества, его тревоги и надежды» — с абсурдистскими и драматическими мизансценами.
Александр Кутовой «В вещи влей»
Тотальная инсталляция с участием бегемотов
Каждая выставка киевского скульптора Александра Кутового превращает пространство галереи в искусство, и проект в «Риджине» не стал исключением. Живопись на баннерах с бегемотами соседствует с керамическими скульптурами — средним арифметическим между монументальными статуями и статуэтками-вазочками. Все предметы связаны друг с другом в инсталляцию, которая, по мнению скульптора, должна напоминать о древнегреческом храме со статуями богов.
Марк Невилл «Лондон–Питтсбург»
Выставка фотографий, демонстрирующая кризис на примере двух больших городов
Художник и скульптор Марк Невилл в 2004 году устроил большую съемку уличной жизни Глазго — и с тех пор увлекся документальной фотографией, которая для него выступает инструментом социальной критики. Снимки Лондона и Питтсбурга случайным образом Невиллу заказали один журнал и музей, но он решил запечатлеть их в едином стиле культовых фотографов 1970-х и 1980-х, снимавших Америку и Британию в период рецессии, чтобы показать: за прошедшие годы состояние дел не сильно изменилось.
Открытие «Дома винтажной музыки» на ВДНХ
Музей уникальной аудиоаппаратуры
Тут можно услышать граммофон фрейлины императорского двора Николая II, радиоприемник Рудольфа Нуреева, радиолу Кобзона, проигрыватель Жан-Поля Бельмондо, аппаратуру из студии, где записывались The Beatles, джукбокс 1936 года и еще порядка трехсот экспонатов. Во вторник на ВДНХ открывается «Дом винтажной музыки», экспозицию которого разместили в пяти залах, посвященных определенному периоду в истории — конец XIX столетия, 1920-е годы, 1920–1940-е годы, 1930–1950-е годы, 1950–1980-е годы. Также обещают организовать лекции-концерты, музыкальные сеансы и вечера, на которых можно будет слушать записи голосов Шаляпина, Вертинского и сестер Берри. 18 апреля, в первый день работы музея, вход бесплатный.
Лекция «Что в театре. Танец»
Театральный обозреватель «Афиши» о хореографии в спектаклях
Раз в месяц театральный критик, обозреватель «Афиши» Алексей Киселев рассказывает об актуальных спектаклях и делится прогнозами о важных событиях. Очередную встречу, которая пройдет во вторник, посвятят внедрению современных хореографов в драматические репертуарные театры. В ходе нее будут раскрыты имена ключевых режиссеров (от Максима Диденко до Александра Андрияшкина), названия команд (от «Балета Москва» до «Диалог Данс») и спектаклей, отвечающих этой тенденции, на которые можно сходить в ближайшее время в Москве. Эти знания особенно пригодятся театралам в преддверии Чеховского фестиваля, где покажут сразу несколько пластических постановок. За билет придется отдать 900 рублей.
Среда, 19 апреля
White Lies в «Известия Hall»
Постпанки сменили гитары на синтезаторы и заиграли духоподъемный синтипоп
Первые два альбома лондонской группы White Lies стали прощанием с модой на постпанк в духе группы Interpol — музыку стильных мужчин с гитарами и театральной тоской в голосе. На своем прошлогоднем альбоме «Friends» White Lies окончательно определили свой новый курс и ловко переобулись в синтипоп. Надо сказать, что им идет: вместе с новым звуком поменялось и настроение их музыки. Песни группы стали зрелыми, в интонациях стало меньше фальши, и сейчас перед слушателем предстают совершенно новые White Lies — эмоциональная поп-группа с отличным нюхом на мелодии, заставляющая вспомнить о Lotus Eaters, Duran Duran и Simple Minds.
Крис Трэвис в Brooklyn Hall
Один из современных героев клауд-рэпа — мрачной музыки, которую любят подростки
На Крисе Трэвисе висит тег «клауд-рэп» — у 95% представление об этом субжанре ограничивается Фараоном; в лучшем случае люди знают, что его характеризует размазанный галлюциногенный бит, под который несложно вступить в группу «Синий кит». На самом деле понятно — почему: герои этого жанра в большинстве случаев движутся заметно ниже мейнстримного радара. Похоже, для них это осознанный выбор — они пачками выпускают бесплатные микстейпы, не стремятся к контрактам с лейблами, легко обходятся без старых медиа и вербуют аудиторию в интернете. Крис Трэвис — выходец из Мемфиса, он состоял в Raider Klan (подзабытое сегодня, но мощно державшееся 5–6 лет назад движение — его представители, в частности, враждовали с A$AP Rocky и его мобом), ушел в соло, придумал свой бренд Waterboyz, много сотрудничал с представителями важной для клауд-рэпа формации TeamSesh — в том числе и с самим Bones.
Светлана Шилова и Алексей Гориболь в Большом театре
Выступление камерных экспертов
На любой камерный концерт, в котором участвует пианист Алексей Гориболь, можно не раздумывая ставить знак качества. Музыкант известен тем, что находит особенное очарование в негромкой музыке и составляет эффектные ансамбли: в Большом ему будут аккомпанировать виолончелист Петр Кондрашин и два голоса оперной труппы театра, могучий бас Петр Мигунов и глубокое меццо-сопрано Светлана Шилова. В программе — аккуратный и стильный Шуман, эпос Малера в формате камерных песен и «Вторая немецкая тетрадь» Гаврилина, в которой фольклорные находки соседствуют со строгостью формы.
Концерт к 80-летнему юбилею Филипа Гласса в Доме музыки
Филип Гласс в отличной компании
Фортепианный эрудит Алексей Любимов, пианист Московского ансамбля современной музыки Михаил Дубов, замечательные скрипачи Владислав Песин, Елена Ревич, Айлен Притчин и многие другие — чей бы юбилей ни праздновали музыканты такого калибра, все равно выйдет здорово. Точной программы нет, но обещают калейдоскоп старины, классики и новой музыки; без Гласса, конечно же, не обойдется.
«Ахматова. Поэма без героя» в «Гоголь-центре»
Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова по Ахматовой
На сцене «Гоголь-центра» — свидетельница и соучастник оттепельного кино и театра, работавшая с Юрием Любимовым и Анатолием Эфросом, Алла Демидова. Ее моноспектакль (на самом деле — не совсем) по «Поэме без героя» Ахматовой срежиссирован Кириллом Серебренниковым. Это часть большой серии очень разных, но одинаково эпичных спектаклей «Гоголь-центра» — «Звезда» про поэтов Серебряного века.
Omnivore Moscow
Ужины и мастер-классы от поваров в DI Telegraph
С 19 по 21 апреля в DI Telegraph пройдет седьмой по счету фестиваль молодой творческой кухни Omnivore. Он соберет на три дня в одном пространстве шеф-поваров московских и петербургских ресторанов, которые поделятся своими профессиональными секретами на мастер-классах (регистрация на них уже закрыта) и угостят на двух поп-ап-ужинах, билеты на которые стоят по 5000 рублей. В среду кормить будут шеф-повара Луиджи Маньи (Pinch) и Станислав Песоцкий (Björn), а в четверг — Антон Ковальков, Георгий Троян («Северяне») и Евгений Викентьев (Hamlet + Jacks). Завершится программа в пятницу традиционной вечеринкой Omnivorious Party с едой, музыкой и танцами. Попасть на нее можно, купив билет за 2000 рублей.
Фестиваль «Делай фильм» на «Хлебозаводе»
Активистское документальное кино из разных стран
Более 20 фильмов из России, США, Индии, Греции, Норвегии и других стран покажут с 19 по 23 апреля в пространстве «Хлебозавод 9» в рамках IV Фестиваля активистского документального кино «Делай фильм». Под активистами организаторы подразумевают людей, которые меняют мир вокруг себя к лучшему, и, соответственно, отобранные фильмы посвящены гражданским инициативам, социальным проектам и независимому искусству. Можно будет посмотреть работы о сне в общественных местах, плагиате в диссертациях, экопиратах, о серии панельных домов П-44 и пиве из водорослей. Вход на все дни бесплатный, но нужна регистрация.
«Новое кино Австрии» в ЦДК
Фильмы о прошлом и настоящем
С 19 по 23 апреля в Центре документального кино пройдет фестиваль «Новое кино Австрии», в программу которого вошли пять фильмов о тесной связи искусства и истории, прошлого и настоящего. Среди них три автобиографичные картины, посвященные самым известным австриякам — художнику Эгону Шиле, писателям Эриху Кестнеру и Стефану Цвейгу. Также будут ленты «Где же мы ошиблись?» о семейных парах, сторонниках органического питания и продукции Apple, решивших одновременно стать родителями, и «Ночь в тысячу часов», где настоящее смыкается с прошлым на примере клана Уллихов.
«От умиления до осознанности: как правильно любить свою собаку»
Выступления опытных собаководов на «Красном Октябре»
В среду в лофте Deworkacy на «Красном Октябре» соберутся ветеринарный врач и хозяйка вельш-корги Дарья Желтышева, теле- и радиоведущие Иван Затевахин, Алекс Дубас, владельцы метиса и бигля, чтобы поговорить о взаимоотношениях человека с собакой и разобраться, почему мы с ними так любим друг друга, как быть для питомцев идеальным хозяином и что нам дает собака, а что получает взамен. Присоединиться к разговору можно бесплатно — вход свободный, по регистрации.
Четверг, 20 апреля
«Если б я была мужчиной»
Французский ответ русской «Зоологии»
Бесстыдная французская комедия Одри Дана («Красотки в Париже») про то, как у разведенной девушки вырос не хвост, как в фильме Ивана И.Твердовского, а кое-что похлеще: мужской детородный орган — и обо всех комичных ситуациях, которые в связи с этим образовались.
«Наваждение»
Классический триллер про незаконное вторжение
Олдскульный, как будто бы родом из 80-х или 90-х, триллер — впрочем, ничего удивительного, ведь это режиссерский дебют продюсера «Смертельного влечения». В центре сюжета героиня Росарио Доусон, которая захомутала мужа Кэтрин Хейгл, а та ей теперь мстит. Когда-то в схожей манере интеллигентного Курта Расселла в очках изводил маньяк-полицейский в исполнении Рея Лиотты — тут за Лиотту отдувается инфернальная Хейгл, которая, оказывается, может играть по-настоящему жутких персонажей. Таким блондинкам закон не писан.
«Урфин Джюс и его деревянные солдаты»
Новейший сиквел «Волшебника Изумрудного города»
Анимационная и немного осовремененная постановка студии «Мельница» одноименной книги Александра Волкова, которая до этого уже была один раз экранизирована в рамках советского мультсериала «Волшебник Изумрудного города». К слову, «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» — вторая повесть из волковского цикла о Волшебной стране, которая уже не опирается на сказки Л.-Ф.Баума о стране Оз и рассказывает о том, как злодей Урфин Джюс (его озвучивает Константин Хабенский) вместе со своей армией дуболомов решил захватить Изумрудный город, а девочка Элли, Страшила, Дровосек, Лев и Тотошка постарались его отбить.
«Кухня. Последняя битва»
Герои «Кухни» попадают на кулинарный чемпионат
Завершающая сериал полнометражка — изначально она должна была называться «Кухня в Шанхае» (по аналогии с предыдущей: «Кухня в Париже»), а ее съемки планировались в Китае, однако экономическая обстановка не позволила. По сюжету Виктор Баринов (Дмитрий Назаров) должен собрать команду поваров и отправиться на мировой кулинарный чемпионат, при этом накануне первенства он узнает, что у него есть взрослый сын Иван (Кирилл Ковбас), а телеведущего и хозяина ресторана Claude Monet Дмитрия Нагиева похищают горцы из абхазского села и заставляют жениться. «Последнюю битву» поставил режиссер заключительных сезонов «Кухни» и ее спин-оффа «Отель «Элеон».
«Наадя» в Aglomerat
Обаятельный инди-поп вступившей в фазу перемен группы
«Как раньше уже не будет, но будет что-то другое, новое», — обещает Надя Грицкевич перед концертом, на афише которого значится: «Презентация сингла». На деле ставки выше — после изменений в составе группы, расставания с менеджментом, раздумий и сомнений «Наадя» появится перед слушателем в заново пересочиненном виде. Помимо сингла «Осколки», премьера которого служит формальным поводом для праздника, нас ждут еще несколько песен с нового альбома. Если все пойдет хорошо, он выйдет в сентябре.
10 лет «Симачеву» — день первый
Леонид Липелис, Марк Щедрин, Гриша Нелюбин, Orange, Андрей Жилин, Timofey в Shop & Bar Denis Simachev
Не нуждающийся в дополнительных представлениях бар в Столешниковом, который должен фигурировать в любом списке городских достопримечательностей, шумно, как здесь умеют, отмечает десятилетие. Первый день праздника отдан на откуп регулярным фигурантам «Симачева».
«Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения»
Полная панорама работ знаменитого итальянского сюрреалиста
Живопись, графика, скульптура и даже театральные костюмы для балета Дягилева — так много работ де Кирико в Москве еще не было никогда. Третьяковская галерея покажет и его классические «метафизические», и постметафизические картины, обращение к интерпретации античности и мифологических сюжетов, интерес к живописи старых мастеров, многочисленные автопортреты, а также совсем ранние картины. Кураторское новаторство выставки состоит в том, чтобы продемонстрировать влияние знаменитого итальянского сюрреалиста не только на европейских художников, но и на русских — Малевича, Дейнеку и Рождественского.
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы»
Трансляция премьеры лондонского театра «Олд Вик»
Пьеса Тома Стоппарда 1966 года — классика постмодернизма. Розенкранц и Гильденстерн — два незадачливых персонажа из шекспировского «Гамлета». У Стоппарда они обнаруживают себя в пустоте, и им не остается ничего, кроме как убивать время и строить догадки о том, что будет дальше. В премьере лондонского театра «Олд Вик» главные роли играют Дэниел Рэдклифф и Джошуа МакГуайр.