«Мы готовы подчиниться»: что будет с кораблем «Брюсов»

12 апреля 2017 в 20:00
Фотография: Иван Ерофеев
Сегодня выяснилось, что корабль «Брюсов» по решению прокуратуры прекратит свою работу на Крымской набережной. Это не первые гонения на самое необычное плавсредство на Москве-реке, но, как выяснила «Афиша Daily», теперь арт-кластеру действительно пришел каюк.

По требованию Московской межрегиональной транспортной прокуратуры корабль «Брюсов» покинет Крымскую набережную после 14 мая. У «Брюсова» уже были проблемы с Роспотребнадзором, и несколько месяцев в 2014 году он простоял закрытым. В 2017-м Замоскворецкий суд вынес окончательное решение. Причина — отсутствие договора водопользования. За это юрлицо, владеющее теплоходом — ОАО «Московский туристический флот», — и гендиректора компании должны оштрафовать на 50 и 10 тыс. рублей соответственно.

Николай Матушевский
Основатель компании Realogic, создатель дизайн-завода «Флакон», арт-корабля «Валерий Брюсов» и городского пространства «Хлебозавод №9»

«Борьба шла достаточно давно. Мы пытались коммуницировать с властями. В принципе, они понимали, что это знаковое социальное пространство, необходимое городу, а потому позволили нам стать одним из последних судов, которое уберут с территории Москвы-реки. Решение было принято после того, как мы проиграли последний суд против прокуратуры. Необходимые для работы пространства документы истекли еще полгода назад. Продлить их нам отказались, потому что за это время поменялось законодательство, и работа корабля на воде стала незаконной. Это юридический повод. А фактически — власти просто выступают против дебаркадеров на Москве-реке. Не могу сказать, почему так происходит.

«Брюсов» будет открыт до 14 мая. На следующий день мы начнем демонтаж верхней рубки. Судно заходило в устье реки, когда уровень воды был ниже на метр. Сейчас оно не проходит ни под одним из мостов. Пока мы только думаем, куда перебазировать корабль. В Москве есть три подходящих места — одно из них в акватории Москвы-реки, но, конечно, они не сравнятся с «Музеоном». Поэтому мы рассматриваем вариант переехать в Нижний Новгород, Чебоксары или даже Ростов-на-Дону. В принципе, готовы к любым предложениям, потому что не хотим разбирать корабль на металлолом. Ведь это единственный креативный кластер на воде в мире.

Вчера прошла встреча с резидентами «Брюсова», на которой мы рассказали о сложившейся ситуации. Конечно, они смогут остаться с другими условиями, арендной платой и трафиком, если им понравится новая локация. Думаю, те, кто привязан к «Брюсову», вряд ли переедут, но, возможно, я ошибаюсь. В любом случае, мы рады всем. Но в то же время не обидимся, если кто-то захочет расторгнуть договор.

Мне жаль, что у города такая позиция. Во всех европейских городах, стоящих у воды, дают места для кораблей и дебаркадеров. Но обсуждать сейчас решение властей — бесполезное занятие. Мы готовы подчиниться, хотя происходящее кажется странным. Возможно, мы чего-то не знаем».


Компания «Московский туристический флот», которой принадлежит теплоход «Валерий Брюсов», не смогла предоставить оперативный комментарий «Афише Daily».

Павел Веников
Совладелец кафе «На чили»

«Сейчас мы планируем сосредоточиться на работе нашего места на Покровке. Параллельно будем искать помещение для второго «На чили». Честно говоря, после истории с закрытием корабля в 2014 году мы всегда были готовы, что это повторится снова. Ведь борьба с дебаркадерами не утихала. Так что разговоры о закрытии не прекращались, но официально нам сообщили об этом только вчера.

Мне кажется несколько странным решение московских властей закрыть уникальный — не только для города и страны, но и для мира — проект. Плюс я не понимаю бездействия «Музеона», который теряет важный объект на своей территории. Думаю, это говорит о том, что наверху кто-то решил окончательно избавить Москву-реку от судов. Посмотрим, к чему это приведет».

Мико Арутюнян
Владелец кафе Sito

«О закрытии «Брюсова» мы узнали где-то неделю назад. И, конечно, расстроились, ведь мы там работали около трех лет — за это время успели стать одним целым не только с кораблем, но и с парком. Все нас полюбили. Сейчас многие звонят и спрашивают, что произошло и почему корабль закрывается. Просто Собянин так решил. Мы же планируем продолжить работу в других местах — Саду имени Баумана и в Театральном проезде. Скоро еще откроемся на Центральном рынке, что на Трубной площади, и в «Авиапарке». Переезд корабля на новое место — всего лишь слухи, которые распространяют, чтобы успокоить общественность. Он просто никуда не доплывет, и его разберут на металлолом».