Где это находится
Это пространство между Васильевским спуском, Китайгородским проездом и Варваркой, которое связывает Кремль, Москву-реку и соседние районы. Топоним означает, что территория находилась «за рядами» — то есть за рынком у Кремля. В Средние века этот оживленный район тоже был торговым: первые поселения возникли здесь в XII–XIII веках — тут селились купцы, торгующие с Византией и Средиземноморьем.
Так выглядел когда-то дореволюционный квартал Зарядье — от Кремля до Китайгородской стены
Путеводитель начала XX века писал о районе как о «трущобном мире старой Москвы с грязными кривыми переулками и обсыпавшейся штукатуркой, жалкого типа домишками»
На территории Зарядья проходила так называемая Великая улица — от Кремля до пристани. Стилобат «России» соответствовал северной линии уличной застройки
При Иване Грозном на Варварке был открыт Английский двор — английское посольство, просуществовавшее здесь до XVII века; в 1970-е его останки превратили в музей, который в 1994 году открыла королева Елизавета. Палаты бояр Романовых на Варварке — еще один советский музей «под старину» в Зарядье. Считается, что здесь родился Михаил Федорович — родоначальник царской династии Романовых.
Пожар 1812 года уничтожил деревянную застройку начисто. Новые кварталы представляли собой каменные дома в два и три этажа, в нижних этажах которых находились лавки и склады, а верхние были жилыми. Не менее половины населения Зарядья было евреями — расположенное там Глебовское подворье оказалось единственным местом в черте оседлости, где им было разрешено торговать. Владельцы зданий сдавали помещения купцам и лавочникам, арендодателей не беспокоило состояние построек, и в XIX веке район быстро превратился в трущобы. Они были антитезой деловому центру по другую сторону улицы, где расположился Гостиный Двор. Основная часть Зарядья была расчищена в 1930–1950-е годы, но по Варварке сохранились сильно перестроенные палаты и церкви XVII–XIX веков, а также участок перестроенной Китайгородской стены.
При царях в Зарядье сливалась грязь с Китай-города, оно горело, было снесено, при Сталине пережило несколько градостроительных утопий, а при Брежневе оказалось мифологизировано в роли «старой Москвы». Драматическую историю района можно рассматривать через русскую присказку о восприятии пространства: бывает ли пустым святое место? А учитывая, сколько здесь всего не построили, — может ли оказаться свята пустота? За минувшие 100 лет в этом споре не могли определиться, пока не наступил 2012 год.
В 1930-е в Зарядье начинаются сносы под будущее строительство.
В 1934 и 1936 годах проходят конкурсы на строительство здания Наркомтяжпрома — Леонидов, Фомин, Мельников создают выдающиеся проекты, ни один из которых не был реализован. Также принимавшие в них участия братья Веснины проектируют в 1940 году второй дом Совнаркома для Зарядья.
Зарядье определено как место строительства восьмой, самой большой, высотки архитектора Чечулина, который также проектировал здание на Котельнической набережной. После смерти Сталина работы законсервированы, а возведенные конструкции разобраны.
На фундаменте недостроенного высотного здания реализована гигантская гостиница «Россия». С 3182 номерами на 5300 человек, она являлась одной из крупнейших в мире. Руководитель проекта — тот самый Чечулин, что проектировал здесь небоскреб со шпилем.
В 1990-х морально и физически устаревшая гостиница, которой через ОАО «Россия» на 100% владело правительство Москвы, стала убыточным предприятием. Зато по понедельникам тут проходят вечеринки с диджеями в одном из первых московских ночных клубов — Manhattan Express.
Мэр Юрий Лужков подписал распоряжение о реконструкции «России», в соответствии с которым планировалось потратить $235 млн. Инвесторов найти не удалось.
Власти решают снести гостиницу, чтобы построить гостинично-офисный комплекс с подземной парковкой на 2,5 тысячи мест. Новый проект снижал высотность до 6 этажей и пытался вписать здания в окружающую застройку. Тендер выигрывает «СТ Девелопмент» Шалвы Чигиринского.
«Россия» закрыта, в марте начинаются работы по разборке здания. Демонтаж оценивается в 622 млн р., мусор от сноса колоссальный — 200 тыс. кубометров одних только железобетонных конструкций.
После сноса судьба участка оставалась неопределенной: велись разговоры и о многофункциональном комплексе, и об огромном парламентском центре. В 2008-м контракт с господином Чигиринским был расторгнут. Район окружили забором, ставшим самой большой рекламной площадью в мире.
После встречи с мэром Собяниным Владимир Путин предлагает построить в Зарядье парк. Объявляется международный конкурс, который проводят Москомархитектура и институт «Стрелка». В техзадании также упоминается Филармония и возможность использования подземного пространства для парковки.
Победителем становится консорциум во главе с американцами Diller Scofidio + Renfro. Их идея — «дикий убранизм»: создание природных зон по типам российского ландшафта (тундра, степь, лес и болото, каждая — с собственным микроклиматом). Реализация намечена на 2014–2015 годы.
Строительством парка занимаются российские специалисты. Генеральным проектировщиком выступает Мосинжпроект, также участвуют МАХПИ им. Полянского и ТПО «Резерв», поддержку оказывает компания Citymakers, выступавшая российским участником команды-победителя.
Авторы американской концепции посещают Москву и остаются «довольны темпами строительства». Их также устраивает предложение организовать в китайгородской стене этнографический музей под названием «Стена».
Летом идет подготовка фундамента, в июле Собянин объявляет о запуске активной стадии строительства. Начинается возведение Филармонии, залито основание подземной парковки ─ так «Зарядье» становится прецедентом первого парка страны на парковке.
У прилегающей к парку территории — на Варварке — начинается «реставрация объектов культурно-исторического наследия» для создания пешеходной зоны. Это вызывает скепсис у градозащитников.
На Варварке начинается снос исторических зданий ради строительства отеля миллиардера Года Нисанова — владельца ТЦ «Европейский» и гостиницы «Украина». Life.ru пишет, что бюджет строительства — 25 млрд р., а также замечает, что «ЮНЕСКО на проект не нарадуется».
Рельеф парка полностью сформирован. Высажено больше 200 деревьев — березы и хвойные, а весной их добавят еще 500. Начинается устройство дорожек, тестируются варианты освещения.
В мае этого года будут готовы основные объекты: подземная парковка, каркас Филармонии, каркасы кафе и ресторана, павильонов «Ледяная пещера» и «Полет над Россией», а также парящий мост.
Ко Дню города парк будет открыт для всех желающих; в полном режиме заработают все аттракционы парка и предприятия общепита, кроме здания Филармонии: его сдадут в 2018 году.
«Зарядье было одновременно торговым и жилым районом, который к началу XX века стал почти трущобами. Возникал парадокс — фрагмент периферии в самом центре Москвы. И сегодня мы можем его наблюдать — такие пустыри и вечные стройки скорее характерны для окраин, чем для центров городов.
Другой парадокс: Зарядье находится в непосредственной близости от Кремля — средоточия и символа федеральной власти, да и других объектов всероссийского значения. Но само Зарядье так и не смогло стать пространством для этой функции: за все века его существования только гостиница «Россия», и лишь в течение трех десятков лет, могла претендовать на такой статус. Нельзя ни игнорировать транзитность этого места, ни сделать ставку только на нее — парк должен стать местом, которое имеет самостоятельную ценность.
Но ни в коем случае не надо ничего восстанавливать: при таком многообразии смыслов выбор какого-то одного сразу создаст фальшивую ноту».
Фрагмент из документации на конкурс парка.
Действующие лица
Устоявшаяся легенда гласит, что парк «Зарядье» строится по инициативе Путина в рамках концепции Собянина, который последовательно заявляет, что город должен быть в первую очередь удобен, и в отличие от прошлого мэра больше сносит и реконструирует старое, чем строит новое. Однако у политической воли была сложная система проводников: американские авторы концепции и многочисленные наши реализаторы — чиновники, проектные институты, архитекторы.
Главный архитектор Москвы, бывший партнер Сергея Чобана по бюро Speech. Проект «Зарядье» для него имиджевый: он демонстрировался на архитектурной Биеннале в Венеции в 2014 году. Впоследствии по образу и подобию венецианского павильона 2014 года у Зарядья появился собственный — с презентацией парка; он стоит у Москворецкого моста. Другая знаковая кузнецовская стройка — здание ГЦСИ на Ходынке — так и не началась.
Американское бюро, победители конкурса на концепцию парка в Зарядье 2013 года, авторы знаменитого парка Хай-Лайн в Нью-Йорке, организованного на бывших железнодорожных путях в 10 метрах над землей. Они также занимались реконструкцией МoМА, построили Музей образа и звука в Рио-де-Жанейро, Музей искусств Беркли и Тихоокеанский киноархив — BAMPFA.
Проектировщик, воплощающий концепцию парка на земле. Кроме «Зарядья» в Москве они строят примерно все: метро, вылетные магистрали и развязки, реконструируют стадион «Лужники». Генеральный директор Марс Мулланурович Газизуллин до своего назначения руководил различными строительными организациями Татарстана. На вопрос, почему проектирование вели не победители-американцы, Кузнецов отвечает так: «В России взять пакет документаций и привязать к месту просто невозможно. Это и дорого, и вопрос коммуникаций, соблюдения нормативов, и ежедневного присутствия на площадке».
Еще одна государственная строительная организация. Как генеральный проектировщик проекта несет ответственность и за отдельные объекты парка: ресторан, кафе, медиацентр, «Ледяную пещеру». Занимались реконструкцией Крымской, строили «Геликон-оперу». Себя позиционируют как «одну из старейших проектных организаций России, с уникальной историей проектирования значимых для страны объектов». Академик Полянский строил павильон СССР на Всемирной выставке 1958 года и «Артек» в Гурзуфе.
Бюро Владимира Плоткина — классика архитектуры 1990-х, автора «Смоленского пассажа» и «Рэдиссон Славянской»; занимаются развитием набережной и концертного зала. «Резерв» занял второе место в конкурсе на проектирование парка «Зарядье» в 2013 году, а теперь они вынуждены вписывать свои объекты в концепцию обошедших их американских коллег.
Компания, основанная девелопером Андреем Гриневым и урбанистом Петром Кудрявцевым, выступавшая российским участником команды-победителя. Темой «Зарядья» они занимались еще до объявления конкурса — привлекали зарубежных экспертов, устраивали публичные обсуждения на «Арх-Москве». В итоге для построенного парка «Зарядья» они за 17 млн р. разрабатывают концепцию развития и проводят конкурс на фирменный стиль.
Русский консультант в разработке ландшафтного дизайна для «Зарядья» (автор — американцы Hargreaves Associates). «Артеза» часто выигрывает громкие конкурсы: вместе с Buro Moscow победили в конкурсе на оформление Триумфальной площади (где цветниками занималась автор Крымской набережной Анна Андреева). «Артеза»с голландским бюро Maxwan делала парк в «Сколково» и вместе с бюро Speech озеленяла Лужники, сейчас работает над проектом парка в Нагатинской пойме
Институт и одноименная консалтинговая компания (КБ «Стрелка»), которая в 2013 году проводила международный конкурс на концепцию парка. Впоследствии занималась организацией конкурсов самого разного толка, в том числе на реконструкцию московских улиц и площадей в рамках проекта «Моя улица».
Каким мог бы быть парк «Зарядье»: варианты участников конкурса
Бюро Gustafson Porter + Bowman в центре парка расположило озеро, а разнообразия решило достигнуть благодаря собственному ландшафту у каждого входа. И никаких строений
В их проекте входы разнесены по углам, между ними идут диагональные дорожки, по ним прогуливаются пешеходы
Проект китайского бюро Turenscape тоже про разные природные зоны: монастырские сады, луг, водная гладь, болото и березовый лес
Так «спроектированная природа» в китайском проекте выглядела вблизи — лес на мостовой
Совместный проект голландцев West 8 и нашего бюро Bernaskoni занял последнее место в конкурсе
Идея проекта — развивать не только парк, но и город: на границе церквей и Варварки появляется низкая одноэтажная застройка
Проект голландской команды MRDV с информационным центром «Ворота Москвы» и густыми садами — третье место
Они предполагали создать две смотровые площадки и пешеходные мосты, соединяющие парк с общественными пространствами на набережной
ТПО «Резерв» — второе место. Компания Владимира Плоткина предполагала четыре уровня террас, каждая из которых имеет собственную функцию
Проект-победитель Diller Scofidio + Renfro. Он строился вокруг словосочетания «природный урбанизм» — одновременно и парк, и городское пространство, где дикая природа плавно перетекает в хай-тек-постройки
Фактически это самое радикальное переделывание городского ландшафта в истории: там, где была низина, теперь вырастают горы
Обещали, что в каждой зоне будет свой микроклимат — с разбросом температур от 20 градусов до 5. Вся энергия, которая нужна для создания климатических эффектов, должна вырабатываться в самом парке
Вид из парка на Красную площадь с рендеров Diller Scofidio + Renfro, которому предрекали стать царь-открыткой и героем всех московских инстаграмов
План американского проекта: система террас, разные ландшафты и постройки, которые сверху напоминают шляпки футуристических грибов
«Зарядьем» мы занимаемся с 2011 года. В то время мы изучали возможность сделать Китай-город пешеходной зоной, которой так не хватало центру. А парк должен был стать приятным дополнением к нему. В частности, эту идею продвигало движение «Друзья Зарядья», созданное по аналогии с Friends of High Line (частная некоммерческая организация, созданная двумя жителями Нью-Йорка, которые фактически продвинули идею спасения Хай-Лайна и собрали финансирование на проект DS + R. — Прим. ред.).
После того как Владимир Путин предложил создать парк на месте Зарядья, мы начали готовиться к международному конкурсу, прежде всего — собирать сильную команду. Я был знаком с Элизабет Диллер и разделял ее любовь к сложным гибридным пространствам. Поэтому мы решили выступить в конкурсе вместе с Diller Scofidio + Renfro. Позже к нам присоединились Hargreaves Associates, одни из лучших ландшафтных архитекторов в мире, инженеры климата Transsolar, транспортники Mobility in Chain и другие. Даг Блонски, как управляющий одним из самых успешных парков мира, также стал нашим консультантом. В общем, у нас получился самый международный консорциум из тех, кто принимал участие в конкурсе, который объявил Сергей Кузнецов в 2013 году, — у нас были представители шести стран.
Мне кажется, что получившийся проект должен изменить не только Москву. «Зарядье» — новый тип парка: гибридная общественная зона, где есть открытые, закрытые и полуоткрытые пространства, которые позволяют человеку находиться здесь в любую погоду и почти в любое время суток. Уверен, что подобные места необходимы городам со сложным и резким климатом. К тому же это, пожалуй, будет самый разнообразный и интенсивный парк с точки зрения программы: здесь, например, будут сочетаться образование в сфере биологии и ботаники с музыкой и выставочной программой.
Да, несмотря на то что основные принципы и объекты конкурсной концепции сохранились, что-то трансформировалось. Некоторые моменты удалось улучшить, некоторые оказались невозможны в реализации. Надо учитывать, что это первый парк за много лет, который мы проектируем и строим с нуля, — настоящая целина.
Ближайшие месяцы будут для нас временем истины — сейчас парк приобретает свой настоящий вид: будут высажены все деревья, сделано мощение, достроится парящий мост, парковые павильоны получат свои фасады, будет смонтирована Стеклянная кора. Мы уверены, что наши московские партнеры разделяют нашу любовь к этому месту и сделают все, чтобы концепция, которая так понравилась москвичам и международному сообществу, была реализована максимально точно».
Из чего состоит парк
«Выход к реке, который мы предложили в своем конкурсном проекте, очень понравился организаторам конкурса. С этим элементом нас интегрировали в реализацию проекта-победителя. Будущий выход парка к воде отличается от того решения, что было в нашем проекте: берег не окажется таким широким, но выход к набережной, куда будут подходить речные трамвайчики, он обеспечит.
Помимо набережной нам предложили заниматься проектированием строящейся Филармонии. Изначально главная идея проекта-победителя заключалась в том, что ее здание закопано в искусственный холм, покрытый корой. А под этой корой уже планировалось создать искусственный климат, чтобы дать ощущение относительного комфорта в разное время года: в жару должно быть прохладнее, а зимой — теплее.
Сложностей было много на всех этапах проектирования и набережной, и Филармонии. В первом случае они связаны с большим количеством инженерных, и даже подводных, сетей: это историческое место, и там проходят дореволюционные коллекторы. Самым сложным в проектировании Филармонии был главный зал: по большому счету он представляет собой музыкальный инструмент, только очень большой. Нужно было соблюсти все требования — акустики, формообразования, мы вели очень кропотливую работу с японско-американскими специалистами из Nagata Acoustics».
Что сейчас происходит на стройке
Китайгородская стена, трубы и рабочие: так выглядит южная граница парка
Первый этаж Филармонии, которую проектируют специально под Гергиева. Ее откроют спустя год после запуска парка. Задержка вызвана сложностью технологического проектирования концертного зала
Церковь Зачатия Анны, что в Углу, — храм XVI века, отреставрированный в 1950-е. Он оказался вписан в американский «дикий урбанизм»
Строительство парящего моста: после того как конструкция будет завершена, опоры с набережной уберут
Пока готов только конструктив Филармонии
Парящий мост возвращается на тот же берег, с которого уходит, — это аттракцион для селфи
Крыша кафе на набережной. Примерно тем же образом будет устроен и каркас стеклянной коры, покрывающей Филармонию
Вид на собор Василия Блаженного, поставленный в 2014 году информационный павильон, в котором можно больше узнать о концепции парка «Зарядье», и мешки со строительными смесями
Проектированием кафе и ресторана занимался МАХПИ им. Полянского. Кормить планируют русской кухней, ресторатор пока неизвестен
Сколько это все стоит
Первоначальный бюджет на 2014–2016 годы был оценен в 5,08 млрд р., из которых к началу 2014 года мэрия потратила 2,77 млрд. Уже к ноябрю смета увеличилась до 12,8 млрд р. — с поправкой на строительство коммуникаций. «Управление гражданского строительства» озвучивало цифру в 13,3 млрд р., из них 5,9 отводятся непосредственно на парк, 5,4 — на возведение Филармонии и 575 млн р. на благоустройство Москворецкой набережной. В феврале город задумался о том, как сделать парк рентабельным, — и запустил конкурс на разработку функционала парка и его бизнес-модели, и эта работа стоила еще 17 млн рублей.
Сейчас итоговая смета оценивается в 22–27 млрд р. Для сравнения: строительство стадиона команды «Зенит» оценивают в 48 млрд р., бюджет подготовки и проведения зимней Олимпиады в Сочи — 324,9 млрд р. (по версии Навального — 1,5 трлн р.). Сумма, потраченная на самый технологичный парк в мире c искусственными деревьями в 25 метров — сингапурский Gardens by the Bay, — $1 млрд, то есть примерно 60 млрд р. Нью-йоркский Хай-Лайн обошелся в $200 млн (12 млрд. р.), на 90% эта цифра состояла из частных пожертвований, в том числе от Дианы фон Фюрстенберг и компании Tiffany & Co.
Внутренности «Ледяной пещеры», где будет холодно в жару
«Ледяная пещера» снаружи, северная часть парка
В конце февраля елки и березы с рендеров уже были высажены
Эти розовые конструкции на крыше «Ледяной пещеры» называются дренажно-смотровыми окнами. Уровень земли еще поднимется и будет покрывать их полностью
Стройка аттракциона «Полет над Россией», где будут рассказывать о достопримечательностях страны от Камчатки до Москвы
Такая же конструкция сегментированной стеклянной крыши будет у Филармонии
Переход к Варварке и еще один удивительный кадр: Кремль на фоне строительного раздрая
Филармония со стеклянной корой на макете, снятом в штабе стройки
На углу Варварки и Китайгородского проезда — территория гостиницы
Вид с набережной на парящий мост и кафе
«Само слово «парк» в этом случае следует поставить в кавычки. То, что называется парком, фактически является разноуровневым капитальным строительством с подземными и надземными этажами. Этот проект навязывает Москве новую реальность: речь идет о невиданном в истории города вторжении в ландшафт, о создании гор там, где раньше были долина и луг. Терраса подлинного холма идет примерно по Варварке. Отсыл к историческому топониму «Псковская горка» (восстанавливаемому в рамках проекта исторического холма на территории. — Прим. ред.) некорректен: это был просто склон от Варварки к реке, максимум — локальный выступ террасы. Слово «горка» не может служить поводом для выдумывания ландшафта.
Зарядье сейчас застраивается в той традиции, которая относилась к Москве как к чистому листу — когда можно было снести часть Кремля в XVIII или в XX веке. Речь не о стилистической традиции и не о баженовском качестве рисования, а только о форме отношения к городу. Вторжение в тело в этой традиции может быть любым, творчество — свободным. Рекомендации ЮНЕСКО, правовые ограничения охранной зоны вокруг Кремля оставлены в стороне. Символ общей бессмысленности — мост в никуда, с левого берега назад на левый берег.
Если бы парк действительно был парком, то осмысленные решения могла бы подсказать утраченная уличная сеть. Но у археологов не было времени, чтобы развернуть исследовательские работы в полном объеме. На участках, не разрушенных котлованом гостиницы, была найдена Великая улица — главная улица московского Посада, но вся трасса улицы не раскрыта. Следовало идти от исторической реальности: здесь была древнейшая Москва, с разрушенной, но точно известной планировкой, с речной пристанью, которая могла быть старше города. Если бы проектировщикам это было хоть сколько-нибудь интересно, результат получился бы другим.
К тому же под рекламные фанфары «парка» начат снос комплекса подлинных исторических домов Зарядья по Варварке, 14. Так эпопея Зарядья завершается не только появлением гор, но и созданием руин двух доходных домов на Варварке».
«Это будет такой же детальный проект, как Хай-Лайн, но с одной оговоркой. Парк — это не только идея, но и возможности местной промышленности, менеджмента, бюрократии и климата. Мы делаем российский проект с российской командой, соблюдая качество международной архитектуры, которое мы получили из концепции.
У «Зарядья» огромное количество авторов. Это действительно большая команда, в авторский коллектив вхожу я сам. Мы начинали с конкурса, и в консорциуме тоже было множество команд. По его итогам мы попытались все лучшее внести в будущую работу не с точки зрения проектных решений, а понимая силу команды. Скажем, проект «Резерва» занял второе место, но «Резерв» работает с нами — занимается Филармонией. Мы провели конкурс на навигацию, фирменный стиль (конкурс проходит в сервисе «Активный гражданин», и, по мнению одного из его участников — Артемия Лебедева, — проводится некорректно. В нем лидирует самый яркийВариант студии «Проф-МК», но не лучший вариант. — Прим. ред.). И отбираем самых сильных и мотивированных людей, которые хотят работать не только с точки зрения экономии средств, но и движения самого проекта.
Пока мы ни от чего не отказываемся, но не все получилось, как хотелось, — невозможно на этапе концепции продумать, как все будут реализовано. Но базовая идея — моделирование климата за счет естественных процессов — это удалось. Часть энергии будет получаться за счет солнечных батарей. Немного поменялись механизмы, но принципы сохранились: понижение температуры достигается сквозняком и рассчитанным проветриванием, орошением холодной водой. Это по-прежнему сложнейший проект, хотя отдельные дизайнерские и технологические вещи претерпели изменения, пусть и некритические. В любом случае все сделано в консорциуме с победителями, они с нами продолжают работать».
Представители бюро Diller Scofidio + Renfro не смогли ответить на вопросы «Афиши Daily» в марте, но обещали поговорить с редакцией позже этой весной.