Понедельник, 20 марта
Оркестр musicAeterna и Теодор Курентзис в Консерватории
Великий дирижер из Перми
Дирижер Теодор Курентзис вроде бы только-только сыграл новогодний концерт, но это никак не помешало московским мартовским гастролям сразу же собрать лютый аншлаг без какой-либо рекламной кампании. В первый вечер Курентзис и его оркестр musicAeterna исполнят Моцарта и Героическую симфонию Бетховена, во второй, 22 марта, — арии и фрагменты из опер Рамо (солирует великолепная Надежда Кучер).
Алексей Любимов в Школе имени Гнесиных
Бесплатный концерт выдающегося пианиста
Всемирно известный пианист Алексей Любимов, искушенный знаток европейского клавишного репертуара, от барокко до радикальных сочинений XXI века, дает бесплатный концерт — возможно, лучшее, что может случиться вечером в понедельник. Музыкант сядет за хаммерклавир: этот диковинный инструмент — переходное звено между клавесином и фортепиано, в нем остались струнные лязги, но появился более густой тембр. Хаммерклавиризации подвергнутся Бетховен, Шуберт и чешский классик Ян Дусик.
«Психоз» в «Электротеатре»
Спектакль по мотивам пьесы Сары Крейн
Драматург Сара Кейн решила умереть ровно в 4.48. Дописала пьесу, назвала ее «4.48 психоз» и повесилась. Это было в 1998 году, однако театральные режиссеры до сих пор не имеют представления, как обходиться с этим текстом выдающегося английского автора. Над спектаклем «Электротеатра» работали люди, не занимающиеся обычно постановкой пьес: объединение мультимедиахудожников AES+F, регулярно представляющее Россию на Венецианской биеннале, и кинорежиссер Александр Зельдович. Текст исполняется едва ли не всей женской частью труппы на фоне пульсирующих грибов-вагин и кровоточащих летающих грудей.
Творческая встреча с Виктором Голышевым
Возможность пообщаться с культовым переводчиком
Виктора Голышева называют «патриархом отечественной школы художественного перевода»: он переводил тексты Джеймса Джойса, Джорджа Оруэлла, Уилльяма Фолкнера, Кена Кизи, Джерома Д.Сэлинджера, а также Бродского и Набокова. Вход свободный, нужна регистрация.
Когда
20 марта, 18.30
Где
Центральная городская молодежная библиотека Светлова, Б.Садовая, 1
Подробности
Вторник, 21 марта
«Сплит»
Джеймс МакЭвой сходит с ума в триллере Шьямалана
Новый фильм автора «Шестого чувства» и «Таинственного леса». Фильм рассказывает о психопате по имени Кевин (Джеймс МакЭвой), в голове которого живут сразу 23 разных человека. Он в разных образах стращает трех похищенных девочек-подростков и обещает, что скоро произойдет нечто страшное. Шьямалан, удачно вернувшийся к камерным хоррорам, наверняка устроит из этого маскарада настоящий мистический ужастик. Рецензию Станислава Зельвенского на фильм «Сплит» читайте здесь.
Группировка «ЗИП» «Остановка ДК «ЗИП»
Бар и пляж от самых веселых российских художников
Эта арт-группа строит башни из фанеры, устраивает передвижные выставки в старых фургонах и, как никто другой, действительно влияет на искусство своего региона: ее участники основали Краснодарский институт современного искусства — КИСИ, который проводит фестивали и выставки. Все четыре этажа особняка в Ермолаевском «ЗИП» застроит тотальной инсталляцией, изучение которой будет напоминать путешествие на пляж, а одна из остановок по пути оформлена в виде бара. Дорога здесь символизирует настоящее группы, пляж — ее будущее, где можно будет и заниматься искусством, и комфортно проводить время. А барная комната — про будущее.
Дарья Мельникова «ВчѢра — это новое завтра»
Москва глазами иностранки
Молодая, но уже вполне заслуженная художница из Латвии (ей уже есть чем гордиться: резиденция в берлинском KW и грант рижского центра современного искусства kim?) впервые показывает свой персональный проект в Москве. Абстрактные инсталляции и скульптуры Мельниковой из ткани и глины отличает теплота ручного подхода к материалам. Для московской галереи ISSMAG она представит свое видение столичной архитектуры — как тотальную инсталляцию и гигантский коллаж из покосившихся деревень и несуразного Сити, дополненных современными материалами и элементами деревянного зодчества. В сухом остатке — разговор о смене поколений.
Лекция «Зомби-благодетель»
Третья лекция InLiberty о «Зомби-идеях»
Просветительский проект InLiberty продолжает курс лекций «Зомби-идеи» о популярных теориях, которые отжили свое, но еще продолжают влиять на человечество. Третья по счету встреча посвящена «Зомби-благодетелю», который верит в то, что государство может сделать всех счастливыми. Об утопии социального государства расскажет английский журналист, автор текстов на Daily Mail Джеймс Бартоломью. Вход по регистрации.
Показ фильма «Деньги» Роберта Брессона
Российская премьера отреставрированной версии картины
«Деньги» — последний фильм Роберта Брессона, получивший в 1983 году приз за лучшую режиссуру в Каннах. Мировая премьера отреставрированной версии этой картины состоялась на Венецианском кинофестивале в прошлом году. В России увидеть обновленный вариант работы французского режиссера можно будет во вторник в «Пионере». Показ приурочен к изданию двух книг автора фильма — «Брессон о Брессоне» и «Заметки о кинематографе».
Среда, 22 марта
«Кантград» в «Театр.doc»
Спектакль о том, как Кенингберг стал Калининградом
История о том, как в 1945 году немецкий Кенигсберг переименовали в Калиниград и планомерно заселили гражданами СССР, — и болезненная, и во многом нелепая, и страшно интересная. В «Театр.doc» режиссер Анастасия Патлай поставила пьесу Наны Гринштейн (основанную на документах, собранных Михаилым Колчиным), в которой переплетено сразу несколько историй из родного города Канта — про унижение, безысходность и любовь.
«Амфитрион» в «Мастерской Петра Фоменко»
Комедия Мольера в постановке французского режиссера Кристофа Рока
Бог Юпитер одурачивает полководца Амфитриона. Пользуясь своей суперспособностью принимать чей угодно облик, он спит с женой военачальника, пока тот в командировке. Путаница усиливается, когда появляется бог Меркурий и начинает притворяться еще слугой Амфитриона. Комедию Мольера с первым дивизионом «фоменок» поставил французский режиссер Кристоф Рок (не путать с Крисом Роком). В главных ролях Ксения и Полина Кутеповы, Карен Бадалов и Андрей Казаков.
Национальный филармонический оркестр России и Владимир Спиваков в Доме музыки
Спиваков и его оркестр исполняют итальянскую красоту
Владимир Спиваков соберет в одном месте кучу титулованных музыкантов: свой оркестр, Национальный филармонический, аж трех пианистов из Франции (все нужны для исполнения блистательного Концерта № 7 Моцарта для угадайте скольких фортепиано) и оперную звезду, Альбину Шагимуратову. Все ради великой итальянской красоты: музыканты исполнят арии и увертюры из Беллини, Россини и Моцарта; последний хоть и австриец, но в итальянском стиле знал огромный толк.
Фестиваль кино Финляндии
Пять новых фильмов финских режиссеров
С 22 по 26 марта в «Формуле Кино Горизонт» пройдет фестиваль кино Финляндии, приуроченный к столетию независимости страны. Откроет его картина Юхо Куосманена «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» о боксере-вундеркинде, славу которому принесла не победа в соревнованиях, а проигрыш из-за любви. Фильм о спорте и чувствах был отмечен наградой конкурса «Особый взгляд» в Каннах. На следующий день после показа в Московской школе кино состоится встреча с режиссером. Помимо этой картины в программе еще четыре работы: документалка «Сказки озера», драма «Девочка по имени Варпу», байопик «Фехтовальщик», а также комедия «Подмышки с корицей, Тату и Пату!». Все они будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами.
Четверг, 23 марта
«Манчестер у моря»
Кейси Аффлек грустит в американской провинции
У сантехника Ли Чандлера (Кейси Аффлек) умирает брат, и он оказывается вынужден вернуться в родной Манчестер-у-моря — захолустный пролетарский городок, где его ожидает шестнадцатилетний племянник и демоны прошлого. Маленькая драма о жизни простых людей, которую режиссер и кинодраматург Кеннет Лонерган превращает в высокую трагедию. Аффлек-младший играет такого же потерянного, как и в светло-печальном «Одиноком Джиме» Стива Бушеми, героя, но куда более травмированного и пытающегося свой травматический опыт если не преодолеть, то как-то научиться с ним сосуществовать.
«Живое»
Космический хоррор от создателей «Дэдпула»
Вдохновившись старым «Чужим», создатели «Живого» сняли клаустрофобический космохоррор, отвечающий всем законам жанра. По сюжету на МКС попадает непонятная форма жизни с Марса, после чего весь персонал станции встает на уши. К слову, членов этого интернационального экипажа играют звезды из разных стран: Ребекка Фергюсон, Джейк Джилленхол, Хироюки Санада, Арийон Бакаре, Ольга Дыховичная и Райан Рейнолдс. Причем последний знаком как с режиссером фильма Даниелем Эспиносой (они вместе делали «Код доступа «Кейптаун»), так и с его сценаристами — Реттом Ризом и Полом Верником (по «Дэдпулу»). Памятуя о том, каким ударным получился «Дэдпул», рискнем предположить, что из «Живого» может получиться что-то большее, чем генеральная репетиция перед «Чужой: Завет».
«Скрижали судьбы»
Дневник памяти Руни Мары
В Ирландии закрывается одна из психиатрических больниц, и местный врач пытается выяснить, что делать со 100-летней пациенткой, которая находится в клинике со времен Второй мировой войны, но никто толком не знает почему. Между тем ее тайны хранит дневник, спрятанный под половицами.
«О любви»
50 оттенков любви по-русски
Красавица Нина (Анна Чиповская) замужем за молодым китаистом Александром (Алексей Чадов), но влюбляется в банкира Сергея (Дмитрий Певцов) — эротик-мелодрама Владимира Бортко про людей с собачьим сердцем и реверансом в сторону «Анны Карениной».
«Могучие рейнджеры»
Ремейк знаменитого сериала 90-х
Старшеклассники, обладающие сверхъестественными способностями, объединяются в команду, чтобы спасти мир от злодеев. Снятые по мотивам одноименного сериала из 90-х (но на сей раз не имеющие никакого отношения к его японскому прототипу), «Могучие рейнджеры» наводят пафос вокруг персонажей в костюмах из спандекса, на которых еще в школьные годы нельзя было смотреть без смеха, а сейчас и подавно — но такова уж судьба всех пластмассовых супергероев: Голливуд обязательно достанет их с полки и монетизирует. А чтобы фильм состоял не только из одних спецэффектов, привлечет каких-нибудь звезд: так, главную злодейку Риту Репульсу играет Элизабет Бэнкс, в унизительной роли наставника рейнджеров Зордона — Брайан Крэнстон.
«Частное пионерское: Ура, каникулы!!!»
«Ромео и Джульетта» в пионерлагере
Несмотря на подозрительное название, обыгрывающее советский архаизм, «Частное пионерское» — нестыдное детское кино, а вторая часть задуманной трилогии — вообще шедевр. По сюжету Мишка (восходящая звезда Семен Трескунов), Димка (Егор Клинаев) и Ленка (Анфиса Вистингаузен) вместе с псом по кличке Савва отправляются в летний пионерлагерь, где их ожидают приключения в духе «Гарри Поттера» (затерянные сокровища, катакомбы, опасные злодеи) и по-настоящему сильные романтические переживания, которые проверят на прочность их дружбу. Если первый фильм основывался на одноименном сборнике рассказов Михаила Сеславинского, то второй снят по оригинальному сценарию, однако в его основе лежит сокровище мировой драматургии — сценаристы решили призвать на помощь дух Шекспира и обыграли его «Ромео и Джульетту» в рамках школьной постановки таким образом, что драматургу наверняка бы не было стыдно.
Босс-молокосос
«Ох уж эти детки»
Семилетнему Тиму не повезло: его младший брат — слишком волевой мальчик. Он носит костюм и кожаный портфель и командует всеми вокруг. Но мальчикам приходится действовать сообща, чтобы одолеть злодея, который хочет разрушить счастье семьи.
«Русские евреи. Фильм второй. 1918–1948»
От Троцкого до Эйзенштейна
Вторая часть документальной трилогии Леонида Парфенова про русских евреев. Героями нового фильма стали Лев Троцкий, Марк Шагал, Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов и другие деятели политики и искусств.
«БЦХ» в КЦ ЗИЛ
Наш ответ Фрэнку Оушену, если позволите
Перебравшийся в Москву музыкант из Ульяновска Виктор Исаев, создатель проекта «БЦХ», записывает, нужно это признать, невероятно обаятельный и актуально звучащий меланхоличный поп, который хочется немедленно провозгласить нашим ответом на деятельность Фрэнка Оушена (впрочем, сам автор называет вышедший в начале марта мини-альбом «Эллинский секрет» посвящением Принсу). К сожалению, есть подозрение, что массовый успех этому материалу не угрожает. Пусть в iTunes он и сопровождается тегом «поп», но поп сегодня требует действовать в лоб. Сложно представить, что многие слушатели услышат в первом треке отсылки к «Улитке на склоне» Стругацких и захотят разматывать этот клубок дальше. Но «БЦХ», очевидно, интереснее говорить с этими немногими.
«Академия старинной музыки» в Московской филармонии
Барочные оркестровые сюиты
«Академия старинной музыки» давно вышла за рамки рядового аутентичного ансамбля: это не столько союз знатоков музыкальной старины, сколько коллектив со своими звучанием, стилем и характером. На этот раз музыканты во главе с основательницей, скрипачкой Татьяной Гринденко, откроют совсем редкие партитуры композиторов немецкой школы. Иоганн Йозеф Фукс и Георг Муффат — эти имена, пожалуй, нигде и не встретишь, кроме как на концерте «Академии».
Клавесинный дуэт A&A в Доме музыки
Все возможности клавесина
Чопорный, глуховатый и тихий клавесин по праву считают мгновенно узнаваемой приметой барочной музыки. Анна Кискачи и Анастасия Антонова с этим стереотипом категорически не согласны — их клавесин одинаково уместен и в старинных сочинениях, и в классическом репертуаре. В программе россыпь великих имен — Люлли, Гендель, Перселл, Дворжак, — а на бис обязательно прозвучат карнавальная «Пляска смерти» Сен-Санса и «Венгерский рок» авангардиста Лигети.
Арт-группа «Синий суп». ХХI
Ретроспектива пионеров российского видеоарта
Группа «Синий суп» трудится в полях отечественного современного искусства вот уже 20 лет, создавая собственную реальность на материале фотографий и видео. Фонд «Екатерина» подводит итог работы заслуженных видеоарт-художников и предлагает зрителям поразмышлять над тем, что представляет собой их творчество в такой долгой перспективе. В помощь рефлексирующим выставка будет поделена на две части: одну из них займут собственно работы, другую — интерпретации.
Дискуссия «Объект фантазии»
Разговор о театре и художнике с участием Максима Диденко
23 марта в Музее архитектуры им. Щусева будут говорить о театре, свободном от необходимости изображать реальность, и о работе в нем художника. Как время влияет на театральный язык, как российский театр реагирует на новые приемы, каковы особенности жанра иллюзион или метафорического представления? Эти и другие вопросы обсудят, разобрав на конкретных примерах, сценографы, художники по костюмам Галина Солодовникова, Мария Трегубова и хореограф, режиссер Максим Диденко, поставивший нашумевшие спектакли «Хармс. Мыр», «Пастернак. Сестра моя — жизнь» на сцене «Гоголь-центра», «Идиот» в Театре наций, «Конармия» в Центре им. Мейерхольда и «Черный русский» в доме Спиридонова. Дискуссия «Объект фантазии» пройдет в рамках серии встреч «Место действия», которые курирует театральный критик «Афиши» Алексей Киселев. Он и будет модератором в четверг.