Все началось с любви к искусству в себе…
Евгения Шассаньяр — выпускница лондонского Sothebyʼs Institute, молодой арт-деятель, немного феминистка и дочь родителей, владеющих старомодным французским кафе Michel на Красной Пресне. В его стенах Женя вместе со своей подругой Ксенией Лукиной — тогда сотрудницей галереи Pop/off/art — уже пыталась запускать собственные кураторские проекты в серии «Cafe Michel Art». Но в прованских рюшах современное искусство смотрелось специфически — как разломанный инвентарь в богатой квартире. Поэтому у девушек появились мысли о собственном пространстве, где можно было бы делать выставки со смыслом, от которого не отвлекают резные столики.
В прошлом году у Жениных родителей освободилась площадка в 50 квадратных метров на Петровке, 15, дверь в дверь с зотовским пабом Haggis, — раньше ее сдавали под магазин. Желающих платить дорогую аренду не находилось, и Женя с Ксюшей решили оккупировать место — устроить арт-сквоттинг в кругу семьи. 8 марта 2016 года они провели там нечто под названием «Можно познакомиться?» — выставку с серией дискуссий и перформансов, которые попали в программу открытого горизонтального феминистского фестиваля «Возможности, а не букеты». Звучит амбициозно и произнести разом непросто, но также трудно представить, что за стенкой от зотовской пивной, проповедующей вполне мачистские ценности, обсуждали гендерные интриги вокруг дома Мельникова и давали прямые включения представителям лондонской квир-культуры. Фестиваль прошел отлично, оставив за собой идею сделать на Петровке кафе и галерею — нечто объединяющие танцы, выпивку, еду и искусство. В голове, как водится, держали образ «маленького берлинского местечка».
«В Берлине мы увидели книжку про смешной бар из 20-х: назывался он KunsTanzBar. Все стены в нем были завешаны картинами, а над барной стойкой висело огромное название, если на русском, то «Искусство. Танцы. Бар». Эти три слова объединяют все, что мы любим в Берлине. По его мотивам мы придумали полукабаре с танцами, где всегда будет жить искусство, куда смогут приходить художники — и показывать свои актуальные работы».
«Во всех московских местах как будто бы чего-то не хватает: музеи и галереи — одно, клубы — другое. Нам хотелось придумать нечто, где была бы тусовочная жизнь, вместе с тем наполненная каким-то дополнительным содержанием, и располагалась бы в центре города. У нас так и не появилось районов галерей из-за устройства города — кроме вернисажей художникам встречаться негде».
… и продолжилось танцами под искусство
Летом жизнь закипела: в неотделанном пространстве прошла выставка Евгении Ножкиной и Ангелины Меренковой из параллельной программы молодежной биеннале с поддержкой Pop/off/art. После грянул ремонт, больше похожий на археологическую экспедицию. Гипсокартон и прочие наросты ободрали, под ними обнаружились харизматичные детали: одна стена — с открытой кладкой, другая деревянная. Обе сохранились в отличном состоянии с начала XX века, а пол оказался застелен не тронутой с 90-х плиткой.
Задачей архитектора Юли Шишковой — это ее первый проект, и она сделала тут все вплоть до мебели — было обойтись минимумом средств. Она добавила кое-какие акценты — например, плиту над баром из ДСП с бетонными сегментами, которая получилась весом под 200 килограмм. В целом дизайн с крашеным кирпичом, ретрокреслами и комнатными растениями уложился в московский канон 10-х годов. А название Untitled позаимствовали у абсолютного большинства произведений художников, для которых форма первостепеннее содержания. К нему прибавили удачную приставку «арт-хаб». Хотя в разговоре Лукина проговаривает еще одно определение — «пространство свободной экспрессии».
Незагруженная деталями площадка с витринными окнами стала рамкой, которая до неузнаваемости меняется от любых привнесенных элементов. Например, на Хеллоуин выпускник института современного искусства «База» Александр Плюснин поставил на подиумы свиные головы и включил красный свет — никакую еду и веселые танцы в таком интерьере представить невозможно. Под Новый год ребята сделали тематическую неделю с лозунгом «Под брусчаткой — пляж», посвященную революции во Франции 1968 года: поставили пальмы, шезлонги, засыпали все песком, позвали диджеев и всячески изображали безмятежный курорт посреди замызганной Москвы. Один из вечеров был украинским — с борщом и рушниками. Так что каждый раз, заходя в Untitled, будто попадаешь в новое место.
Еда и бар
В качестве шеф-повара Untitled выступил Мишель Ленц, больше известный как руководитель кухни Cristal Room Baccarat на Никольской — ресторана-дворца с дизайном от Филиппа Старка и балами, про которые пишет Tatler. Прошлой весной Женя вместе с ним ездила на разведку на Кавказ — Ленц в то время вынашивал безумные планы по налаживанию производства дагестанской моцареллы (есть же осетинская буратта). Идею воплотить не удалось, зато была опробована и утвердилась концепция меню для Untitled — французско-дагестанского.
Главный хит Untitled — лепешки чуду, которые готовят c добавлением нутовой муки или на традиционном кефирном тесте. Внутрь кладут говядину с гречкой (240 р.) или рагу из баранины (240 р.), есть также вегетарианские — с киноа и шпинатом (200 р.). На сладкое Мишель Ленц предлагает те же нутовые лепешки, только с коноплей и медом (210 р.) или с яблоком и бананом (170 р.). Участие в разработке такого этнохипстерского меню кавалера всевозможных звезд — в том числе и мишленовских — уже можно считать неплохим арт-перформансом. Как если бы Илье Кабакову заказали типовой дизайн квартир для какого-нибудь подмосковного ЖК. Но и барное хозяйство в Untitled поставил не последний человек в городе: им заведует Даниил Файнберг, когда-то официант Dodo, а ныне кадровый ветеран Noor Bar. Про него шутят, что он обладатель премии Diageo World Class за стабильное упоминание в книге жалоб и легендарное хамство, однако дело свое знает. Для Untitled Даня смешал уйму затейливых коктейлей — например, сладко-сливочный Moscow Beauty à la Crème за 370 р. За просекко там берут 250, бутылка вина стоит от тысячи, а комплексный обед из трех блюд днем — 350 рублей.
Шассаньяр: «Мой папа из Дагестана, но я никогда там не жила, хотя люблю приезжать как турист. А в прошлом году нам довелось попасть в замечательное традиционное место, где готовят пророщенные овощи по рецепту XII века. Такого я нигде больше не пробовала и подумала, что хорошо бы создать такую кухню, которая раскрывала бы дагестанские традиции, но все же на современный манер. Потому что еда на Кавказе, как ни крути, на московский вкус тяжелая и жирная».
Что было, что будет
Официально Untitled открылся в сентябре с ужина, блюда которого готовили молодые художники и уже довольно известная Полина Канис. В итоге застолья с арт-деятелями — вплоть до Дмитрия Гутова — утвердились в качестве ежемесячного формата. При этом, как только мероприятие начинается, хозяйки крепко закрывают двери и не пускают опоздавших. В декабре они наняли Юрия Юркина, работавшего в ММСИ и курировавшего проект «Варочный цех», который с педантичностью музейного сотрудника стал выстраивать программу заведения.
«Есть такой жанр, когда в кафе вешают картины. Это унизительно для искусства, и поскольку кафе — это место коммуникации, то мы решили здесь показывать искусство взаимодействия, которое бы не фокусировалось на объектах. Хотя появление объектов здесь мы не исключаем, но они должны быть, что называется, site-specific».
В феврале на Петровке стартует детская программа: Виктория Щербенко, которая ведет семейные дни в «Гараже», по выходным будет готовить обеды с детьми. Кинокритик журнала «Сеанс» Максим Семенов запускает серию показов «Сталинотека» с фильмами, которые в свое время были забракованы тираном. Также обещаны курсы по истории дизайна и кураторства. По четвергам тут обещают устроить караоке «Лунный Пьеро» — аналог недавно открывшегося Bowie Bar: петь планируют всякую дичь — от Вагнера до китайских поп-песен. Ну а по пятницам и субботам в Untitled проходят вечеринки, где играют тот же Юркин, те же молодые художники и друзья друзей хозяек, среди которых самым знаменитым персонажем можно считать журналистку Алису По.
Кто все эти люди?
Вооружившись классическим вопросом, в одну из пятниц корреспонденты «Афиши Daily» сфотографировали 10 гостей Untitled и спросили каждого из них: как вы сюда попали, кто ваш любимый художник, любимый чиновник, любимая московская мерзость и где самое интересное место за МКАД.
Настя Каурдакова
24 года, работает SMM-редактором
Художник — Рой Лихтенштейн, чиновник — Дональд Трамп.
Любимая мерзость — метро.
Место за МКАД: «Никогда там не была».
Аина Илларионова
21 год, музыкант и певица.
Про Untitled узнала от «друзей и модных хипстеров, которые внутри».
Художник — Яцек Йерка, любимого чиновника нет.
Любимая мерзость: «Много быдла, особенно если поехать за кольцо».
Место за МКАД — Баковка.
Александр Ганжела (Невский)
31 год, официант вагона-ресторана
«Зашел случайно, замечательные люди и интерьер хороший»
Художник — Кандинский, чиновник — Черномырдин.
Любимая мерзость — Лужков.
Место за МКАД — Купчино в Санкт-Петербурге.
Евгения Шассаньяр
24 года, хозяйка Untitled
Художник — Иса Генцкен, первая жена Рихтера, чиновник — Николя Саркози.
Любимая мерзость — телки на каблах.
Место за МКАД — Солнцево.
Люся и Алексей Дурасовы
55 и 28 лет
«Друзья выставлялись в Untitled — так и узнали про это место».
Художник — Поль Клее и Лоренцо Маттотти, чиновник — Капков.
Любимая мерзость — снегогрязь с плиткой.
Места за МКАД — «Икея» в Химках и Иркутск.
Катя Гавинская
27 лет, искусствовед
«Про Untitled узнала через постель».
Художник — Марлен Дюма, чиновник — «Кискинов, он же Ликсустов».
Любимая мерзость — «Симачев».
Место за МКАД — Байконур.
Антон Исюков
27 лет, учитель
«Любимые художник, чиновник, московская мерзость и место за МКАД — Врубель, Мизулина, Собчак и Курск соответственно».
Рома Решетников
25 лет, работает на «Стрелке»
«С владельцами Untitled познакомился в Грузии».
Художник — Ван Гог, чиновник — Собянин.
Любимая мерзость — слякоть.
Место за МКАД — «Планерная».
Лера Агафонова
25 лет, работает в МАММ
«Пришла в Untitled на дискотеку».
Художник — Бойс, чиновник — королева Англии Елизавета II.
Любимая мерзость — голуби.
Место за МКАД — Иосифо-Волоцский монастырь.
Максим Семенов
29 лет, кинокритик
«Работает недалеко и любит супы в Untitled».
Художник — Ренуар, чиновник — Дональд Трамп.
Любимая мерзость — работа коммунальщиков.
Место за МКАД — Париж.
Вердикт
Шассаньяр и Лукина утверждают, что доход от бара — основной источник выживания Untitled, позволяющий организовывать арт-проекты. Учитывая студенческие цены в меню, звучит это как минимум лукаво. Очевидно, что в Москве, где слово «арт» в названиях кафе означало «у меня есть деньги» или «у меня нет вкуса», Untitled воплощает какой-то новый случай. Крошечный клуб, где все свои, хозяева запросто знакомятся с посетителями, кормят простецкой едой, в одну пятницу пляшут под техно, в другую — голосят Аллегрову, проводят дискуссии о феминизме, показывают видео-арт, учат украинский язык и собирают средства для фонда «Сестры»: в Untitled, кажется, переберлинили сам Берлин.