1912 год
Третий год работы после перестройки Шехтеля
Сперва кинотеатр «Художественный» назывался «электро-театром» — как сегодняшний Театр Станиславского. Его построил предприниматель Роберт Брокш, управляющий «Варваринского акционерного общества домовладельцев», — ему как раз принадлежал участок на Арбатской площади. Первый вариант кинотеатра с куполом и залом на 400 мест открылся в 1909 году. Дело оказалось прибыльным, но мест не хватало, и перестройку заказали знаменитому Федору Шехтелю, уже на 900 зрителей. Брокш рассматривал кино как конкурент театру и неслучайно выбрал архитектора, построившего МХТ. Барельефы с колесницами на фасаде не сохранились.
1926 год
Премьера фильма «Броненосец «Потемкин»
В октябре 1917-го во время боев на площади юнкера держали внутри кинотеатра пленных красногвардейцев. После революции «Художественный» вновь заработал в 1921 году и стал первым кинотеатром Госкино. Здесь проходили главные премьеры 1920-х, и с шумом: к торжественному старту проката шедевра Сергея Эйзенштейна на Арбатской площади появился тот самый броненосец, а зрителей встречали билетеры в черных бушлатах и бескозырках.
1936 год
Показ первой цветной ленты в стране — фильма «Груня Корнакова»
Как выглядел кинотеатр в 1930-е, можно понять по сохранившемуся описанию из путеводителя о Москве 1935 года. «В театре 946 мест; музыкальная иллюстрация немых фильмов — оркестр; в фойе, в специальном зале, через каждые 45 минут демонстрация последней кинохроники, комната матери и ребенка, читальный зал, шахматы и шашки, буфет. В летнее время в саду при театре эстрадные концерты. Театр треста Мосгоркино. Начало сеансов в 12 час. Цены по местам: на дневные сеансы от 1 до 2 руб., на вечерние сеансы (с 18 час.) от 1 р. 50 к. до 3 р. 50 к.»
1955 год
Лучший экран страны
В 1955 году «Художественный» стал первым широкоэкранным кинотеатром Москвы: его экран в три раза больше обычного, насчитывает 14 метров в длину и представляет собой не полотно, как обычно, а состоит из специальной пластмассы, усиливающей яркость изображения.
1959 год
Шедевр Шехтеля становится памятником Хрущеву
В те же 1950-е кинотеатр удивительным образом превратился в «хрущевку», потеряв оригинальный шехтелевский неоклассический декор. С фасада были сбиты барельефы с колесницами, окна заделали — получилась наглядная иллюстрация к новому курсу на борьбу с архитектурными излишествами, которую объявил генсек.
1962 год
Перестройка Арбатской площади
Реконструкция Арбатской площади с суровым сносом Собачьей площадки, которую топтали такими агрегатами на танковом ходу, миновала кинотеатр — «Художественный» чудом пережил строительство нового городского проспекта.
1962 год
Буйство советской кинорекламы
До революции никаких афиш на фасаде кинотеатра не было, а через полвека его было не разглядеть за рекламой — в репертуаре шло по 3–5 фильмов.
1967 год
Вместе со страной «Художественный» встречает юбилей
На здании снова корабль — теперь это не броненосец, а крейсер. Вместо античных масок над входами — круглая дата, барельефы с колесницами сменили полукруги с цветами.
1970 год
Фильмы соцстран вместо «новой волны»
Фестиваль чехословацких фильмов случился уже после расцвета «новой волны» в тамошнем кинематографе (считается, что начало ей положил фильм «Солнце в сети» Штефана Угера 1962 года).
1980 год
Фестивальная горячка
Все любят недели мирового кино, и дирекция международных фестивалей и выставок «Совинтерфест» проводит их охотно. На фотографии — толчея во время Неделя фильмов Аргентины.
1991 год
Денег нет, кино отменяется
В 1991 году все бастуют — от осужденных исправительно-трудовой колонии усиленного режима под Уфой до медиков под Вологдой. Бастуют и работники кинотеатра, поэтому никто не увидит сегодня этот испанский триллер с Викторией Абриль.
1995 год
Фальшивое самосожжение
Знаменитый кадр: специалист по взрывчатым веществам Игорь Брумель устраивает каскадерский трюк, напоминающий самосожжение. И этот аттракцион — в поддержку обманутых вкладчиков МММ.
1999 год
Очень приятно, царь
Фильм Никиты Михалкова зрители ждут так сильно, что «Коммерсант» провозглашает возвращение к жизни целого жанра — хитро отрежиссированных премьер. Михалков подогревает интерес, за полгода объявляя о премьере фильма четыре раза.
2005 год
Интерьеры обнищавшего кинотеатра напоминают сельский клуб
В нулевые в кинотеатре имелось четыре зала: главный на 600 мест, зал для показа детских, документальных и артхаусных фильмов, а также два видеозала. О былой роскоши напоминают мраморные колонны, пальмы и музыканты за роялем (они были в фойе с самых первых лет). Однако последний раз капитальный ремонт тут устраивали в 1987 году, за эти годы кинотеатр устарел морально и физически. Реконструкция назначена на 2010 год.
2012 год
Пикет в поддержку иранского режиссера
Пикет кинокритиков — в том числе бывшего редактора «Афиши» Марии Кувшиновой и нынешнего кинокритика Антона Долина. Они выходят с плакатами во время Недели иранского кино, чтобы сообщить всем о режиссере Джафаре Панахи, несправедливо сидящем под домашним арестом. Долин комментирует происходящее: «Весь цивилизованный мир от этого в ужасе, протестует, митингует и устраивает его ретроспективы. У нас же — молчок, а посадивший Джафара Панахи за решетку Ахмадинежад — лучший друг российских властей».
2014 год
Старт реставрации — с большими обещаниями
Реконструкции в 2010 году так и не случилось, зато осенью 2014 года состоялся открытый конкурс на 338,7 миллиона рублей. За эту сумму нужно заменить все коммуникации, усилить перекрытия, модернизировать большой зал и дополнить его современным освещением и концертным оборудованием, восстановить фойе и вход в духе первоначального проекта Шехтеля. Предполагаемый срок работ — полтора года. Открыть «Художественный» обещают в июле 2016 года
2015 год
Скандал с подрядчиком, внутри кинотеатра — руины
В конце 2015 году становится понятно, что открытие откладывается. Подрядчик, ООО «СианСтрой», который также ведет реставрацию Музея Сергея Есенина, отстранен. Выясняется, что работы ведут малоквалифицированные рабочие, график не соблюдается — фактически компания успела только произвести демонтаж. Самое тревожное — пересмотр сметы строительно-монтажных работ после кризиса. После 2014 году цены выросли, пауза в реставрации требует провести временное отопление и смонтировать фальшфасад для разобранного здания, чтобы оно не разрушалось дальше.
Декабрь 2016 года
«Художественным» займется команда «Пионера»
Департамент культуры, которому принадлежит кинотеатр, объявляет о частно-государственном партнерстве: восстановит «Художественный» и будет управлять им компания Александра Мамута (управляющего акционера холдинга Rambler&Co, куда входит «Афиша». — Прим.ред.). В марте 2016 года он обращается к Сергею Собянину с предложением взять кинотеатр в долгосрочную аренду. 1 декабря между Депкультом (конкретно их организацией «Москино») и акционерным обществом «Пионер» был заключен договор на 20 лет. Теперь в реконструкцию Мамут обещает вложить 1 млрд рублей и открыть кинотеатр не позднее чем через полтора года.