Что произошло
ФСКН как самостоятельный орган не существует с весны: ведомство упразднили, а его функции передали МВД. При этом в августе в московском управлении появился новый департамент: подразделение для борьбы с наркотиками в клубах. Вопрос, что это значит для московской клубной жизни, остается открытым. Также неясно, связана ли новая служба с субботним рейдом в «Конструкторе», где отряд ОМОН сорвал выступление итальянца Паоло Лодде, выступающего под именем Dusty Kid. Несколько сотен людей оказались заперты в клубе, каждому проверяли глаза, некоторых отправляли в автозаках в отделение и ставили на учет.
«Большинство посетителей знали о готовящемся представлении и появившиеся вежливые люди в масках с автоматами воспринимались даже как некая изюминка, очевидно не произведшая желаемого устрашающего эффекта, но на этом, к сожалению, с драматургией стало происходить нечто сравнимое с попыткой въехать в Эрмитаж на бульдозере — какие-то автобусы, ограждения, опять же множество мужчин в масках и бронежилетах (!), попытки запугать публику перспективой насильственного увоза на некую экспертизу. Простейший вопрос — какое вообще право есть у этой группы людей лишать свободы перемещения группу других людей, которые просто пришли потанцевать в ночной клуб? Этот вопрос не нашел внятного ответа. <…>
Если для борьбы с наркоманией достаточно отвезти несколько молодых людей на экспертизу и торжественно им преподнести пробирку, то почему бы не сделать пункт мобильной экспертизы, чтобы не тратить бензин, автобусы, время водителей, не говоря уже о несчастных, которые вынуждены ехать черт его знает куда с утра пораньше.
Короче, в какой-то момент организаторы этого шоу сами врубились, что ситуация начинает выходить из-под контроля, ведь автобусов на всех не хватит. Решили просто отпустить оставшихся с напутствием:… (валите), наркоманы!.. Спасибо, хоть не расстреляли».
«Подразделение по борьбе с наркотиками в клубах существовало раньше. Работали там такие же опера, в том числе симпатичные девушки и субтильные юноши наркоманского вида. Формально задачи подразделения — предупреждение и пресечение незаконного оборота наркотиков, оперативно-розыскная деятельность в соответствии с законом об ОРД и полиции. По факту это означает, что в клубе могут оказаться симпатичные молодые люди, переодетые тусовщиками, которые — особенно девушки, которых принято угощать, — к моменту появления «тяжелых», то есть спецназа, будут знать, у кого что припасено для славного времяпрепровождения. Нельзя не иметь в виду, что осведомителями могут являться клубные промоутеры, ранее попадавшиеся на мелком сбыте или употреблении.
Это новое подразделение МВД — абсолютный аналог бывшего ФСКН. Разница в том, что численно оно меньше, а отдельная следственная служба упразднена — дела расследуются в общем порядке. То есть остались в основном опера. Спецназ «Гром» ФСКН передали в Нацгвардию, следователей — в соответствующие следственные части МВД. На данном этапе новая метла должна показать свою эффективность: дать результаты, показать статистику, изъятия, уголовные дела, устоявшие в суде. Именно поэтому может казаться, что тиски зажали.
Мое мнение — это временное явление, компанейщина. Закончится это, скорее всего, несколькими уголовными делами по 228.1 (незаконные производство и сбыт наркотических средств. — Прим. ред.), в ходе которых будет пара реальных и большинство условных сроков — и увеличится штат осведомителей.
Что касается предупреждений о проверке, они бывают плановые — когда нужно проверить наличие стендов о вреде наркотиков, систему охраны и так далее; а также внеплановые — для пресечения преступлений, задержаний. О первых владельцев предупреждают, о вторых, конечно же, нет — иначе смысл теряется. В «Конструкторе», я так понимаю, первое перешло во второе».
Пять правил поведения во время полицейских проверок
Не оказывать сопротивления сотрудникам, в том числе не трясти удостоверениями, фамилиями, знакомствами. Это привлекает внимание и злит невыспавшихся сотрудников.
Носить паспорт. Отсутствие паспорта — еще один повод для задержания.
Если знает человек грех за собой — бывает такое — не надо сдавать анализы. Лучше отказаться. Да, в худшем случае это повлечет административное наказание. Но если анализы сданы, а там вся таблица Менделеева, то наказание все равно будет назначено, но еще на учет поставят и придется полгода ходить в наркодиспансер в баночку писать. И возможность обжалования действий полиции становится призрачной.
Всегда можно подойти к ближайшему сотруднику в гражданской одежде, попросить показать удостоверение и выяснить, кто старший группы. Спросить, задержаны ли вы, и если ответ положительный, то следующий вопрос — в рамках какого административного или уголовного производства. Он спросит, зачем вам это, вы скажете: для исчисления сроков задержания — три часа по административному аресту и вызова адвоката по соглашению. После этого к вам — такому умному — могут интерес потерять.
Знайте: вы имеете право снимать на камеру действия сотрудников при исполнении в случае необходимости. Это иногда мешает впадать им в чрезмерное рвение.
Полный фотоотчет можно посмотреть на Nightparty.ru.