Зачем нужны сообщества велосипедистов в Петербурге и Москве и как они живут

28 августа 2023 в 20:00
Фото: Hero Images/Getty Images
В последние годы в Петербурге и Москве набирают популярность social-ride — регулярные прогулочные заезды, которые организуют сообщества велосипедистов. «Афиша Daily» поговорила с организаторами этих сообществ о том, что это дает участникам и как они влияют на город.

«Клево наблюдать, как у людей загораются глаза». Как архитекторы создали сообщество для велосипедистов разного уровня

Анна Захарова

Easy Cycling Club, Москва

Easy Cycling Club основан в 2020 году урбанистами и архитекторами. Изначально объединение создавалось, чтобы вместе кататься по городу и смотреть на красивые здания. Но оно стало расти: к ребятам присоединялись их друзья, которые пересаживались на велосипеды, потом начали подтягиваться друзья друзей и так далее. Так Easy Cycling Club стал сообществом.

Сейчас наши основные задачи — развитие велоинфраструктуры и велосообщества в Москве, чтобы люди находили компанию для заездов, знали, как передвигаться по дорогам безопасно. Мне кажется, мы отличаемся от других московских сообществ тем, что объединяем велосипедистов абсолютно разного уровня и на разных типах велосипедов. В основном это ребята от 25 до 35 лет — работники ИТ-сферы, дизайнеры, архитекторы и другие.

Присоединиться к нам легко: нужно просто приехать на заезд, соблюдать правила дорожного движения, а также иметь при себе шлем, потому что безопасность превыше всего. Анонсы мы публикуем в телеграм-канале, в нем сейчас больше 2000 человек. Мы будем рады всем.

Раньше мы собирались только по вечерам: делали небольшую поездку по городу и тусовались вместе после. Сейчас есть и утренние заезды каждую среду: перед работой мы катаемся по приятному маршруту по дорогам с минимумом автомобилей. В основном перемещаемся по набережным, ВДНХ, Яузе, Крылатскому, Филях. Еще устраиваем заезды подлиннее в Москве и ближнем Подмосковье.

Стартуем или финишируем мы часто в кофейне «Борис Сонный», которую открыл участник нашего сообщества, или в Skuratov Сoffee — мы им очень благодарны, там раньше всех открываются, поят нас фильтром и вообще заботятся. Еще любим Escapist и Lim.cc. Остальные места подбираем ситуативно, исходя из маршрута.

Что приобретают люди в сообществе — личная история для каждого. Недавно, например, прошла Rapha Women 100Ежегодный женский велозаезд, который проводится под эгидой бренда Rapha, чтобы популяризовать велоспорт среди женщин., и из нашего клуба туда впервые поехало несколько девчонок, некоторые из них были на синглах — велосипедах с одной передачей. Было очень жарко, и даже для опытных это стало испытанием, а для тех, кто поехал впервые, — настоящей победой над собой. Но это всех подстегнуло: они решили пересесть на шоссейные велосипеды и выезжать чаще. Клево наблюдать, как у людей загораются глаза.

Я думаю, что каждое велосообщество немного меняет город и помогает улучшить инфраструктуру.

Во-первых, здорово, что люди учатся ездить правильно и безопасно. Они начинают понимать, как ехать в группе, как — в автомобильном потоке, привыкают показывать другим велосипедистам и водителям, что делают и куда едут.

Мне кажется, чем больше людей катается по правилам и делает это хорошо, тем более положительный имидж велосипедистов формируется у водителей. Вжух, и тебе уже не сигналят и даже где‑то пропускают. Это взаимовыгодная история, которая меняет ситуацию на дорогах к лучшему.

Изначально водители реагировали странно: регулярно сигналили и подрезали. Сейчас велосипедистов больше, автомобилисты к этому привыкли и относятся к нам терпимее — часто пропускают, объезжают аккуратно. Даже проблем с таксистами стало меньше.

«Прокатились — и немного отпускает». Зачем нужен женский велоклуб в Петербурге

Алиса Хваткова

«Сайклгелз», Петербург

Сообществу «Сайклгелз» недавно исполнилось три года. Все началось с маленького чата буквально на десять девушек. Мы состояли в большом велосообществе, но там не всегда было удобно обсуждать чисто женские темы, например физиологию, относящуюся к велосипедным поездкам, поэтому я сделала отдельный чат. И только спустя год я предложила девчонкам прокатиться вместе, тогда собралось пять человек. После этого я загорелась идеей женского велоклуба, и мы стали отправляться на заезды каждый четверг. А затем открыли для себя Ленобласть и поездки на велосипедах еще и за город.

С 2023 года мы катаемся минимум дважды в неделю: утром во вторник и вечером в четверг. За все это время я пропустила встречу лишь однажды, когда уезжала в отпуск. Сейчас на заезды собирается человек 30–50, что довольно много, поэтому с нынешнего года у нас есть не только ведущая, но и замыкающая.

Клуб совершенно открытый, на заезд можно приехать на любом велосипеде. Собственно, в этом и идея сообщества — показать, что вход в велокомьюнити максимально простой, для этого совсем не обязательно сразу покупать себе суперклассный велосипед и дорогую форму. Можно, ничего не стесняясь, просто покататься и классно провести время.

От старта до финиша у нас доезжают, как правило, абсолютно все — я задаю темп, ориентируясь на группу, это не скоростная история, а скорее прогулка по городу. В начале каждого заезда я провожу брифинг по важным на проезжей части правилам. Для меня, как для организатора, самое главное — чтобы заезд прошел безопасно.

Сложно сказать, сколько в сообществе человек. В телеграм-канале почти 1000 человек, в чате — 260, после каждого заезда в него добавляются новые девушки. Я никак не вкладывалась в рекламу сообщества — все узнают методом сарафанного радио. Возраст участниц — от 17 до 50 лет. Вообще, я стараюсь дать ощущение общности. Нас так много, девушки абсолютно разные, каждая уникальна и каждая привносит в клуб свое, являясь частью большого целого под названием «Сайклгелз».

Помимо регулярных заездов мы делаем Rapha Women’s 100 — мировой заезд, когда в определенный день женщины по всему миру в разных странах и городах едут 100 километров. В этом году наш клуб будет проводить его в четвертый раз. На заезде обычно есть несколько «пейсеров» — девушек, которые задают темп группе. А после события проходит вечеринка, на которой можно пообщаться и познакомиться.

Иногда мы делаем также загородные выезды, периодически нам предлагают коллаборации. Недавно делали совместный выезд до «Маркета у моря» в «Севкабель Порту» — им хотелось показать, что до них можно доехать не только на такси или автобусе, но и на велосипеде.

Еще мы проводим мастер-классы для девушек по обслуживанию велосипеда — не что‑то глубоко техническое, а общее, чтобы дать понимание, что такое велосипед, как за ним ухаживать, как справиться с базовыми неприятностями типа слетевшей цепи или проколотого колеса. Под конец лета я всегда стараюсь придумать совместную активность. В прошлом году это была поездка длиной 200 км, в этом году у нас будет два велозаезда и две прогулки на байдарках.

Сейчас клуб полностью на мне. Я стараюсь за зиму поработать так, чтобы летом иметь возможность больше заниматься сообществом, иначе невозможно, дел довольно много. В этом году я ввела донейшены за заезды, потому что никакого финансирования со стороны у нас нет. Приятно, что все участницы поддерживают меня в этом.

Многие спрашивают, зачем нужен женский велоклуб и почему он именно женский. Дело не в том, что мы яростные феминистки, а в том, что многие девушки смотрят на велодвижение и сталкиваются с кучей внутренних блоков: а смогу ли я проехать, смогу ли я влиться в тусовку, а как на меня посмотрят, а как вообще подступиться. Приехать на женский заезд морально гораздо легче, чем на общий. У нас участницы видят, что им нечего стесняться, они в кругу абсолютно таких же девушек — можно расслабиться и не испытывать дискомфорт по поводу отсутствия велоформы или не такого шустрого велосипеда. А еще понимают, что велосипед — это не только прогулки в парке, но и способ передвигаться по городу. С нами они учатся ездить по проезжей части, двигаться в группе, показывать водителям свои маневры.

Важный показатель, что мы идем в верном направлении, — тот факт, что некоторые девчонки начинают все больше кататься, вникать, покупать себе более серьезные велосипеды, проезжать сначала 30 километров, потом 50, 100 и даже 200.

Обычно мы стартуем из велокафе «Вираж» — огромное спасибо им и их создателю Максиму Кравцову. Маршруты у нас всегда разные. Во вторник утром мы проезжаем около 25 километров, в четверг — около 35. После финиша в четверг мы пару часов сидим в каком‑нибудь заведении или на улице и болтаем. Выезды делаем примерно до ноября, зимой не катаемся: Петербург ужасно убирают, и это небезопасно.

После февраля 2022 года я не знала, как вообще устраивать заезды, насколько это уместно, но когда я спросила в чате, все написали, что для них это важно и они хотели бы продолжать. Бывают разные дни, но после совместной поездки и разговоров всех немного отпускает.

Наше сообщество в том числе повлияло на дорожное движение: за три года количество уверенных велосипедисток заметно увеличилось. И пусть автомобилисты не всегда учитывают нас как полноправных участников движения, мы знаем и соблюдаем правила и можем постоять за себя. Мне кажется, это все важно для формирования безопасного дорожного движения.

Сейчас дружелюбных по отношению к нам водителей все же больше, чем агрессивных и неадекватных. Но, увы, конечно, и такие встречаются. Могут сигналить в спину без повода, кричать, обзываться и посылать нас на тротуар. Когда случаются неприятные ситуации, я стараюсь вступить в диалог, отстоять наши права, объяснить, что, по правилам, мы можем ехать по проезжей части. Но в целом нам часто уступают, в пробке стараются пропустить, двигаясь чуть левее. За городом автомобилисты несколько раз даже останавливались и спрашивали, нужна ли нам какая‑то помощь, когда мы ремонтировали проколы.

В этом сезоне все мы заметили, что агрессивнее всего ведут себя водители автобусов, специально жмут, не пускают. Это прямо тенденция. Хотелось бы от водителей понимания, что они сидят за рулем транспорта, который во много раз больше и опаснее.

«В шесть утра в будни собирается по 50 человек». Как сеть велокафе Rébellion объединила самых заядлых велосипедистов

Владимир Д.

Rébellion, Москва

Мне сейчас 33 года, из них восемнадцать лет я катаюсь на велосипеде. Другие ребята, с которыми мы развиваем сообщество, тоже давно в этом и участвуют в серьезных велогонках. Наше объединение существовало и до открытия велокафе Rébellion. Все делалось друзьями для друзей, а потом подтянулись единомышленники. А еще мы всю жизнь работаем в общепите, поэтому в какой‑то момент начали искать место под Rébellion Clubhouse и нашли тот самый подвал, в котором сейчас находится основная кофейня.

После открытия, как только в марте 2021 года сошел снег, мы начали собирать людей на совместные заезды. Их становилось все больше и больше, но в первый год мы катались нерегулярно: иногда в субботу, иногда — в воскресенье. В 2022-м мы перестали анонсировать события — было депрессивное состояние, много людей эмигрировало.

А в этом году ворвались по полной: сейчас у нас проходит три-четыре заезда в неделю. В шесть утра в будни собирается по 50 человек, чтобы прокатиться с нами по городу и выпить чашку кофе перед работой.

В нашем сообществе состоят ребята с большим опытом, многие из них выросли на базовых заездах других комьюнити, где люди катаются более расслабленно и встают чуть позднее. Наши участники могут уверенно ехать в группе, чтобы случайно ее не завалить, поддерживать быстрый темп, правильно сдавать сменуВо время заезда велосипедисты формируют группу из пар, которая имеет сменяемых лидеров — они едут спереди и разрезают воздух, уменьшая его сопротивление и облегчая езду для тех, кто сзади. Сдать смену — это ситуация, когда лидеры группы делают небольшое ускорение, показывают, что они пропускают вперед тех, кто сзади и встраиваются в середину или конец группы, чтобы отдохнуть., вставать к шести утра — для нас важно, чтобы в городе почти не было машин, и мы могли ехать, не залипая на светофорах, не дыша выхлопами.

В нашем сообществе есть молодые парни и девушки, айтишники, предприниматели, творческие люди, стартаперы, в общем активные ребята, для которых велосипед — это часть образа жизни. Они выбирают себе красивую форму, классные велосипеды, разбираются в оборудовании, могут поддержать беседу на тему велоспорта и гонок.

Присоединиться к нам просто: у нас открытый формат. Если ты уверенный пользователь велосипеда, можешь просто приезжать на наши шоссейные или MTB-заездыMTB — mountain bike, горный велосипед.. В нашем телеграм-канале регулярно публикуются анонсы с указанием времени, мест старта и финиша и длительности маршрута.

Новичков на наших заездах видно сразу. Перед быстрыми заездами (они проходят по четвергам) мы предупреждаем их, что они могут отвалиться по пути. В целом если человеку нужна поддержка, то мы можем поехать в паре, давать советы, следить и даже подталкивать на горке. Важно, чтобы сообщество развивалось, и мы всегда приветствуем новых участников.

Раз в неделю мы выбираемся за город, катаемся по полям и лесам на MTB и гревелахВелосипеды, созданные для езды по гравийным дорогам.. У нас также есть Rébellion Weekend: каждые последние выходные месяца выбираемся в загородный отель PineRiver под Обнинском. Там мы живем в классных домиках, ходим в баню, едим барбекю, болтаем и катаемся. В июне мы проехали круг в 300 километров через Калугу, Медынь и Обнинск, а июле — 180 километров через Серпухов, Боровск, Малорославец.

Обычно мы стартуем из наших кофеен: это Rébellion Clubhous на Петровском бульваре, Китай-городе или «Маяковской». Чаще всего выбираем Китай-город, потому что оттуда можно сразу выехать на набережную, проехать круг через ВДНХ или до Нагатинского затона и обратно. По воскресеньям старт и финиш обычно на Петровском бульваре.

Думаю, наше сообщество развивает: все хотят лучше выглядеть, быстрее ехать, собираться чаще. Оно создает новые связи, участники начинают дружить, кто‑то находит работу, у кого‑то даже возникают отношения. Надеюсь, на прохожих мы тоже влияем: они видят группу велосипедистов в шесть-семь утра и понимают, что есть еще какая‑то жизнь, к которой можно присоединиться. Что можно было бы сейчас не бухать, а тренироваться. Или не стоять на светофоре сонным, а ехать на работу на велосипеде.

Расскажите друзьям