Неорусский, или псевдорусский, стиль стал попыткой ответить на вопрос о собственной идентичности, это романтическое обращение к собственным корням и историческому прошлому. В XIX веке сформировались понятия нации и национального, они пришли на замену категориям подданства и религиозной принадлежности, которые объединяли людей ранее. В поисках характерных, типичных черт архитекторы обратились к памятникам допетровской эпохи, ко времени до начала влияния на русское зодчество западноевропейского искусства. Это привело к созданию причудливых стилизаций, в которых современные технологии и функциональные потребности переплелись с элементами декора прошлых столетий и чертами актуальных стилей.
Дом Игумнова
Большая Якиманка, 43, стр. 1
Сегодня этот особняк-терем известен как здание французского посольства и один из самых ярких памятников неорусской архитектуры. Николай Игумнов, владелец крупной текстильной мануфактуры в Ярославле, начал строительство московского особняка на Большой Якиманке в 1888 году. Проект создал ярославский зодчий Николай Поздеев, а оформлением интерьеров, уже после смерти архитектора, занимался его брат Иван.
Фасады с наличниками, сложными карнизами, кружевной резьбой по камню и шатровыми крышами напоминают русские палаты, но украшены они гораздо более пышно. Цветные изразцы для декора изготовили на фарфоровой фабрике Кузнецова, а красный кирпич для строительства привезли из Голландии. В 1901 году Игумнов был отправлен в ссылку в Абхазию. Он больше не вернулся в Москву, а особняк был национализирован.
Саввинское подворье
Тверская, 6/1
Здание с двумя башнями, центральной теремной крышей, арками и лепниной было украшением дореволюционной Москвы. Его возвели между 1905 и 1907 годами по проекту архитектора Ивана Кузнецова в качестве доходного дома Саввино-Сторожевского монастыря. Прежде оно располагалось на первой линии Тверской, но в 1939 году, во время строительства нового ансамбля зданий и расширения улицы, его передвинули на 50 метров вглубь. Теперь дом скрыт от глаз прохожих за аркой и окружен более скромными постройками. На фасаде можно увидеть причудливое сочетание элементов неорусского стиля, решеток, фантазийного декора и сказочных цветных изразцов с цветами и жар-птицами из мастерских в Абрамцево и элементов модерна с плавными линиями, большими окнами, полуколоннами, многослойными карнизами и почти барочными морскими раковинами в углублениях ниши во внутреннем дворе.
ГУМ
Красная пл., 3
Торговлей на пересечении Варварки, Ильинки и Никольской занимались еще с XV века. Возводились и разрушались — в результате пожаров или просто от хода времени — первые деревянные лавки и каменные торговые ряды, но их функция оставалась неизменной. Последняя масштабная реконструкция случилась в конце XIX века. К 1887 году владельцев лавок в старых Верхних торговых рядах выселили, а в качестве компенсации им предложили долю в акционерном обществе, созданном специально для этой цели. Во всероссийском конкурсе на строительство нового современного пассажа выиграл проект архитектора Александра Померанцева. Обновленные торговые ряды открыли в декабре 1893 года: 16 отдельных строений, соединенных улицами-переходами под стеклянной крышей. Если внутри комплекс напоминает типичные европейские торговые галереи эпохи, то фасад, обращенный к Кремлю, созвучен расположенным за стеной памятникам русской архитектуры. Он декорирован полуколоннами с утолщениями-дыньками, сандриками-кокошниками и резными наличниками, а завершают ансамбль две башни с шатровыми крышами над центральным входом.
Главным универсальным магазином торговые ряды стали в 1921 году, рекламу для него разрабатывали Маяковский и Родченко. После, в 1930-х, в нем размещались государственные ведомства, несколько раз его планировали снести, чтобы построить здание Наркомата тяжелой промышленности. Историческую функцию ГУМу вернули в 1950-е. Ностальгическую атмосферу эпохи с советской музыкой и легендарным мороженым сохраняют в пассаже и сегодня.
Биологический музей Тимирязева
Малая Грузинская, 15
Здание на Малой Грузинской улице было построено для хранения произведений древнерусского искусства, которые собирал один из братьев Щукиных, Петр. В поисках вдохновения архитектор Борис Фрейденберг отправился изучать памятники русской архитектуры в Ярославль. В результате краснокирпичные палаты и крыльцо украсили арки с гирьками, наличники и декоративные фризы, на крышах появились флюгеры с двуглавыми орлами, а в центральной розетке — изображение крылатого единорога.
Музей русских древностей был завершен в 1893 году, а с 1895-го открыт для посетителей, причем познакомиться с коллекцией можно было в сопровождении самого основателя. Собрание росло, и одного помещения оказалось мало. Постепенно на участке появился целый музейный комплекс: уже под руководством архитектора Адольфа Эрихсона к зданию пристроили новый корпус, соединенный с первым подземным тоннелем. Их обнесли декоративной оградой, выполненной в том же стиле, а после возвели склад, над которым трудился еще один мастер, Федор Кольбе. В 1905 году Петр Щукин передал коллекцию и постройки в дар Историческому музею, но оставался хранителем до своей смерти. После революции музей упразднили, а здание в разные годы занимали Музей старой Москвы, Музей центрально-промышленной области и даже студенческое общежитие, пока в 1934 году оно не перешло Биологическому музею.
Доходный дом Перцовой
Курсовой пер., 1
Еще один памятник неорусской архитектуры лишен пышного лепного декора, но зато украшен удивительными майоликовыми панно с сюжетами древнерусского языческого эпоса, благодаря которым он напоминает сказочный ларец. Петр Перцов, предприниматель, строивший железные дороги, в духе эпохи поощрял художников и решил возвести доходный дом для талантливых мастеров. Официально особняк был записан на жену Перцова, поэтому до сих пор носит ее имя. Конкурс на создание архитектурного проекта объявили в 1905 году. Несмотря на присутствие в жюри Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Федора Шехтеля, финальное решение осталось за Перцовым — он выбрал проект Сергея Малютина, занявшего в конкурсе только второе место. Эскизы доработали архитектор Николай Жуков и инженер Борис Шнауберт.
Ансамбль пристроили к уже существовавшему на участке трехэтажному строению, которое было адаптировано под архитектурный проект. Декоративные панно для фасада изготовили выпускники Строгановского училища. Замысел Перцова воплотился в жизнь, он сам занимал одну из квартир в доме, остальные арендовали художники и артисты. В 1908–1909 годах в одном из подвальных помещений действовало кабаре «Летучая мышь». Сейчас дом Перцовой закрыт для посещения — в нем расположено Главное управление дипломатическим корпусом МИД.
Особняк Лопатиной
Большая Никитская, 54, стр. 1
Приобретая участок на Большой Никитской, предпринимательница Анна Лопатина хотела построить и собственный особняк, и доходный дом, и контору, и склады для хранения морепродуктов, которые она поставляла в Москву. Архитектор Александр Каминский убедил ее объединить все функции в одном здании: подвалы отвели для складов и ледника, на первом этаже вели делопроизводство, а второй заняли апартаменты самой владелицы и квартиры для будущих арендаторов. Строительство завершили в 1876 году.
Это один из ранних примеров обращения к допетровскому зодчеству в архитектуре конца XIX — начала XX века. Орнамент на фасаде, напоминающий традиционную вышивку, был создан с помощью декоративного облицовочного кирпича различных оттенков. Цветной кирпич и изразцы также украшают выступающий фризДекоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты на здании., оконные наличники-кокошники, архивольтыПолукруглый или остроконечный наличник оконного или дверного арочного проема. и ниши. В 1925 году в здании произошел сильный пожар, но вскоре его реконструировали. Еще три года спустя надстроили дополнительный третий этаж, стараясь соблюдать общую стилистику, а особняк превратили в общежитие. С 1963 года его занимает посольство Бразилии. Оригинальные интерьеры и элементы фасада восстановили при реставрации в 2018–2020 годах.
Рижский вокзал
Рижская пл., 1
Рубеж XIX и XX веков был временем активного железнодорожного строительства. В 1901 году в Москве был открыт новый вокзал — Виндавский, откуда отправлялись поезда на северо-запад империи, в сторону Балтики. Первое название он получил по конечному пункту в городе Виндава на территории современной Латвии, а после сменил еще множество имен — был Балтийским, Ржевским и, наконец, Рижским.
Проект вокзала был создан архитектором Станиславом Бржозовским при участии Юлия Дидерихса. Интерьер благодаря плавным линиям, формам окон и материалам отделки может отдаленно напомнить другой памятник эпохи — Витебский вокзал в Петербурге в стиле модерн, строительством которого также занимался Бржозовский. Однако московское здание было вдохновлено в первую очередь допетровским зодчеством. Два корпуса-терема соединил крытый переход, внутри расположились центральный вестибюль, багажное отделение, залы ожидания и буфет, освещало их электричество собственной небольшой станции. Фасады украсили типичные для неорусского стиля декоративные элементы — наличники, кокошники, полуколонны и пышные оконные фризы, а над входом между двумя башенками появились часы под большим кокошником.
В начале 2000-х здание могли снести, но в итоге оно все же получило статус объекта культурного наследия, несущие конструкции укрепили, а фасады обновили, сохранив существующий декор. Сейчас вокзал обслуживает только электрички, поезда дальнего следования перестали останавливаться здесь в 2021 году.