Гид по Таганке: от средневековых монастырей до советского ампира

Эклектичный и полный контрастов Таганский район расположился на левом берегу Москвы-реки — от Китай-города до промышленных территорий на юго-восточной границе. Во время прогулки здесь можно увидеть, как друг друга сменяли эпохи и архитектурные стили.

Монастыри

Спасо-Андроников монастырь

Историческое название района происходит от реки, определяющей его географические границы, — Яузы. Заяузье стало бурно разрастаться в XV веке, когда город вышел за пределы Кремля. Поселения на нескольких холмах, Лыщиковой горе и Швивой (или Вшивой) горке сменились первой городской застройкой. За внешней стеной Кремля выросли монастыри-крепости, защищавшие подступы к Москве: Новоспасский, Покровский, Спасо-Андроников.

История Спасо-Андроникова монастыря, расположенного на высоком берегу Яузы, началась еще в середине XIV века, когда, пережив страшный шторм, митрополит Киевский и всея Руси Алексий привез в Москву византийскую икону Спаса Нерукотворного. Ручей, протекавший рядом, в память о константинопольском Золотом Роге назвали Золотым Рожком. Андрониковым монастырь стал в честь первого настоятеля, ученика Сергия Радонежского. В XV столетии здесь появился белокаменный Спасский собор, который расписал Андрей Рублев. Сегодня на территории монастыря также находится музей его имени, где хранятся произведения древнерусского искусства.

Дворцы и усадьбы

Городская клиническая больница № 23 имени И. В. Давыдовского

Вокруг монастырей в Заяузье формировались ремесленные слободы: Котельная, Ямская, Сыромятническая, Гончарная, Кузнечная — и Таганная. Мастера, принадлежащие к последней, занимались изготовлением металлических подставок для походных котлов, таганов, что, вероятно, и послужило основой будущего топонима. По другой версии, оно происходит от слова «таган» в значении «гора, холм». Когда‑то здесь проходили прямые дороги до Владимира и Коломны, которые после заменили широкие улицы, сейчас — Николоямская и Верхняя Радищевская. В остальном Таганка сохранила разветвленную сеть переулков, сбегающих с холмов к реке, еще с XVII века, что сегодня придает ей особый колорит.

В XVIII веке Заяузье стало застраиваться дворянскими и купеческими усадьбами. Так, на Швивой горке сохранился дворец промышленника Баташева, заложенный в 1798 году. Тогда это было одно из крупнейших частных владений в городе. Кроме основного здания, построенного в характерном для эпохи стиле классицизм, на территории можно увидеть боковые флигели, церковь и служебные постройки. Автор архитектурного ансамбля неизвестен. В 1866 году наследники Баташева передали здание городу, чтобы в нем организовали больницу, так что медицинское учреждение располагалось здесь еще с конца XIX века. С 1930-х годов усадьба стала Городской клинической больницей № 23.

Еще одна сохранившаяся на Таганке усадьба XVIII века — палаты Федора Птицына. Они были построены в 1754 году и представляли собой одноэтажный дом в стиле московского барокко. После, уже в 1760-х, рядом возвели еще одно здание в три этажа. В 1864 году у усадьбы появилась новая владелица, Агафья Залогина, также принадлежавшая к купеческому сословию. Архитектор Дмитрий Корицкий перестроил для нее западный корпус, украсив его фронтоном с цветочными гирляндами и пилястрами. Здесь же располагалась шелкопрядильная фабрика, которой Залогина владела до начала революции.

Купечество и торговля

Вид на Таганский район и Храм Святителя Мартина Исповедника в Москве.

На территории Заяузья появлялось все больше лавок и магазинов с редкими и ремесленными товарами, а к концу XIX века — промышленных предприятий, развивалось текстильное производство. Центром района был рынок, один из самых больших в Москве.

Купечество не только строило усадьбы для своих семей, но и занималось развитием близлежащих территорий. Чаеторговец Василий Жигарев в 1791 году выделил бюджет на новый проект церкви Святого Мартина Исповедника, которая находилась на этом месте еще с начала XVI века. Архитектор Родион Казаков создал стройное классицистическое здание, увенчанное ротондой, а интерьеры храма расписал итальянский мастер Антонио Клаудо.

Заяузье сильно пострадало в пожаре 1812 года. В ходе восстановления города бывшие деревянные постройки заменили на каменные. Так, здесь появился крытый рынок, спроектированный архитектором Осипом Бове. Тут торговали мясом, рыбой и мучными изделиями. Он располагался на месте современной Таганской площади и просуществовал до 1960-х, когда был снесен из‑за строительства дорожной развязки и тоннеля.

Советское наследие

Согласно советскому плану реконструкции города, Таганка должна была полностью изменить свой облик — эклектичную малоэтажную застройку хотели заменить на широкий проспект с парадными фасадами и зданиями в стиле сталинского ампира. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Проследить, что происходило с районом в советскую эпоху, можно на примере Плоского дома. Скошенный угол, создающий иллюзию двумерного сооружения, — продуманное инженерное решение, позволяющее сохранить ценные метры земли при соединении двух соседних зданий. Дом был построен в 1914 году как доходный, здесь были просторные квартиры с высокими потолками. В советское время здание отдали под коммуналки, а в конце века расселили из‑за аварийного состояния коммуникаций. Теперь, после реконструкции, дом вновь стал жилым.

Большой Устьинский мост, Высотка на Котельнической набережной.

Важным событием в истории района стали закрытие и снос Таганской тюрьмы, которая находилась недалеко от современной Таганской площади, в 1960 году. Она была основана по указу императора Александра I в 1804 году. На рубеже XIX и XX веков здесь содержались и политические преступники, среди которых были, например, Леонид Андреев и Дмитрий Ульянов. На территории тюремного комплекса, кроме основных зданий, размещались административные постройки, больница, аптека, прачечная, пекарня и мастерские, в которых должны были работать заключенные. Тюрьма во все годы была переполнена, что вместе с отсутствием вентиляции периодически приводило к возникновению эпидемий, но самые страшные события пришлись на годы Большого террора. В 1940 году в тюрьме, рассчитанной на 400 заключенных, их было больше четырех тысяч.

Высотка на Котельнической набережной стала третьей из семи московских небоскребов советской эпохи. Строительство этой части будущего ансамбля по проекту архитекторов Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского началось еще в 1938 году. А после она вошла в более масштабный проект, работы над которым велись с 1948 по 1952 год. Центральный корпус с 32 этажами вытянулся на 176 метров в высоту. Здание оставалось самым высоким в городе, пока не был завершен МГУ на Воробьевых горах. Квартиры в корпусе А частично были отданы сотрудникам НКВД — ведомство неслучайно курировало строительство. Ключи от других получили советские деятели искусств, среди которых были Галина Уланова, Василий Аксенов, Константин Паустовский, Александр Твардовский, Евгений Евтушенко, Фаина Раневская и Людмила Зыкина. Интересно, что сведения о количестве квартир в высотке расходятся: по одним данным, их было около 400, по другим — 800.

Здесь же расположен кинотеатр «Иллюзион», открытый в 1966 году. В нем показывали не только фильмы из архивов Госфильмофонда, но и картины из Канады, Венгрии, Италии, Чехословакии, Швеции и Японии. Парадные вестибюли с массивными хрустальными люстрами, колоннами, лепниной и бронзовыми светильниками вели в залы с красными бархатными креслами — так выглядят восстановленные исторические интерьеры и сейчас.

Сегодня облик района вновь меняется, и благодаря усилиям энтузиастов он превращается в креативный кластер с новыми точками притяжения — такими, как веранда Powerhouse или затерянная во дворах «Интеллигенция», открытая под лозунгом «Make Taganka Great Again».

Расскажите друзьям