Как возить собак в общественном транспорте Москвы? Правила и опыт владельцев

Фото: picture alliance/Getty Images
По данным ВЦИОМ, почти 40% россиян и членов их семей — владельцы собак, в Москве живут около 4 млн домашних псов. Возить их в общественном транспорте иногда необходимо: например, чтобы попасть к ветеринару, на тренировку, дачу или в гости. «Афиша Daily» разобралась, как это можно сделать и с какими проблемами сталкиваются владельцы животных.

Есть ли проблема?

В 2022 году телеграм-канал «Собакин город» провел исследование того, насколько московский транспорт дружелюбен к пассажирам с питомцами. В анонимном опросе приняли участие более 150 владельцев самых разных собак. 90,8% из них периодически пользуются наземным транспортом, 85,2% вызывают такси, 82,6% передвигаются на метро, 74,6% ездят на электричках и 59,4% — на МЦК.

Наиболее дружелюбны к животным пригородные электропоезда: 66% без проблем могут ехать с собакой в электричке, а полностью недоступным этот вид транспорта назвали только 2%. На втором месте — наземный транспорт: 65% респондентов рассказали, что могут провести собаку любого размера, 15,5% отмечают эпизодические сложности, а 18% стараются избегать таких поездок из‑за возникающих проблем.

Хуже обстоит ситуация с метро: 30,2% опрошенных хотели бы пользоваться подземкой, но не имеют такой возможности, 31% регулярно сталкиваются со сложностями и лишний раз не решаются рисковать.

36% пассажиров отмечают, что водители такси очень часто отказываются перевозить собак, особенно средних и крупных размеров, несмотря на то что в приложении была поставлена соответствующая отметка. Еще 36% подчеркивают, что такие эпизоды случаются периодически. При этом поездки на такси с собаками существенно дороже, иногда стоимость увеличивается в два раза и больше.

Действующие правила перевозки питомцев в общественном транспорте

Метрополитен

В правилах московского метрополитена сказано, что провозить животное можно только в переноске или клетке. На деле до недавнего времени все зависело от сотрудников станций — кто‑то спокойно пропускал собак на обычном поводке, с кем‑то можно было договориться, например, разъяснив причину отсутствия переноски, а кто‑то строго следовал правилам и проход запрещал. Но после ряда инцидентов, когда животные пострадали в метро, требования к соблюдению правил ужесточились. Например, две недели назад таксе зажевало лапку на эскалаторе в переходе с «Краснопресненской» на «Баррикадную», а в 2021 году собака попала на контактный рельс и умерла от разряда тока. Сейчас животное просят как минимум взять на руки и не отпускать до конца поездки, но это возможно только с мелкими и средними породами. Крупных собак часто просто невозможно поднять: ни с переноской, ни без нее.

Наземный городской транспорт

Правила наземного городского транспорта гораздо демократичнее. Человек может провозить домашних животных, если они не беспокоят других пассажиров, то есть собаки должны быть в намордниках и на коротком поводке. В реальности часто и эти правила не соблюдаются, так как в салонах нет кондукторов. Недовольство могут высказать разве что соседи по транспорту.

МЦК

На МЦК можно провозить собаку только в наморднике и на поводке. За небольшого питомца отдельную плату не берут, и с ним можно ехать в салоне, а за крупного придется доплатить, и находиться он сможет только в тамбуре.

Электрички

В пригородных поездах необходимо доплачивать за любую собаку. Мелким псам можно находиться в салоне либо на поводке и в наморднике, либо в переноске. Крупных провозят только в тамбуре.

Такси

Чтобы прокатиться на «Яндекс Такси» в компании с питомцем, при заказе следует выбрать опцию перевозки животного. Сразу после этого стоимость поездки увеличится. По правилам собака должна быть в переноске, но даже это не гарантирует, что водитель не потребует посадить ее в багажник (учитывайте, что в жару это может быть опасно для ее здоровья) или вообще откажется вас везти.

Перевозка собак в общественном транспорте: истории владельцев крупных животных

Елена Смородинова

и собака Матильда

По правилам метрополитена, которые давно не менялись, животное должно быть в переноске или сумке. Но обычно для поездки было достаточно намордника, тем более что посадить 20-килограммовую дворнягу в переноску непросто. Проблемы обычно возникают на фоне инцидентов: однажды нас не пустили в метро, сославшись на случай с ламой Гришей. Дескать, сотрудники запуганы и рады бы, но нельзя. В мае особенно ответственный контролер грозил нам «милицией» (именно так), хотя до этого мы прекрасно доехали по БКЛ до пункта назначения. В последнее время мне приходится брать собаку на руки, хотя при моих 56 кг это непросто.

Далеко не у всех есть возможность довести своего друга на такси, например, в ветеринарную клинику. А ближайшая лечебница может не подойти: например, пять лет назад, когда я стерилизовала собаку, только в одной клинике эту операцию выполняли лапораскопически. Клиника располагалась на «Братиславской», и в очереди мы встретили людей и зверей со всех концов Москвы, тем более что дворовым и приютским полагались скидки. Официальное решение от властей в такой ситуации — довести зверя в наземном транспорте в наморднике, но время на это есть далеко не всегда. Например, путь от «Коломенской» до «Павелецкой» на трех автобусах занял у меня около полутора часов.

Есть проблемы и в поездах: нужно внимательно следить за классом конкретного вагона. В официальном приложении РЖД может стоять значок «перевозка животных разрешена», а по факту может оказаться, что зверь должен ехать не с вами, а в отдельном вагоне на других условиях, — так было с нами во время поездки в ночном поезде Москва — Нижний Новгород.

Тамара Джапаридзе

и овчарки Полвон, Гремлин и Нари

Мы живем в центре Москвы. Первую собаку я заводила для охраны, остальных — потому что влюбилась в породу. Люди на улицах обычно реагируют адекватно, с негативом приходилось сталкиваться, конечно, но это единичные случаи. Мы много передвигаемся на общественном транспорте: на выставки, соревнования, прогулки, в ветеринарную клинику и на дрессировочную площадку. Мои собаки приучены ездить на метро, автобусах, электричках и такси. В транспорте они всегда в намордниках, и люди, увидев, что животные ведут себя воспитанно, успокаиваются. Еще я стараюсь надеть дополнительную шлейку с надписью «кинология» или «служебная собака», бантик, яркую кисточку на шею или бандану — это смешит и расслабляет окружающих.

Наталья Язикова

и среднеазиатская овчарка Джокер

В общественном транспорте Джокер всегда в наморднике и ведет себя культурно, но люди реагируют по-разному, кто‑то нос воротит, кто‑то умиляется. В электричке, если контролеры нормальные, намордник разрешают снять, но попадаются и озлобленные. Продают билеты для живности, а места для них совершенно нет. В тамбуре поток людей, грязь и вонь: заплати и стой два часа, вот такой сервис.

В метро нам часто говорят, что с собакой можно зайти, только если она в клетке. Я на это отвечаю, что если метро устанавливает такие правила, то пусть предоставляет клетки в аренду на время проезда, делаю морду кирпичом и прохожу. У меня нет машины, а доплачивать за такси 600 рублей сверх поездки за 300 — это перебор, да еще и не каждый берет с большим питомцем. 10 лет назад никто на собак внимания не обращал, сейчас же куча правил, а удобны они или нет, никто не думает.

Благодарим за помощь в создании материала проект «Собакин город», который занимается созданием среды, дружелюбной по отношению к животным.

Расскажите друзьям