В арт-парке «Никола-Ленивец» откликаются на меняющуюся реальность так быстро, что иногда опережают ее: в прошлый раз мы спрашивали у художников — звезд Никола-Ленивца в канун Масленицы, где сжигали объект «Четвертая стена», что бы они хотели отправить в огонь. И несмотря на то, что интервью были взяты до 24 февраля 2022 года, ответы оказались пророческими.
На «Архстоянии» в июле 2022 года художники искали ответ на вопрос «Счастье есть?», а в этом году кураторы арт-парка предложат зрителям заглянуть в работы художников, как в магический шар, и увидеть себя вне времени, вне обстоятельств и вне границ собственного воображения.
Главным объектом этого года станет «Капсула предсказаний» архитектора Алексея Козыря. Ее покажут на фестивале, а после этого 27 лет объект будет храниться под землей. В шестиметровую капсулу поместят личные послания гостей «Архстояния» и извлекут на свет только в 2050 году.
Ирина Корина и Илья Вознесенский строят «Павильон заблуждений» — это объект из натянутых тканей, живых деревьев и палаток с загадочным лабиринтом внутри. К дому-чемодану, «Вилле ПО-2» и другим домам-манифестам Никола-Ленивца добавятся дом-обелиск от архитектурного бюро Katarsis и дом-воздухопровод от арт-группы «Алыча».
В парке появится инсталляция «Павильон предсказаний»: в ней при помощи искусственного интеллекта можно будет как выбрать сценарий будущего для всего человечества, так и получить личный прогноз.
Мы предложили художникам заполнить небольшую анкету — прямо как в детстве:
1. Верите ли вы в предсказания?
2. Суеверны ли вы в принципе?
3. Расскажите, пожалуйста, какое предсказание, которое вам озвучивали старшие коллеги или вы сами находили в искусстве, сбылось?
4. Дайте, пожалуйста, предсказание любым доступным вам способом (или тем, которым вы сами пользуетесь): подойдут строчка из вашей любимой книги с номером строки и страницы, карта Таро, шар предсказаний…
Публикуем ответы художников и кураторов без купюр.
Художник, идеолог арт-парка «Никола-Ленивец» и фестиваля «Архстояние»
1. В предсказания не верю.
2. Я не суеверный.
3. Старшие коллеги мне всегда говорили: «Работай, не ленись, будь умным мальчиком, и все будет у тебя хорошо». Так до сих пор я с этим и живу. Человек всего достигает своим умом и своими усилиями. Это банально, неприятно, но для меня это факт.
4. Я дам предсказание такое: откройте Ветхий Завет, Первую книгу Царств, вторую страницу и прочитайте третью строчку сверху.
Художник
1–3. Я верю в творческие предсказания художников! Именно так было со мной, когда на открытии «Пьяного забора» на «Архстоянии» в 2021 году я сказал, что, работая над проектом, увидел в нем новые смыслы, заложенные уже пандемией и всей политической жизнью России последних лет. И теперь это не просто забор, установленный в чистом поле и демонстрирующий нам свою абсурдность, а, быть может, «железный занавес», преграда, разъединяющая всех нас в России и отделяющая нас от всего мира. Я думал, что мой «Забор» будет замкнут за счет формы и смыслов сам на себе, отрешен и почти стерилен. Минимализмом «Пьяного забора» я предлал зрителю отстраниться от суеты и погрузится в медитацию, оставив ощущение тайны и недосказанности; чтобы оторваться от первоисточника и оказаться в беспредметной, неопределенной и истинно свободной геометрии чистого искусства. Такого, в котором происходит органичное объединение супрематизма и архитектурного минимализма… Но жизнь, как мы видим, вносит свои и порой неожиданные коннотации. Вот вам и предсказание!
4. «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах. <…> Мы отдохнем… Мы отдохнем!» А.П.Чехов «Дядя Ваня».
Куратор фестиваля «Архстояние»
1. Да. Верю. Скорее не в предсказания, а в чудеса.
2. В студенческие годы один мой сокурсник показал мне свои навыки гадания на кофейной гуще. Причем он делал это, стесняясь, так как не имел опыта и боялся, что не сможет вспомнить все детали — умение он подсмотрел у своей бабушки. Так вот гадание сбылось на 100% и очень конкретно! С тех пор я как‑то больше верю в подобные практики.
3. Известный миколог Вишневский построил на умении предсказывать целую теорию образования власти и государственности. И не только он: за примерами в искусстве далеко ходить не нужно. В 2019 году на Масленицу мы в Никола-Ленивце реализовали проект «Пламенеющая готика», где языки пламени превратили горящий объект во что‑то похожее на стиль пламенеющей готики. Самый яркий мировой пример этого стиля — Нотр-Дам-де-Пари. Как мы все знаем, в этом же году у него сгорела крыша. Зимой 2022 года мы выбрали для очередного сожжения объект «Вавилонская башня». И что вы думаете?! Что началось 24 февраля?
4. Книга «Дизайн как отношение», 14-я станица, 9-я строка: «Моя цель — „потретировать“ самое насущное».
Художница
1, 2. Я изучаю фольклор и его связь с антропологией, так что народные суеверия являются для меня исследовательским материалом, не могу их не любить. Тема предсказаний меня увлекает с разных сторон. Например, я обожаю смотреть прогноз погоды! Я верю в то, что мы сами хозяева своей же жизни и можем ей управлять, несмотря на самые курьезные пророчества.
3. Люди, глубоко погруженные в художественные практики, часто интуитивно предвосхищают те или иные события. В этом и есть главное значение искусства. Я считаю, что историю искусства нужно ввести в школьную программу, тогда каждый сможет обладать даром расшифровки будущего.
4. Свое предсказание Ульяна нарисовала специально для «Афиши Daily».
Продюсер фестиваля «Архстояние», управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец»
1, 2. Я очень внимательно отношусь к пространству и окружению и в связи с этим всегда особенно приматриваюсь и прислушиваюсь к знакам и считаю их самыми работающими предсказаниями в своей жизни.
3. Наверное, одно из самых запоминающихся напутствий я получила от Николая Полисского. Когда он позвал меня делать «Архстояние», я сказала ему: «Я не умею делать фестивали, никогда их не делала, я же архитектор». На что он ответил: «Верить можно только в человеческую энергию. Ты все сможешь!»
4. Мое предсказание следующее: в тот момент, когда вы будете читать мои ответы на эти вопросы, закройте глаза, на секундочку остановитесь, сделайте глубокий вдох и спросите себя: чего вы хотите? И прислушатесь к ответу, который к вам придет в этот момент.
Архитектор и дизайнер, хедлайнер «Архстояния-2023»
1. В предсказания я верю только в хорошие. Как правило, они не сбываются.
2. Я суеверен, если считать, что, когда что‑то забываешь и возвращаешься, надо смотреть в зеркало, стучать по дереву или лбу и плевать через плечо три раза. Или переходить на другую сторону дороги, если черная кошка твою дорогу перебежала.
3, 4. На удачу я всегда тру нос собаке Ирме в метро на станции «Площадь Революции». Какой именно из четырех, сказать не могу. Суеверен.
Художник, хедлайнер «Архстояния-2022», автор проекта «Мавзолей мечты»
1, 2. Я не суеверен, не верю предсказаниям — человек сам создает свою судьбу.
3. Какие бы предсказания я ни получал, ничего не сбылось, ведь все зависит от человека.
4. Будущее создают сильные люди, а слабые идут к гадалке.
Архитектурное бюро Katarsis
Архитектурное бюро Katarsis
1. Да, мы суеверны.
2. В предсказания не верим, только в научные. И творческую интуицию.
3. Это секрет! Иначе не сбудется же.
4. Открыли Басё:
«Пойдем, друзья, поглядим
На плавучие гнезда уток
В разливе майских дождей!»
Купить билеты на «Архстояние» можно на «Афише». Сейчас один билет на все дни фестиваля обойдется в 7200 рублей.