Арт-парк Никола-Ленивец, Калужская область
Родина русского ленд-арта на селе, где каждый крестьянин — художник
Сегодня «Никола-Ленивец» — это самый большой арт-парк Европы, который ежегодно посещают 250 тысяч человек, но так было не всегда. В конце 1980-х в забытую, поросшую бурьяном деревню с тремя жителями переехал художник Николай Полисский. Первое время он привыкал к новой жизни и писал пейзажи. Но вскоре решил «войти» в ландшафт и поэкспериментировать. Первым его проектом стали 200 снеговиков на склоне реки — оммаж на историческое Великое стояние на Угре. Одному было не справиться, поэтому он пригласил местных крестьян и заплатил им по 10 рублей за штуку. Мужики удивились, но с энтузиазмом принялись за дело. Получившееся поразило не только самого художника, но и арт-сообщество. Полисский понял, что у него в руках оказался удивительный ресурс: необъятная территория, нескончаемый природный материал и, самое важное, сила и интерес местных.
С тех пор каждый год в парке возводят большие арт-объекты из природных материалов: сена, веток, лозы. Жители стали соавторами художника и работниками артели «Никола-ленивецкие промыслы». В 2006 году Николай Полисский пригласил кураторов Юлию Бычкову и Антона Кочуркина делать фестиваль «Архстояние» — ныне визитную карточку места и одно из главных событий в мире российского совриска. Помимо работ самого Полисского, объекты для фестиваля возводили такие мэтры архитектуры, как Александр Бродский, Борис Бернаскони, Игорь Шелковский. За событиями потянулось и создание инфраструктуры. Летом здесь можно купаться в реке, отправиться на экскурсию на велосипеде, попробовать фермерские продукты или покататься на лошадях, зимой — встать на коньки и лыжи или сходить на мастер-класс от артели. Жить при этом можно как в обычной палатке, так и в одном из затейливых арт-домов.
Управляющий партнер «Никола-Ленивца», продюсер фестиваля «Архстояние»
«Никола-Ленивец» стал уникальным для России проектом, который обеспечивает жизнь населения при помощи искусства. Теперь почти каждый здесь — художник. Возможно, именно поэтому мы не встретили никакого сопротивления в самом начале. Мы действовали интуитивно, вовлекая во все процессы местные власти и односельчан. Сегодня нас скорее волнуют проблемы быстрого роста — ощущается нехватка персонала и инфраструктуры. Будем решать это комплексно с администрацией Калужской области. Благодаря поддержке губернатора до парка уже можно доехать по отремонтированной дороге.
Наша задача на будущее — увеличить оборот, улучшить инфраструктуру и создать образовательную институцию внутри парка. Для нас также важно делиться опытом — это помогает другим не набивать те же шишки. В 2020 году многие вернулись в свои родные места, имея за плечами опыт жизни в больших городах, и захотели изменить ситуацию. К парку и бюро «Никола-Ленивец» стали все чаще обращаться за экспертизой. В 2021 году мы запустили школу «Никола-Ленивец», где учим менять и развивать территории через искусство, организовывать фестивали и разбираться в паблик-арте. За два года нашу программу прошли более 120 человек из 20 городов и трех стран.
Центр современной культуры «Рельсы», Тверь
Культурный проект, где главной движущей силой стали горожане
Некоммерческий культурно-просветительский проект «Рельсы» появился в 2018 году как лекторий. Основатели — предприниматель Илья Андреев и журналистка Анна Кудрявцева — на старте вложили в него 80 тысяч рублей, чтобы купить кофемашину, проектор и стулья. На протяжении двух с лишним лет лекторий был мобильным — события проходили на дружественных площадках. Как говорят сами организаторы, они изначально хотели открыть Центр современной культуры, но двигались от меньшего к большему, чтобы прощупать интерес аудитории.
Благодаря развитию сообщества и усилиям команды проект обрел постоянный дом в историческом здании в самом центре города. Ремонт удалось сделать благодаря меценатам, а средства на обустройство собрали с помощью краудфандинга. Кампания показала, что люди не просто хотят менять родной город, но и готовы приложить руку к этим изменениям. Сегодня сюда ходят на лекции и воркшопы, в библиотеку или кафе, здесь устраивают кинопоказы, маркеты местных брендов, опен-токи и мастер-классы.
Основатель центра «Рельсы»
Основательница центра «Рельсы»
Мы решили открыть «Рельсы», потому что подобного проекта в Твери просто не было. Хотелось посещать интересные события, читать книги, учиться, встречаться и общаться за чашкой кофе в комфортной обстановке. После первой кампании по сбору средств нас по-прежнему поддерживают горожане, десятки людей ежемесячно присылают небольшие суммы на нашу работу. Мы получаем государственные гранты, но тратим их только на спецпроекты — например, фестиваль или запись подкаста.
Сегодня «Рельсам» уже становится тесно в имеющемся здании — в течение нескольких лет будем расширяться или разделять проекты по направлениям. В этом году по плану: проведение проектной школы для социокультурных лидеров, открытие выставки команды независимых кураторов, выпускников магистерской программы музея современного искусства «Гараж» в ВШЭ, а летом — запуск медиа о жизни людей и проектов в Твери «Луч» и очередной «Рельсыфест».
Парк «Краснодар», Краснодар
Юго-западный ответ столичному «Зарядью»
Официальное название парка, который появился здесь в 2017 году, — «Краснодар», но местные знают его как парк Галицкого. По приблизительным оценкам, предприниматель и основатель торговой сети «Магнит» Сергей Галицкий потратил на проект более 5 млрд рублей, но официально эту информацию никто не подтверждал. В результате ничем не примечательный пустырь площадью около 23 гектаров превратился в одну из главных городских локаций.
Здесь работают летний амфитеатр на 200 мест, музыкальный и водный лабиринты, игровые площадки, кафе, веревочный панда-парк, скейтпарк, скалодром, террасированный сад и фонтаны. Тень обеспечивают более 2500 видов деревьев, в том числе редких: от тюльпанового дерева до баобаба. Ночью подсветка от 10 тысяч осветительных приборов полностью меняет внешний вид территории. В центральной части — домашний стадион футбольного клуба «Краснодар» на 34 000 мест. А еще «Краснодар» — это большая арт-площадка под открытым небом, где периодически появляются актуальные произведения паблик-арта. Ландшафтные дизайнеры грамотно вписывают их в окружающее пространство: здесь можно увидеть работу «Геолокация» и барельеф «Искусственная среда» от Recycle Group (которые, кстати, тоже родом из Краснодара), а также арт-объект «Внутренний ребенок» американского скульптора Кена Келлехера.
Кураторка арт-резиденции PchelinHouse, выставок и лектория, посвященного современному искусству, в «Краснодаре», журналистка и режиссерка
Изначально парк должен был привлекать внимание публики к стадиону и элегантно рассеивать болельщиков до и после матчей, а в итоге стал для горожан главной точкой притяжения комплекса, символом веры в настоящее и будущее Краснодара. Он сильно повлиял на мышление горожан — эстетически и в плане доверия современным решениям. Многие захотели менять пространство вокруг себя, опираясь на идеи функционального дизайна и профессионального подхода, а не по принципу «обойдемся без экспертов». Все увидели, как вместе работают современная архитектура и переосмысленная природа, оценили качество исполнения и отсутствие экономии на мелочах.
Это интеллектуальная высокотехнологичная среда без китча, аттракционов и торговцев. Конечно, есть и недовольные: кого‑то смущает нелинейная навигация и отсутствие указателей, кого‑то — наоборот, иерархичность пространства, в котором для всех объектов прописан свой сценарий. Но, как бы там ни было, деловых партнеров, гостей и родственников краснодарцы все равно ведут сюда, здесь круто назначать свидания, бегать по утрам, гулять с детьми, делать фото для соцсетей.
Выкса-фестиваль, Выкса
Моногород, ставший фестивалем и местом арт-паломничества
До начала 2010-х годов о Выксе в Нижегородской области знали только те, кто был связан с металлургией. В моногороде при Выксунском металлургическом заводе живут около 80 тысяч человек, и каждый второй так или иначе связан с производством. Выходя с завода, где все сделано по последнему слову техники, работники попадали в обычный провинциальный город. Разительный контраст решили сгладить искусством.
В 2011 году прошел первый фестиваль «Арт-Овраг» (сейчас «Выкса-фестиваль»), организованный благотворительным фондом «ОМК-Участие» и Объединенной металлургической компанией. Программа мероприятия объединяет современное искусство, театр, музыку и спорт. За все время в Выксе было создано около 100 стрит-арт-работ (самый большой мурал Эрика Булатова, работы Тимы Ради, Паши 183, Славы ПТРК, Миши Most, Алексея Луки и других), а также появилась арт-резиденция «Выкса», где побывали уже более 50 художников со всего мира. События фестиваля основаны на местном контексте и помогают жителям развивать свои творческие способности. Приглашенные участники, даже самые именитые, предварительно проходят обряд «выксунизации», то есть живут в городе минимум две недели, накапливая вдохновение для своих проектов. Сами выксунцы сначала отнеслись к изменениям настороженно, наблюдая со стороны, но теперь активно вовлекаются в процесс, становясь, пусть и на время, художниками, перформерами и музыкантами. Событие изменило облик всего города, сделав его одним из главных арт-направлений для жителей обеих столиц. Здесь появился скейт-парк, новые общественные пространства и детские площадки, а при поддержке федеральных властей обновили городской парк и набережную.
Председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие»
Нам хотелось привести в соответствие современное высокотехнологичное производство, городскую среду и культурную жизнь провинциального города. Конечно, у фестиваля не все сразу шло гладко — некоторые работы даже были разрушены. Сожгли деревянный арт-объект Big Gini американского художника и архитектора Джона Пауэрса. Причем он собирал эту работу вместе с местными мальчишками. Но мы не отчаивались, продолжали приглашать художников и вовлекать жителей в процесс сотворчества.
Со временем отношение к фестивалю изменилось, мы сделали много любимых всеми проектов. Например, деревянная скульптура единорога венгерского художника Габора Миклоша Соеке стала символом Выксы. Местные жители играют важную роль в фестивале, в последнем событии в качестве участников и волонтеров были задействованы более 1000 выксунцев. Сегодня о городе снимают фильмы, пишут статьи, и жители становятся героями этих историй. В этом году мы запустим в Выксе продюсерский центр, который займется организацией городских культурных мероприятий, в ближайшие годы — индустриально-туристический центр «Шухов парк». Все эти изменения влияют и на турпоток. Если динамика сохранится, то к нынешним почти 40 000 туристов в год добавятся еще 120 000 человек.
Творческий индустриальный кластер «Октава», Тула
Необычный кластер на действующем заводе, объединивший физиков и лириков
Исторически Тула была центром ремесленников, в этом промышленном городе производят, кажется, все — от пряников до патронов. С 1927 года здесь работает завод «Октава», разрабатывающий микрофоны и звуковое оборудование, которое среди прочих использовали U2, Radiohead, Стинг и Мэрилин Мэнсон. В прошлом веке производство занимало целый квартал, но в 90-е предприятие пришло в упадок, часть территории в самом центре города простаивала. В 2018 году завод решил отдать эти площади под одноименное креативное пространство.
Совместный проект частного инвестора Михаила Шелкова и госкорпорации «Ростех» можно назвать хорошим примером редевелопмента, но со своей особенностью. В отличие от других подобных проектов «Октава» не отказалась от своей индустриальности, а стала логичным продолжением легендарного предприятия. В бывших цехах есть арт-резиденция, проходят концерты, лекции и выставки совриска, но параллельно с этим работает библиотека, Высшая техническая школа и мультимедийный Музей станка с историей промышленности Тулы и России. Отдельные помещения на четвертом этаже арендуют авторы инновационных проектов и производственных стартапов. Здесь даже есть профессиональная студия звукозаписи Oktava Lab, где можно протестировать продукцию завода, который продолжает работать буквально за стеной. Благодаря такому сочетанию «Октаве» удается не просто развивать сообщество активных горожан, интересующихся искусством и культурой, но и бережно сохранять традиции и ценности ручного труда.
Генеральный директор кластера «Октава»
Мы сместили фокус с охватных разовых мероприятий на системные серии событий, которые, во-первых, учат гостей новому, а во-вторых, помогают формировать сообщества из местных жителей. Например, проект «Киноклуб» объединяет любителей неочевидного кино; «Квартирники» собирают вокруг себя поклонников авторской песни; арт-резиденции открывают новые имена в искусстве и приумножают существующее художественное сообщество. А новый молодежный проект «Октава_Ю» собирает вместе инициативных подростков. Также в прошлом году мы провели музыкальный фестиваль, на котором выступили лучшие тульские группы. В расписании теперь не менее 100 мероприятий в месяц, на которые приходят до 12 тысяч человек.
Музей современного искусства PERMM, Пермь
Точка отсчета масштабной культурной революции, захватившей весь город
Пермский край в сознании россиянина — типичный промышленный регион. Здесь производят самолеты и добывают нефть. Казалось бы, при чем здесь современное искусство? Но 2008 год стал переломным — в Перми прошла выставка «Русское бедное» под кураторством галериста Марата Гельмана (включен Минюстом в реестр иностранных агентов) и при поддержке местных властей. Экспонаты с выставки стали основой коллекции нового Музея современного искусства PERMM. С этого началась «Пермская культурная революция», которая охватила весь город: тут и там появлялись арт-объекты (самыми известными стали красные человечки арт-группы Pprofessors и «Власть» Николая Ридного), Пермский театр оперы и балета возглавил дирижер Теодор Курентзис, прошел фестиваль «Новая драма». Сюда стали приезжать люди со всего мира.
Чиновники поняли, что инвестиции в культурную среду — малозатратный и эффектный способ сдерживать отток людей в столицу. Успех Перми дал старт многим культурным проектам в регионах, которые стали появляться как грибы после дождя. Несмотря на сложности, PERMM по-прежнему главный музей города, а за его плечами — сотни выставок, паблик-арт-проектов по всей России, большие образовательные и инклюзивные программы.
Директор музея PERMM
При поддержке PERMM было создано множество объектов паблик-арта, которые стали иконическими для пермского культурного ландшафта и осели в сувенирах, мемах и историях. Например, Red people Андрея Люблинского и «Власть» Николая Ридного у здания Заксобрания, «Яблоко» Жанны Кадыровой у Библиотеки им. Горького и «Пермские ворота» Николая Полисского, которые расположены недалеко от железнодорожного вокзала и видны из всех поездов Транссиба. А временный фанерный арт-объект «Счастье не за горами» Бориса Матросова, созданный в 2009 году в рамках выставки «МосквАполис», — главный символ города, у которого нет конкурентов.
В этом году у нас переезд, мы должны открыть новую площадку музея 15 сентября в рамках программы юбилейных мероприятий «Пермь 300». Это важное событие в жизни музея, у нас появятся новые сервисы вроде магазина и кафе. Мы займем большое пространство автомобильного салона «Мерседес» порядка 7000 кв. м в центральной части города. Одной из самых интересных творческих задач я вижу работу с большим залом с 10-метровыми потолками, где можно будет разворачивать масштабные инсталляционные проекты.
Музей современного искусства «Арсенал», Нижний Новгород
Главный музей города, обосновавшийся в здании бывшего оружейного хранилища
Одно из самых больших помещений Нижегородского кремля, несмотря на богатую историю, долгое время оставалось в тени. Заброшенная и скрытая за забором постройка 1843 года была режимной территорией Министерства обороны и не участвовала в городской жизни. Но все изменилось в начале 2000-х — площадку решили отдать под культурный центр. Здание позднего классицизма возрождали по проекту архитектора Евгения Асса и архитектора-реставратора Александра Епифанова. На реконструкцию за 10 лет было потрачено около 1 млрд рублей.
В 2011 году «Арсенал» открыл двери для всех желающих, и помещение с узнаваемой кирпичной кладкой и сводчатыми потолками моментально стало популярной достопримечательностью. С 2020 года музей стал филиалом ГМИИ им. А.С.Пушкина. Здесь проходят выставки, концерты, есть книжная лавка, кафе и детский центр, реализуются просветительские и инклюзивные программы. Жемчужина центра — медиатека, насчитывающая более 6000 печатных изданий о современном искусстве и культуре, философии и культурологии. В «Арсенале» выставляли работы классика видеоарта Билла Виолы и вручали премию в области современного искусства «Инновация», здесь проходят «Ночь в музее» и фестиваль текстов об искусстве «Вазари». Во дворе центра установили самую длинную в городе 80-метровую скамейку, на которой можно и сидеть, и лежать.
Заместитель директора ГМИИ им. А.С.Пушкина по региональному развитию
В 2014 году «Арсенал» посетили более 71 тысячи человек, а в 2022-м уже более 136 тысяч. К нам ходят совершенно разные — в плане профессий, образования и физических возможностей — люди, но всем здесь комфортно и удобно, они чувствуют, что этот музей для них. Наша задача — научить жителей говорить на языке современной культуры. Чем сильнее эта публика перемешивается, тем интереснее нам обращаться к ней и получать обратную связь.
В ноябре у нас откроется выставка, посвященная маньеризмуОт итальянского maniera — «манера». Западноевропейский стиль, популярный в XVI — первой трети XVII века. Это время, когда искусство позирования и любовь к вычурным позам достигло пика.. Нам интересно, что происходит и на сельских территориях, которые преобразуются через культуру. Как это произошло, например, с селом Сеп в Удмуртской Республике. В конце года мы откроем выставку, которая будет называться «Спасибо, Сеп». Появилось и ежегодное событие — Фестиваль графики на Музейной набережной. Он объединяет сразу несколько музеев и университетов в творческий квартал. Молодые люди, которые учатся рядом с музеями, не всегда понимают, зачем туда ходить. Но если удается высечь искру интереса, то открываются совершенно новые миры, в том числе и для образования. В таком содружестве можно делать очень любопытные вещи.
Ивановская область
Мекка умного туризма с любовью к деталям
Ивановская область никогда не страдала от отсутствия туристов — регион входит в маршрут Золотого кольца. Но обычно все ездили только в Плес и Иваново, хотя здесь множество других населенных пунктов с богатой историей. В 2019 году появилась некоммерческая организация «Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области», которая решила подчеркнуть самобытность каждого городка и рассказать о ней людям. Например, старинный город Шуя — духовный центр области, богатый своей православной историей, — стал родиной фестиваля «Русское Рождество». В бывшем центре купеческой жизни Кинешме проходят театральные фестивали «Праздник Волжского бульвара» и «Островский фест». Гаврилов Посад — город коневодческих традиций и место проведения фестиваля «Праздник русских традиций на родине тяжеловоза». Иваново постепенно обрел славу центра авангарда и конструктивизма, известного фестивалями современного искусства «Первая фабрика авангарда», «Индустриальная велоночь» и «Прожектор».
Благодаря совместной работе с региональными властями и губернатором решился и вопрос с логистикой — до реконструированного Ивановского железнодорожного вокзала из Москвы можно быстро добраться на «Ласточке», из Петербурга, Калининграда и приморских городов — на самолете, из близлежащих региональных центров — Нижнего Новгорода, Костромы, Ярославля и Владимира — на машине по новым дорогам. Между населенными пунктами самой Ивановской области пустили электрички, а в волжских городах — Кинешме и Юрьевце — возобновили теплоходную навигацию, которой не было несколько десятилетий. Приток туристов стал драйвером благоустройства — в каждом малом городе открылись общественные пространства. Бизнес-сообщество принялось за открытие сувенирных магазинов, гостиниц, ресторанов, а значит, появились новые рабочие места. В высокий сезон — весной и летом — у всех отелей полная загруженность. И этот год не будет исключением — в Иванове, Кинешме, Юрьевце, Плесе, Гавриловом Посаде и Лухе уже готовят программу мероприятий. Главным проектом на ближайшие несколько лет станет празднование 800-летия Юрьевца, которое пройдет в 2025 году.
Директор АНО «Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области»
Во время подготовки фестивалей мы обязательно привлекаем творческое сообщество наших городов, а также собираем отзывы и пожелания от местных. Например, жители поселка Палех (многие из них занимаются искусством) обратились к губернатору с просьбой восстановить старинное полуразрушенное здание, в котором раньше работали художники, и он поддержал инициативу. После реставрации здесь открылся арт-центр «Мастерские». Сейчас это место встречи живописцев, проведения выставок современного палехского искусства, любимая достопримечательность у туристов.
В Иванове похожим образом было запущено восстановление комплекса бывших фабричных зданий «Большая ивановская мануфактура», которое ветшало много лет. Тут создадут научно-образовательное и культурное пространство. А уже в августе этого года на территории БИМа пройдет Всероссийский фестиваль «Ночь заводов». Событийный туризм хорош тем, что дает нам возможность за один день показать город большому количеству гостей из разных уголков страны. Также мы развиваем промышленный туризм — на мастер-классах и экскурсиях по предприятиям можно узнать, как создаются иконы, лаковые миниатюры, текстиль и даже строительные краны.